Создание глобальной информационно-коммуникативной системы (70-е-90-е гг. ХХ века) по сути материализовало идею В.И.Вернадского о ноосфере, сфере планетарного разума. «Жизнь человечества, при всей ее разнородности, – писал корифей науки в конце 30-х годов прошлого столетия, – стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки континента или океана отражается и имеет следствия – большие и малые – в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет»1.

    Благодаря внедрению телекоммуникации и Интернет-сети инструментальные возможности мышления и быстродействия человечества приобрели глобальный характер. По данным ООН, 10% населения Земли постоянно пребывает в виртуальном пространстве. В 2006 году число пользователей Сети перевалило за миллиард… В 2007 году российский сегмент Интернета превысил 30 миллионов человек… РосНИИРОС свидетельствует, что Сеть объемлет около 600 000 доменов, а число русскоязычных документов, по данным Nigma.Ru, в 2006 году достигло миллиарда.2.

    Интернет как источник политической информации в США обогнал по значимости и популярности радио… Сеть стабильно поставляет актуальные данные для 13% американцев. Этот вселенский информационный ресурс одновременно таит в себе доселе небывалые возможности и невиданные вызовы. Не будем забывать, что Интернет создавался для войны. Со второй половины ХХ столетия мировое сообщество в ожидании Апокалипсиса, по меткому выражению У.Бека, перешло от «солидарности нужды к солидарности страха»3.

   Страх нагнетают потенциальное ядерное столкновение, международный терроризм, глобальные катаклизмы в природной среде и техносфере. Да, риск самоистребления цивилизации существует. Но одновременно и сохраняется надежда на продолжение истории. Что возобладает в реальности, во многом, если не в определяющей степени будет зависеть от конструктивной позиции медиа-сообщества, формирующего общественное мнение, культуры, образования, от высшей школы.

   Следовательно, создание системы образования, способной подготовить человека к жизни в условиях динамично меняющегося мира, – одна из наиболее актуальных проблем современности. Сегодня мы вправе говорить как о сбывшейся мечте основателя «Всемирной паутины» Тима Бернерса-Ли, который утверждал, что «каждый компьютер, имеющий выход в Интернет, будет обладать доступом к знаниям, накопленным всем человечеством в области науки, бизнеса и искусства за 30 000 лет, начиная с того времени, когда мы стали разрисовывать стены пещер». Дополнив ресурсы глобальной сети достижениями современной интеллектуальной индустрии ноосфера поставила в повестку дня освоение «новой грамотности» для информационного общества взамен прежнего понима­ния общей грамотности как умения читать, писать и считать.

   «Новая грамотность», базирующаяся на компетентностной парадигме образования, охватывает широкий круг знаний и умений, позво­ляющих человеку активно использовать доступные ему средства информационных и коммуникационных технологий в повсе­дневной жизни – от электронной почты – до удовлетворения музыкальных и иных эстетических запросов из ресурсов Сети. Как показывает отраслевой мониторинг, модернизация образования в мире осуществляется за счёт максимального использования информационных технологий на основе Интернета. Россия, не выпадая из потока мировых технологических тенденций, проводит перестройку обра­зования в рамках системной информатизации государства. Создается единая информационно-образовательная среда, направленная на повышение качества отечественного образования.

    С глобальными информационными ресурсами Институт современной политики РУДН (ИСП РУДН) связывает построение открытой образовательной системы. Структуры, позволяющей каждому человеку выбирать собственную траекторию обучения, совершенствуемую в течение всей жизни. Получать новые знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как ин­дивидуализация учебного процесса. Однако мы не страдаем эйфорией неофитов веб-педагогики, а реально смотрим на возможности новых информацион­ных и коммуникационных технологий, которые автома­тически не повысят качества обучения. Для того чтобы эффективно их использовать в учебном процессе, должны быть лучше изучены и использованы преподавателями такие смежные области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика.

    ИСП РУДН с первых шагов своего становления опирается в исследовательской и образовательной практике на собственный творческий опыт, адаптируя к изыскательским интересам революционные IT-технологии, прогрессивные образовательные методики и богатейшую отечественную педагогическую культуру, адекватную новой российской образовательной парадигме: «От целостной картины Мира к целостному Знанию и через него к целостной личности». Логической частью этого понимания являются программы по веб-журналистике, веб-анализу, веб-рекламе, адресованных тем, кто профессионально связан с Интернет-изданиями, или намерен утвердиться в электронных СМИ, а также пиар-менеджерам, специалистам политконсалтинга, сотрудникам центров общественных связей, социологам печати и другим, востребованным информационным обществом профессионалам. И, разумеется, всем, кто с нашей помощью намерен осваивать современные информационные технологии и онлайн-журналистику. В данном случае мы говорим об одной из первых попыток гармоничного сопряжения теории с практикой в новом направлении педагогики высшей школы.

   По замыслу авторов наших программ, для слушателей организуются мастер-классы с профессионалами индустрии и топ-менеджерами Интернет-СМИ. Так, например, экспериментальные семинары, которые эпизодически вели со студентами такие эксперты, как Г.А.Хуссейн, П.В.Данилин, С.О. Алехнович, сейчас обрели статус постоянных и пользуются заслуженным спросом у бакалавров, магистров и аспирантов РУДН.

   Медиагруппа «Хранитель» в этом смысле наш надежный стратегический партнер, постоянно действующая технологическая площадка, которая оперативно реагирует на запросы отечественной высшей школы.

Дмитрий Слизовский, директор Института современной политики РУДН,

доктор исторических наук, профессор.

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис- пресс, 2004. С. 261.

2. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернета 2009. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. С.8.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 2000. С. 59.

4. Давыдов В.Н. Интернет-журналистика. – М.: РУДН, 2008.