Институт современной политики (ИСП) РУДН совместно с Центром глобального мониторинга и исследований социально-политических процессов Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ) провел очередное сканирование общественного мнения. На сей раз перед социологами стояла задача оценить психологическое самочувствие москвичей в условиях кризиса, а также  мер, предпринимаемых Правительством Москвы по преодолению негативных  последствий рецессии. 

Настоящее исследование, наряду с традиционным телефонным опросом (САТI),  осуществлялось с использованием мобильных технологий – сотовых телефонов, смартфонов и карманных компьютеров. Это новый шаг в развитии социологических и психологических исследований позволяет охватить наиболее мобильные слои общества – представителей деловых кругов, технической интеллигенции, офисный персонал – служащих, сотрудников индустрии безопасности – секъюрити, и  студенческую молодежь. То есть, те городские слои, от политической культуры и от поведения которых во многом зависит как формирование общественного мнения во взглядах на текущие социально-политические процессы, так и интенсивность – сделаем такое допущение – протестных действий в столице.
         Репрезентативный опрос охватил 1000 москвичей. Распределение ответов на вопросы этого исследования приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

«СМИ стали аудиовизуальной окружающей средой, с которой мы непрестанно и автоматически взаимодействуем... Это почти постоянно присутствующий фон, ткань нашей жизни», – заявляет известный социолог М. Кастельс (1). Поэтому вопросы о влиянии прессы на умонастроения жителей мегаполиса социологи не обошли вниманием, так как значение СМИ в распространении информации о подлинном положении вещей в условиях рецессии трудно переоценить. Более того – газеты, телевидение, Интернет, как это неоднократно отмечалось в наших исследованиях, не только отражают ситуацию, но и формируют устойчивые социальные связи и поведенческие стереотипы. Настоящим соцопросом установлено, что основным каналом получения информации о событиях в столице и стране является телевидение – Это отметили  83% респондентов. Среднестатистический горожанин проводит у экрана телевизора  не менее двух часов в сутки.

Интернет как источник информации подпитывает интерес 36% столичных жителей. Москвичи чаще черпают информацию из центральных газет (до 41% против 30% в среднем по стране) и центрального радио (35% против 26% в среднем по РФ). К слову о Рунете, в 2007 году российский сегмент постоянно посещающих веб-пространство превысил 30 миллионов человек (2).

Молодые люди пользуются услугами Сети в 14 раз чаще, чем пожилые (в возрастной группе 18-24 лет пользователей порядка 69%, в группе старше 55 лет – около 7%). Люди с высшим образованием используют возможности Рунета приблизительно в три раза чаще, чем люди с образованием ниже среднего. Итак:

 

1. Удовлетворяет ли Вас содержание СМИ, освещающих социально-политическое положение жителей столицы?

 

Варианты ответов

Декабрь, 2008

Февраль, 2009

Апрель, 2009

Нет

12

14

13

Больше да, чем нет

18

21

25

Да

64

58

54

Затрудняюсь с ответом

6

7

8

 

2. Перечислите, пожалуйста, свои претензии к содержанию столичных СМИ в контексте освещения кризиса. 

№ пп

Характер претензий

 

В %

1.

Разрыв между словом и делом у властей

14

2.

Лакировка действительности

5

3.

Ретрансляция популизма властей

7

4.

Некритичность выступлений дикторов и журналистов

19

5.

Безнаказанность «героев» разоблачительных выступлений СМИ

20

6.

Несменяемость нерадивых чиновников

14

7.

Неравный доступ оппозиции к СМИ

7

8.

Преобладание развлекательных тем

6

9.

Мелкотемье, недооценка значения молодежных проблем

5

10.

Низкий уровень содержания передач кабельного ТВ

3

 

3. Укажите массовые издания, которые, по Вашему мнению, наиболее объективно отражают ситуацию в городе (3) 

№ пп

Издание

 

В %

1.

Аргументы и факты

17

2.

Московский комсомолец

15

3.

Комсомольская правда (Московский выпуск)

13

4.

Новая газета

12

5.

Литературная газета (Московская вкладка)

11

6.

Известия

9

7.

КоммерсантЪ

8

8.

