«Париж - это все, что ты захочешь», - сказал некогда Фредерик Шопен. Хотеть можно многого, это многое может быть доступным, однако возможно свои желания и притормозить. На дворе кризис – коснулся ли он самой изящной мировой столицы? Коснулся и вполне ощутимо.

Вспомним, что непростые времена заставляли экономить и самых бравых французов. Тот же Д’Артаньян сотоварищи: даже эти господа зачастую не находили, чем заплатить - за квартиру, слугам. А после смерти Людовика XIII кардинал Мазарини и вовсе распустил королевских мушкетеров именно под предлогом экономии средств казны. Впрочем, мушкетерская рота была воссоздана в 1657 году: и это по-своему свидетельствует о том, что самые трудные экономические испытания таки проходят. Всегда и везде. 

Запеканка на двоих

Пока же стоит засвидетельствовать, что кризис не обошел Париж стороной.

3 тысячи французских кафе пришлось закрыть уже в первом квартале 2008 года - из-за отсутствия посетителей. Французы всегда славились страстью к изысканной еде. Но сейчас они вынуждены потуже затянуть пояса - повышение цен на продукты питания больно бьют по карману. Парижане все чаще стали отказывать себе в утренней чашечке кофе и круасcане в кафе, обеде в ресторане, а те, кто не меняет свои привычки, существенно урезают меню. «Спасибо, закусок не надо. Мы возьмем одну запеканку на двоих», - заказ, который теперь нет-нет, да и слышится в ресторанах и кафе, вызывая уныние официантов.

В рестораны ходит все меньше людей, да и те из них, кто раньше непременно заказывал вино, порой просят принести… водопроводную воду. А о традиционных аперитивах, судя по всему, и вовсе забыли.

Владельцы ресторанов в борьбе за посетителей переходят к комплексным меню - вещь для истинных французов, гордящихся своей кухней, невиданная. Но и это не спасает. Многие предпочитают съесть бутерброд прямо на рабочем месте, не уходя на двухчасовый обеденный перерыв.

Страховая компания Euler Hermes провела серьезное исследование ресторанного бизнеса страны и опубликовала его результаты в столичной Figaro. Статистика показывает, что только за первую половину этого года во Франции закрылось около трех тысяч заведений общепита. Из них 1782 – традиционные рестораны (в основном маленькие и средние), по которым рост банкротств составил 25% по сравнению с прошлым годом; 530 – заведения фаст-фуда (рост банкротств – 19%) и 610 – кафе и бары (рост банкротств – 56%). «Следует иметь в виду, что это только прямые банкротства, – пояснила в своих комментариях Мари-Кристин Шмитт, один из авторов публикации. – Многие рестораны отказываются от семидневной рабочей недели и закрываются раньше. Немало рестораторов продают свой бизнес».

В СМИ выступил вице-президент профсоюза владельцев гостиниц и ресторанов Даниэль Делеваль. По его словам, «число посетителей ресторанов с начала этого года упало на 20%, и ни о каком улучшении ситуации пока не может быть и речи».

Известный исследователь французского ресторанного бизнеса, создатель популярного блога Simon-Says Франсуа Симон приводит несколько причин нынешнего положения. Во-первых, это изменение менталитета, выражающееся в том, что, несмотря на все насмешки над американцами, фаст-фуд стал для многих французов неотъемлемой нормой жизни. Достаточно сказать, что в одном только Париже уже более 60 «Макдоналдсов». В меню крупной сети стейк-хаусов Chez Hippopotamus сейчас десять разных видов гамбургеров, тогда как еще полгода назад был всего один.

Во-вторых, по общепиту сильно ударил запрет на курение в барах и ресторанах, вступивший в силу 1 февраля 2008 года. Многие клиенты предпочитают «бездымному» обеду в ресторанах домашнюю свободу, где можно покурить и посмотреть телевизор.

Еще один фактор – падение курса доллара и укрепление евро. Число туристов из США, Великобритании и Японии резко сократилось, а те, что приезжают, тратят на знакомство со знаменитой французской кухней намного меньше, чем раньше. Причем снижение (более чем на 10%) наблюдается не только в Париже и других крупных городах, но и на Ривьере, излюбленном месте отдыха иностранцев.

