Институт современной политики (ИСП) РУДН совместно с Центром глобального мониторинга и исследований социально-политических процессов Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ) провел очередное сканирование общественного мнения. На сей раз перед социологами стояла задача оценить психологическое самочувствие москвичей в условиях кризиса, а также мер, предпринимаемых Правительством Москвы по преодолению негативных последствий рецессии.
Настоящее исследование, наряду с традиционным телефонным опросом (САТI), осуществлялось с использованием мобильных технологий – сотовых телефонов, смартфонов и карманных компьютеров. Это новый шаг в развитии социологических и психологических исследований позволяет охватить наиболее мобильные слои общества – представителей деловых кругов, технической интеллигенции, офисный персонал – служащих, сотрудников индустрии безопасности – секъюрити, и студенческую молодежь. То есть, те городские слои, от политической культуры и от поведения которых во многом зависит как формирование общественного мнения во взглядах на текущие социально-политические процессы, так и интенсивность – сделаем такое допущение – протестных действий в столице.
Репрезентативный опрос охватил 1000 москвичей. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
«СМИ стали аудиовизуальной окружающей средой, с которой мы непрестанно и автоматически взаимодействуем... Это почти постоянно присутствующий фон, ткань нашей жизни», – заявляет известный социолог М. Кастельс (1). Поэтому вопросы о влиянии прессы на умонастроения жителей мегаполиса социологи не обошли вниманием, так как значение СМИ в распространении информации о подлинном положении вещей в условиях рецессии трудно переоценить. Более того – газеты, телевидение, Интернет, как это неоднократно отмечалось в наших исследованиях, не только отражают ситуацию, но и формируют устойчивые социальные связи и поведенческие стереотипы. Настоящим соцопросом установлено, что основным каналом получения информации о событиях в столице и стране является телевидение – Это отметили 83% респондентов. Среднестатистический горожанин проводит у экрана телевизора не менее двух часов в сутки.
Интернет как источник информации подпитывает интерес 36% столичных жителей. Москвичи чаще черпают информацию из центральных газет (до 41% против 30% в среднем по стране) и центрального радио (35% против 26% в среднем по РФ). К слову о Рунете, в 2007 году российский сегмент постоянно посещающих веб-пространство превысил 30 миллионов человек (2).
Молодые люди пользуются услугами Сети в 14 раз чаще, чем пожилые (в возрастной группе 18-24 лет пользователей порядка 69%, в группе старше 55 лет – около 7%). Люди с высшим образованием используют возможности Рунета приблизительно в три раза чаще, чем люди с образованием ниже среднего. Итак:
1. Удовлетворяет ли Вас содержание СМИ, освещающих социально-политическое положение жителей столицы?
Варианты ответов |
Декабрь, 2008 |
Февраль, 2009 |
Апрель, 2009 |
Нет |
12 |
14 |
13 |
Больше да, чем нет |
18 |
21 |
25 |
Да |
64 |
58 |
54 |
Затрудняюсь с ответом |
6 |
7 |
8 |
2. Перечислите, пожалуйста, свои претензии к содержанию столичных СМИ в контексте освещения кризиса.
