Отрадный факт: за последние 4 года Россия удвоила количество выставочных комплексов, их стало 36. Что подняло страну в мировом рейтинге с 11-го на 7-е место…Но, к сожалению, осваивают эти площади не только отечественные производители. И если с точки зрения выставочного бизнеса – это очевидное благо, то с позиций научно-технического прогресса – факт, достойный сожаления и детального осмысления.

   И экспозиция форума «Технологии безопасности − 2010» отразила эту тенденцию. Увы, большая часть выставочных площадей занята изделиями иностранных фирм из ближнего и дальнего зарубежья. Достаточно сказать, что доля авиационного транспорта РФ в настоящее время составляет около 1,5%. По пассажиро- и грузообороту воздушного транспорта она примерно в 20 раз уступает США, в 3-5 раз – Германии, Китаю и Японии1. Тревожные цифры. Похоже, лозунг 30-х годов прошлого века − «Догнать и перегнать Америку!» − снова актуален для России.

   Не случайно один из участников круглого стола «Применение спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в целях обеспечения транспортной безопасности», который состоялся 3 февраля в «Крокус Экспо», с горькой иронией заметил, что скоро в наших аэропортах присутствие российской индустрии будет отмечено лишь сувенирными матрешками… Правда, затем он добавил, что международная выставочная деятельность полезна России хотя бы тем, что мы можем воочию наблюдать за ростом наших конкурентов и тешить свои амбиции воспоминаниями о былой славе космической и авиационной державы. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся.

   Озабоченность состоянием транспортной составляющей российской экономики в той или иной форме отражали и выступления участников IX Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте», которая проходила под патронажем Постоянной комиссии межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ по вопросам обороны и безопасности, КТС СНГ, АТЦ СНГ, Фонда «Транспортная безопасность».

   Так, заместитель министра транспорта России Н.С. Лямов отметил, что основная задача отраслевого «штаба» заключается сегодня в том, чтобы разработать нормативно-правовую базу на основании Федерального закона «О транспортной безопасности» №16 от 09.02.07. Поскольку транспорт является источником повышенной опасности, то сейчас, как никогда прежде, необходимо минимизировать всякое негативное воздействие извне. Поэтому в течение 2010 года будут определены основные требования к объектам повышенной опасности, внесены изменения в нормативно-правовую базу; в определенной степени тяжесть ответственности за состояние безопасности инфраструктуры ляжет на бизнес, владельцев транспортных средств и коммуникаций.

   Депутат Государственной Думы РФ В.П.Войтенко в докладе «О совершенствовании законодательства в сфере транспортной безопасности» подчеркнул, что существующий закон не решает всех проблем, а ведь среди причин возникновения чрезвычайных ситуаций более 4% случаев отнесены к проявлению «человеческого фактора», в том числе столь специфического, как терроризм. По мнению парламентария, существует два способа исправления положения дел: корректировка нынешнего закона или принятие новой редакции.

   В последнем случае в нормативном документе следует прописать такие моменты, как разделение субординаций, требования к процедуре обеспечения безопасности, дифференциация бюджетных и собственных средств хозяйствующих субъектов, регламентация и ужесточение их ответственности и другие положения. Социально-экономические последствия принятия поправок огромны. Речь ведь идет о повышении уровня защищенности жизни и здоровья пассажиров, о снижении риска возникновения ущерба от чрезвычайных ситуаций, росте престижа страны, сохранения ею одного из ведущих мест в мире на рынке транспортных услуг.

   Большие надежды парламентарий и другие ораторы, участники конференции, «круглого стола» по проблемам внедрения спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, возлагали на научно-технический потенциал России. Беспечно жить в крайне усложненном, динамично развивающемся техномире без адекватной системы безопасности нельзя.

   «У конструкторов, инженерного корпуса России, поверьте, не пропал вкус к изобретательству, созданию технологий, которые по праву принадлежат XXI веку», − поделился своими мыслями с корреспондентом «Хранителя» один из участников выставки, руководитель департамента «Центр космических услуг» научно-производственной корпорации «РЕКОД» Алексей Михайлович Абросимов.

   Эффективность и безукоризненное функционирование систем, экономическая состоятельность прочно закрепились за специфическими услугами и технологиями этого относительно молодого объединения. Достаточно назвать такие проекты, как «Космический мост», «Космическая горная дорога», «Космическая ГЭС», «Космический коридор безопасности», «ГЛОНАС-РЕГИОН» и другие, чтобы понять масштабность и перспективность решаемых «РЕКОДом» задач.

   Система спутникового мониторинга и прогнозирования природно-техногенных опасностей (в том числе оползней, лавин, селей и горных обвалов) при эксплуатации железной дороги с использованием систем ГЛОНАС/GPS ограждает грузы, подвижной состав и, естественно, пассажиров от многих потенциальных опасностей, экономит колоссальные средства. И это лишь один, но далеко не единственный пример возрождения отечественной научно-технической мысли, способной не только защитить от беды, но и поднять на космическую высоту смежные отрасли российской экономики.

Николай Денисов.



1 Бизнес и выставки. 2010. № 1. С.6.