И все же, все же…

Повторим, что главная причина всех бед – это, конечно, финансовые трудности самих французов. С падением покупательной способности подавляющего большинства семей, вызванным подорожанием продовольствия, походы в кафе и рестораны становятся для многих непозволительной роскошью. «Экономический кризис после строительства и недвижимости особенно сильно затронул ресторанный бизнес. Люди экономят на аперитивах, кофе, десертах и всем остальном. Кому-то переход посетителей с минеральной воды на обычную, из крана, покажется мелочью, для рестораторов же это почти катастрофа», – уверен Франсуа Симон.

В свою очередь владельцы ресторанов и кафе идут на разные хитрости. Например, в парижском ресторане Aux Lyonnais официанты, по распоряжению владельца, известного повара Алена Дюкасса, предупреждают посетителей, что при заказе лишь одного главного блюда увеличивается время его приготовления. А еще парижане живо обсуждают ранее просто немыслимый случай, произошедший недавно в столичном ресторане Au Quincy. Хозяин указал на дверь двум парам, которые заказали лишь по главному блюду. «А мне на что жить?» – в сердцах объяснил он свой поступок удивленным и обиженным клиентам.

Владельцы кафе, ресторанов и баров просят правительство выполнить обещание и убедить ЕС разрешить Франции снизить налог на добавленную стоимость для их заведений. Жак Ширак еще шесть лет назад обещал уменьшить его с 19,6 до 5,5%. Николя Саркози принял эстафету, но пока все его усилия блокируются Германией, которая боится, что немецкие рестораторы выдвинут аналогичные требования. 

Пардон, еще пардон!

Знаменательно, что прошлой осенью, 24 октября, на пять минут была отключена иллюминация главного символа столицы Франции - Эйфелевой башни. Это было сделано в рамках акции против глобального потепления и… в целях экономии электроэнергии. Подсветка одного из самых известных памятников города погасла с 19.55 до 20.00 по парижскому времени. Кроме того, на пять минут была отключена иллюминация еще десятка исторических достопримечательностей Парижа - фонтана Сен-Мишель, здания мэрии столицы, Национальной Ассамблеи Франции, статуи Республики на площади Нации, Малого дворца и других. К международной акции, проводимой периодически во всех европейских столицах, на этот раз присоединилась и резиденция главы правительства - Елисейский дворец.

Решили в Париже поэкономить ресурсы и отели Hilton. Сеть отелей начала специальный экологический проект, в результате которого за три года намечено уменьшить выбросы в атмосферу, потребление электричества и объем неперерабатываемого мусора на двадцать процентов, а потребление воды - на десять. Каждый отель Hilton старается разработать нестандартные возможности для экономии пресной воды.

К примеру, в гостинице Hilton в Париже собирают воду из початых бутылок с минералкой, недопитых после приемов и званых обедов и поливают ею цветы. Большие надежды администрация возлагает на переработку использованной воды прямо на территории гостиницы. За день за счет этого набегает до 300 тонн воды, предназначенной для полива. И – пардон! В отеле выяснили, что при уборке каждого номера горничная в среднем сливает воду в санузле пять-шесть раз. После того, как уборщицам приказали сливать воду во время уборки номера не более двух раз, экономия составила до десяти тысяч литров в сутки.

С персоналом отеля теперь проводятся регулярные занятия на тему, как уменьшить использование воды, электроэнергии и прочих ресурсов. Служащие, которые демонстрируют хорошие результаты по итогам сезона, презентуются велосипедами. 

Не подмажешь – не поедешь

Чтобы сэкономить на топливе, французы также стали разводить бензин подсолнечным маслом.

Фермеры эту новацию объясняют тем, что литр солярки стоит в среднем 1,35 евро против 90 сантимов за масло. Водители на поведение дизеля не жалуются, однако своими рецептами делятся не очень охотно - опасаются государственных санкций. Ведь с подсолнечного масла налоги на топливо пока не собирают.

Французы научились экономить и другими способами. К примеру, в департаменте Рона это начали делать и применительно к детям: вместо автобуса в местных деревнях используют так называемый pedibus («ногоавтобус»). В деревнях устроены остановки, на которых утром школьники ждут этот новый вид «транспорта». «Автобус» работает следующим образом: детей собирают в колонну и ведут до следующей деревни, пункт назначения - школа. Всем пассажирам этого вида транспорта выдают специальные светоотражающие жилеты. От самой удаленной деревни до школы дорога занимает до 20 минут.