№ пп |
Характер претензий |
В % | |
1. |
Разрыв между словом и делом у властей |
14 | |
2. |
Лакировка действительности |
5 | |
3. |
Ретрансляция популизма властей |
7 | |
4. |
Некритичность выступлений дикторов и журналистов |
19 | |
5. |
Безнаказанность «героев» разоблачительных выступлений СМИ |
20 | |
6. |
Несменяемость нерадивых чиновников |
14 | |
7. |
Неравный доступ оппозиции к СМИ |
7 | |
8. |
Преобладание развлекательных тем |
6 | |
9. |
Мелкотемье, недооценка значения молодежных проблем |
5 | |
10. |
Низкий уровень содержания передач кабельного ТВ |
3 |
3. Укажите массовые издания, которые, по Вашему мнению, наиболее объективно отражают ситуацию в городе (3)
№ пп |
Издание |
В % | |
1. |
Аргументы и факты |
17 | |
2. |
Московский комсомолец |
15 | |
3. |
Комсомольская правда (Московский выпуск) |
13 | |
4. |
Новая газета |
12 | |
5. |
Литературная газета (Московская вкладка) |
11 | |
6. |
Известия |
9 | |
7. |
КоммерсантЪ |
8 | |
8. |
Советская Россия |
7 | |
9. |
Независимая газета |
5 | |
10. |
Вечерняя Москва |
3 |
4. Назовите, пожалуйста, телепередачи, которые, на Ваш взгляд, адекватно оценивают ситуацию с кризисом в мире, в стране, в Москве
№ пп |
Телепрограмма |
В % | |
1. |
Вести. Местное время |
16 | |
2. |
Народ хочет знать |
15 | |
3. |
Лицом к городу |
14 | |
4. |
Рост скриптум |
13 | |
5. |
К барьеру! |
11 | |
6. |
Время |
10 | |
7. |
ПрожекторПэрисХилтон |
8 | |
8. |
Профессия –репортер |
7 | |
9. |
Человек и закон |
4 | |
10. |
25-й час |
2 |
5. Назовите законодательные акты правительства г. Москвы и Мосгордумы, которые, по Вашему мнению, способствуют улучшению социального положения горожан:
Перечень нормативных актов и постановлений в порядке упоминания | ||
1. |
По содействию занятости населения г. Москвы |
25% |
2. |
О социальной защите москвичей |
21% |
3. |
Введение службы «одного окна» |
14% |
4. |
Год равных возможностей |
11% |
5. |
Повышение величины прожиточного минимума |
10 % |
6. |
Увеличение пенсий до двух прожиточных минимумов |
9% |
7. |
Другие |
3% |
8. |
Не осведомлены |
7% |
6. Какое впечатление производит на Вас деятельность мэра г. Москвы Ю.М.Лужкова (в %)?
Варианты ответов |
Декабрь, 2008 |
Февраль, 2009 |
Апрель, 2009 |
Плохое |
8 |
9 |
7 |
Среднее |
24 |
27 |
49 |
Хорошее/очень хорошее |
65 |
54 |
41 |
Затруднились ответить |
3 |
10 |
3 |
Здесь следует пояснить: чаще хорошее впечатление о деятельности мэра высказывают женщины (42%), москвичи старше 55 лет (44%), горожане со средним образованием (52%).
Средне деятельность Ю.М. Лужкова на посту мэра оценивают женщины (50%), москвичи моложе 25 лет (57%) и 40 лет (53%), а так же люди со средним специальным образованием (58%).
7. Оцените по 10-балльной шкале наиболее тревожные для Вас проблемы из перечисленных ниже:
Варианты ответов Баллы 1. Высокие цены (на товары первой необходимости) 8 2. Рост безработицы 7 3. Рост коммунальных платежей 6 4. Нехватка поликлиник, плохое медицинское обслуживание 5-6 5. Рост наркомании и алкоголизма 5 6. Снижение уровня заработной платы 5 7. Нехватка жилья и отсутствие доступной ипотеки 5 8. Коррупция чиновников в местных органах власти 4-5 9. Аварийное, ветхое жилье 4 10. Проблемы с работой общественного транспорта 3 11. Нехватка школ, плохое качество школьного образования 2 12. Плохая работа правоохранительных органов, милиции 1-2 13. Задержки выплаты зарплаты, пенсий, пособий 0-1
8. Какие, на Ваш взгляд, меры следует предпринять в первую очередь для улучшения ситуации в г. Москве
№ пп |
Перечень мер |
В % | |
1. |
Оказать поддержку малому и среднему бизнесу |
20 | |
2. |
Повысить взыскательность к чиновникам |
13 | |
3. |
Профинансировать строительный комплекс |
12,5 | |
4. |
Создать народный банк взаимопомощи |
12 | |
5. |
Выделить земельные участки горожанам для дач |
10 | |
6. |
Увеличить число пунктов переподготовки и трудоустройства |
9 | |
7. |
Расширить сеть досуговых учреждений для детей |
8 | |
8. |
В управах создать сеть бесплатных юридических консультаций |
6 | |
9. |
Увеличить количество телефонов доверия |
5 | |
10. |
Расширить сеть пунктов психологической поддержки населения |
4,5 |
Несколько слов об общем социально-экономическом положении страны и умонастроениях граждан, на которые москвичи, как часть единого целого, реагируют в той или иной степени. По данным российских социологов (4), лично пострадавшими от кризиса сегодня считают себя уже 54% россиян. Если в начале года об ухудшении собственного материального положения говорили 43% респондентов, то к середине февраля – уже 55%. При этом 54% горожан утверждают, что непосредственно пострадали от финансово-экономических неурядиц, которые переживает страна. «Страдания» вызваны прежде всего растущими ценами. На втором месте в рейтинге оценок личных неурядиц – снижение доходов, на третьем – проблемы с работой. При этом горожане отмечают, что в своих бедах они не одиноки: 45% утверждают, что пострадавших от кризиса среди их знакомых, друзей и родственников «много». 28% участников опроса заявили, что «немного».