Советская Россия

7

9.

Независимая газета

5

10.

Вечерняя Москва

3

 

4. Назовите, пожалуйста, телепередачи, которые, на Ваш взгляд, адекватно оценивают ситуацию с кризисом в мире, в стране, в Москве 

№ пп

 

Телепрограмма

 

В %

1.

Вести. Местное время

16

2.

Народ хочет знать

15

3.

Лицом к городу

14

4.

Рост скриптум

13

5.

К барьеру!

11

6.

Время

10

7.

ПрожекторПэрисХилтон

8

8.

Профессия –репортер

7

9.

Человек и закон

4

10.

25-й час

2

 

5. Назовите законодательные акты правительства г. Москвы и Мосгордумы, которые, по Вашему мнению, способствуют улучшению социального положения горожан:

 

Перечень нормативных актов и постановлений в порядке упоминания

1.

По содействию занятости населения г. Москвы

25%

2.

О социальной защите москвичей

21%

3.

Введение службы «одного окна»

14%

4.

Год равных возможностей

11%

5.

Повышение величины прожиточного минимума

10 %

6.

Увеличение пенсий до двух прожиточных минимумов

9%

7.

Другие

3%

8.

Не осведомлены

7%

 

6. Какое впечатление производит на Вас деятельность мэра г. Москвы Ю.М.Лужкова (в %)?

 

Варианты ответов

 Декабрь, 2008

    Февраль, 2009

 Апрель, 2009

Плохое

8

9

7

Среднее

24

27

49

Хорошее/очень хорошее

65

54

41

Затруднились ответить

3

10

3

 

Здесь следует пояснить: чаще хорошее впечатление о деятельности мэра высказывают женщины (42%), москвичи старше 55 лет (44%), горожане со средним образованием (52%).

Средне деятельность Ю.М. Лужкова на посту мэра оценивают  женщины (50%), москвичи моложе 25 лет (57%) и 40 лет (53%), а так же люди со средним специальным образованием (58%).

 

7. Оцените по 10-балльной шкале наиболее тревожные для Вас проблемы из перечисленных ниже:

Варианты ответов

Баллы

1. Высокие цены (на товары первой необходимости)

8

2. Рост безработицы

7

3. Рост коммунальных платежей 

6

4. Нехватка поликлиник, плохое медицинское обслуживание

5-6

5. Рост наркомании и алкоголизма

5

6. Снижение уровня заработной платы

5

7. Нехватка жилья и отсутствие доступной ипотеки

5

8. Коррупция чиновников в местных органах власти

4-5

9. Аварийное, ветхое жилье

4

10. Проблемы с работой общественного транспорта

3

11. Нехватка школ, плохое качество школьного образования

2

12. Плохая работа правоохранительных органов, милиции

1-2

13. Задержки выплаты зарплаты, пенсий, пособий

0-1

 

8. Какие, на Ваш взгляд, меры следует предпринять в первую очередь для улучшения ситуации в г. Москве        

№ пп

 

Перечень мер

 

В %

1.

Оказать поддержку малому и среднему бизнесу

20

2.

Повысить взыскательность к чиновникам

13

3.

Профинансировать строительный комплекс

12,5

4.

Создать народный банк взаимопомощи

12

5.

Выделить земельные участки  горожанам для дач

10

6.

Увеличить число пунктов переподготовки и трудоустройства

9

7.

Расширить сеть досуговых учреждений для детей

8

8.

 В управах создать сеть бесплатных юридических консультаций

6

9.

Увеличить количество телефонов доверия

5

10.