В городе Кольмар мэр пообещал жителям выдавать по 100 евро на покупку велосипеда. Субсидия выдается только один раз на семью. По подсчетам мэра, если каждая семья сделает заявку, городу это обойдется в три миллиона евро. Зато администрация убивает двух зайцев сразу: снижает траты населения на бензин и защищает окружающую среду.

А еще парижане пересаживаются на скутеры (мотороллеры). Не секрет, что проехать по Парижу, как и по многим другим крупным европейским городам, становится все более проблематичной задачей. На улицах образуются пробки, водителям не хватает мест для парковки, многие опаздывают на работу и по делам.

Стараясь избежать этих проблем, все больше водителей меняют четыре колеса на два.

В последнее время наметилась новая тенденция. На двухколесные машины пересаживаются практически все возрастные группы и, более того, офисные служащие - и на ветру развеваются галстуки и женские шарфики. «Вы экономите много времени, получаете удовольствие, и это намного дешевле, чем пользоваться автомобилем», говорит Ромэн, двадцатипятилетний адвокат, который каждый день бороздит парижские улицы на скутере.

Директор по продажам фирмы Piaggio France Лорен Видмон говорит, что с 2003 года продажи скутеров возросли на 15% и достигли 40.000 штук в год. Многие новые скутеры выпускаются в цветовых вариантах и с опциями (например, сидение для ребенка), которые рассчитаны специально на женщин (именно они в настоящее время треть всех покупателей скутеров марки Vespa).

С другой стороны, при растущем количестве любителей двухколесной техники становится все более актуальной проблема безопасности. Департамент дорожного движения Парижа, который более заинтересован в том, чтобы на улицах было больше велосипедистов, подчеркивает опасность эксплуатации скутеров и мотоциклов. Согласно статистике Департамента, риск гибели или получения травм во время поездки на них выше на 50% по сравнению с использованием велосипеда.

Полиция беспокоится по поводу того, что на улицах появляются неопытные водители, которые покупают скутеры с двигателями объемом 125 куб. см, способные развивать скорость в 120 км/ч. Во Франции скутером с двигателем 125 куб. см может управлять любой человек, у которого есть обычные автомобильные права. 

К «золотому тельцу»!

В чем сегодня лучше хранить сбережения? Этот вопрос уже стал банальным для любых встреч с экономистами. Репортеры не устают теребить экспертов, а советы тех, увы, предсказуемы: один скажет - в долларах, другой - в евро, третий - «раскладывайте яйца по разным корзинам». Ну, а аналитики от власти продолжают утверждать, что нет ничего на свете милее рубля…

Парижане в этом смысле куда более оригинальны.

…Этот район во втором округе Парижа вокруг столичной биржи знают все горожане. Его многочисленные улочки еще в позапрошлом веке облюбовали филателисты и нумизматы, открывшие там свои магазинчики. Немного позднее они получили и право торговать золотыми монетами и слитками, чем занимаются до сих пор.

Еще несколько месяцев назад эти торговые точки больше походили на лавки древностей, где знатоки хвастались редкой маркой или приценивались к старинному серебряному талеру. Ныне картина совершенно иная: от клиентов нет отбоя. И свежеиспеченные коллекционеры - совершенно иного толка. Ими движет желание спасти свои накопления, они решили достичь этого давно испытанным средством - скупая золото.

То, что многие французы потянулись к «золотому тельцу», подтверждает потирающий от удовольствия руки Серж Сиово из конторы «Сан-Марк коллексьон».

- Мой оборот увеличился в несколько раз, - говорит он. - Нечто подобное имело место лишь в 1981 году, когда к власти пришел Франсуа Миттеран: в то время по ряду причин многие состоятельные люди собирались бежать из страны, предварительно превратив франки в драгметалл. Нынче обстановка иная, никто никуда не собирается, но золотишко скупают лихорадочно.

Соседка Сержа Корин Момами, работающая в лавке «АВД Голд Тим», поясняет, что больше всего в ходу.

- Золотые «наполеондоры». Эти 20-франковые монеты выпускались с 1803-го по 1914 год,- сообщает Корин. - Вес «наполеондора» (а они пришли на смену знаменитым «луидорам», которыми расплачивались во времена мушкетеров) шесть с половиной граммов при пробе 0,900. Сколько стоит монета? Из-за нынешних передряг цена поднялась до 190-200 евро за штуку, а еще полгода назад «наполеондор» можно было приобрести за 100-120 евро.