Выход из ситуации, когда цены растут, доходы снижаются, а на работе проблемы, напрашивается сам собой – экономить. По этому пути идут более 60% опрошенных. Подавляющее большинство (40%) сокращает в семейном бюджете статью расходов на питание. Каждый шестой меньше тратит на одежду и обувь, каждый десятый вынужден экономить на всем.
Вместе с тем, по последним данным, индекс домашнего потребления в Москве повысился на 12%! Это обстоятельство, как минимум говорит о том, что горожане вынуждены тратить больше, поскольку жизнь в столице традиционно дороже, чем в регионах, а с другой, – что у москвичей есть еще финансовые ресурсы, или таким образом реализовался их отложенный спрос.
Те, кто обладает сбережениями, теперь тщательнее о них заботится. Так, с декабря 2008 г. доля тех, кто вообще ничего не делал с накопленными деньгами, сократилась почти вдвое – с 39 до 23%. Опасаясь за сохранность средств, люди продолжают снимать их с банковских счетов – в феврале так поступали 27 % опрошенных.
По нашим наблюдениям, медленно, но верно растет доля тех, кто ищет спасение от грядущих потрясений в покупке бытовой техники, мебели и других предметов длительного пользования: с 11% в декабре до 18% в марте сего года.
В большинстве своем горожане уже не мечтают об увеличении зарплат и обилия работы как способе карьерного роста в отсутствии уверенности в том, что завтра их не уволят. Запросы респондентов стали более рациональными: главное, по их мнению, получать гарантированную заработную плату, пусть и меньшую по сравнению с прошлыми доходами. Как показывают данные мониторинга большинство горожан в условиях кризиса стремятся жить по принципу «не хуже других». Главным приоритетом для москвичей остается небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне – 55%. Ими высказывается преимущественно осторожный оптимизм.
Создание и ведение собственного бизнеса «без оглядки на помощь государства» выбирает довольно незначительная доля респондентов – 8%. Реже всего (4%) респонденты отдают предпочтение небольшому заработку с большим количеством свободного времени.
Таким образом, в период снижения деловой активности большинство жителей столицы стали лучше ценить свою работу, выражая готовность трудиться в условиях серьезной нагрузки. Москвичи, как и в конце минувшего года, намерены «жить не хуже», чем большинство семей столицы (46%), что, в определенной степени, является иллюстрацией ментальности жителей страны в целом. Вместе с тем, выросла доля респондентов (с 21% в 2008 г. до 26 % в 2009 г.), которые стремятся «как-то свести концы с концами». Большинство москвичей в период кризиса полностью «переключилось» или даже замкнулось на решении внутрисемейных проблем.
В 2008 г. москвичам чаще приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себе и своей семье приемлемый уровень жизнь (43%), а 31% жили «как раньше». Теперь же доли приверженцев этих линий поведения изменились (31% и 45% соответственно). В то же время 17% опрошенных признаются, что не могут приспособиться к нынешним переменам. И только 3% удается использовать новые возможности. Таким образом, для подавляющего большинства россиян финансовые и карьерные перспективы в период кризиса оказались фактически «замороженным». Молодежная аудитория – до 21% утверждает, что в условиях кризиса у нее появился шанс доказать собственную профессиональную и личностную состоятельность. Ряд мобильных контактов показал, что в период кризиса (32%) горожан относятся к труду как к неприятной обязанности
1 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- С.320.
2 Давыдов В.Н. Интернет-журналистика. Программа курса. – М.: Изд-во РУДН, 2008. С. 3.
3 В некоторых ответах фигурировали ссылки на книги Ю.М.Лужкова, в частности, на «Транскапитализм и Россия», 2009 г. издания.
4 ВЦИОМ, «ПРАЙМ-ТАСС».