Расширить сеть пунктов психологической поддержки населения

4,5

Несколько слов об общем социально-экономическом положении страны и умонастроениях граждан, на которые москвичи, как часть единого целого, реагируют в той или иной степени. По данным российских социологов (4), лично пострадавшими от кризиса сегодня считают себя уже 54% россиян.    Если в начале года об ухудшении собственного материального положения говорили 43% респондентов, то к середине февраля – уже 55%. При этом 54% горожан утверждают, что непосредственно пострадали от финансово-экономических неурядиц, которые переживает страна. «Страдания» вызваны прежде всего растущими ценами. На втором месте в рейтинге оценок личных неурядиц – снижение доходов, на третьем – проблемы с работой. При этом горожане отмечают, что в своих бедах они не одиноки: 45% утверждают, что пострадавших от кризиса среди их знакомых, друзей и родственников «много». 28% участников опроса заявили, что «немного».
           Выход из ситуации, когда цены растут, доходы снижаются, а на работе проблемы, напрашивается сам собой – экономить. По этому пути идут более 60% опрошенных. Подавляющее большинство (40%) сокращает в семейном бюджете статью расходов на питание. Каждый шестой меньше тратит на одежду и обувь, каждый десятый вынужден экономить на всем.
          Вместе с тем, по последним данным, индекс домашнего потребления в Москве повысился на 12%! Это обстоятельство, как минимум говорит о том, что горожане  вынуждены тратить больше, поскольку жизнь в столице традиционно дороже, чем в регионах, а с другой, – что у москвичей  есть еще финансовые ресурсы, или таким образом реализовался  их отложенный спрос.
         Те,  кто обладает  сбережениями, теперь тщательнее о них заботится.  Так, с декабря 2008 г. доля тех, кто вообще ничего не делал с накопленными деньгами, сократилась почти вдвое – с 39 до 23%. Опасаясь за сохранность средств, люди продолжают снимать их с банковских счетов – в феврале так поступали 27 % опрошенных.          

По нашим наблюдениям, медленно, но верно растет доля тех, кто ищет спасение от грядущих потрясений в покупке бытовой техники, мебели и других предметов длительного пользования: с 11% в декабре до 18% в марте сего года.

В большинстве своем горожане уже не мечтают об увеличении зарплат и обилия  работы как способе карьерного роста  в отсутствии уверенности в том, что завтра их не уволят. Запросы респондентов стали более рациональными: главное, по их мнению, получать гарантированную заработную плату, пусть и меньшую по сравнению с прошлыми доходами. Как показывают данные мониторинга  большинство горожан в условиях кризиса стремятся жить по принципу «не хуже других». Главным приоритетом для москвичей остается небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне – 55%. Ими высказывается преимущественно осторожный оптимизм.
         Создание и ведение собственного бизнеса  «без оглядки на помощь государства» выбирает довольно незначительная доля респондентов – 8%. Реже всего (4%) респонденты отдают предпочтение небольшому заработку с большим количеством свободного времени.

          Таким образом, в период снижения деловой активности большинство жителей столицы стали лучше ценить свою работу, выражая готовность трудиться в условиях серьезной нагрузки. Москвичи, как и в конце минувшего года, намерены  «жить не хуже», чем большинство семей столицы (46%), что, в определенной степени, является иллюстрацией ментальности жителей страны в целом.  Вместе с тем, выросла доля респондентов (с 21% в 2008 г. до 26 % в 2009 г.), которые стремятся  «как-то свести концы с концами». Большинство москвичей в период кризиса полностью «переключилось» или даже замкнулось на решении внутрисемейных проблем.

В 2008 г. москвичам чаще  приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себе и своей семье приемлемый уровень жизнь (43%), а 31% жили «как раньше». Теперь же доли приверженцев этих линий поведения изменились (31% и 45% соответственно). В то же время 17% опрошенных признаются, что не могут приспособиться к нынешним переменам. И только 3% удается использовать новые возможности. Таким образом, для подавляющего большинства россиян финансовые и карьерные перспективы в период кризиса оказались фактически «замороженным». Молодежная аудитория – до 21% утверждает, что в условиях кризиса у нее появился шанс доказать собственную профессиональную и личностную состоятельность. Ряд мобильных контактов показал, что в период кризиса (32%) горожан относятся к труду как к неприятной обязанности


1 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- С.320.
2 Давыдов В.Н. Интернет-журналистика. Программа курса. – М.: Изд-во РУДН, 2008. С. 3.
3 В некоторых ответах фигурировали ссылки на книги Ю.М.Лужкова, в частности, на «Транскапитализм и Россия», 2009 г. издания.
4 ВЦИОМ, «ПРАЙМ-ТАСС».