Не в меньшем фаворе у покупателей и реально килограммовые золотые слитки. Они идут по 20-21 тысячу евро за штуку, притом что недавно цена была ниже на треть. 

На оленях…  в Сен-Дени

Серьезно ударил кризис и по французскому туристическому бизнесу. К примеру, спрос на альпийские горнолыжные курорты vip-класса под Новый год упал по сравнению с прошлым годом почти на треть. «Такого не случалось уже десять лет, чтобы на курортах такого уровня, как Сант-Мориц или Куршевель, в середине декабря оставались свободные места», - констатировали туроператоры.

А извечные соперники французов, англичане, не замедлили поиронизировать над конкурентами. Английских туристов, конечно, несмотря ни на что, тянет в Париж. Что ж, одна из британских газет взялась научить туристов, как сэкономить на поездке в самую дорогую страну Европы. Новый справочник издала Daily Telegraph. Англичанам советуют выбирать тот способ передвижения до Франции, который будет стоить дешевле прочих. Временные дорожные неудобства, связанные с низкой стоимостью билета, по замыслу авторов справочника, компенсируются полученными от прогулок по французским городам впечатлениями.

Добравшись до места назначения, путешественники могут воспользоваться несколькими действенными тактиками уменьшения расходов. Например, посетить те места, которые находятся в стороне от популярных (и более стандартных) маршрутов. Скажем, отправиться на побережье Ванде или в Биарриц, а не на Лазурный берег или в Дордонь.

Еще один неплохой способ сэкономить - воспользоваться услугами тех заведений, которые предлагают меню по фиксированным ценам. Таким нехитрым образом можно наполовину уменьшить свои затраты. А если вы отправились в какой-нибудь винный тур по Франции и решили прикупить для себя бутылочку-другую понравившегося напитка, ни в коем случае не делайте этого в первой попавшейся придорожной лавке, советует гид. Цены в них завышаются безбожно. Лучше отправиться прямо к производителю. Это гораздо интересней, поскольку можно своими глазами увидеть, как изготавливается тот или иной сорт, и покупка обойдется куда дешевле.

В общем, работникам Daily Telegraph удалось в чем-то, и подколоть парижан, и дать своим соотечественникам, желающим приятно отдохнуть и в кризисное время, по-настоящему полезные советы.

Однако и парижане – ребята не промах. Те же проблемы горнолыжных курортов они обратили в свою пользу.

«Покататься на горных лыжах и оленьих упряжках можно и в Париже!» - уверили они, к примеру, под Новый год. И не обманули. Те, кому не удалось уехать в Альпы, смогли добраться до стадиона Stade de France в пригороде столицы Сен-Дени. К 20 декабря стадион превратился в центр активного зимнего отдыха Rêve de Neige. Здесь есть каток, санная трасса и горнолыжный спуск - короткий, но крутой. Вокруг выстроили горные шале и посадили ели. В домиках гостям предлагали горячий шоколад, там звучало хоровое пение, - словом, отдых получился на славу. 

С любимыми не расставайтесь

Два раза в неделю буквально в каждом квартале Парижа организуются открытые рынки. Торговцы приезжают ни свет, ни заря, воздвигают палатки-тенты в два ряда, раскладывают на столиках товары. Фрукты, овощи, свежайшую рыба, специи, зелень всех сортов… Ничего удивительного, что многие парижане в основном покупают фрукты и овощи именно на рынке. Цены здесь ниже, чем в супермаркете, а к концу торгового дня все, что не распродано, можно купить буквально за бесценок. Кстати, посещение рынка - это не только экономия, но и эстетическое удовольствие для тех, кто умеет общаться с продавцами.

А вот бутылки с водой, молоко, муку и макароны «средний» парижан все больше заказывает через Интернет с доставкой на дом. Через Интернет со значительными, доходящими порой до 70% скидками, многие приобретают и одежду. Живя в Париже, невозможно не следить за модой. Экономные французы знают, как обновлять гардероб с наименьшими потерями для кошелька. Они покупают одежду известных марок и удачно комбинируют новинки с уже имеющимися нарядами. Не пренебрегают они и сезонными распродажами, а детские вещи в нынешние времена и вовсе покупают, в основном, там.

Есть у иных парижан «тайные» адреса любимого мясника, парикмахера. Им они свято хранят верность, эти ветреные французы…