В настоящее время и у нас и за рубежом в среде экспертов, политиков, чиновников слышны разговоры «о целесообразности национализации» тех или иных крупных предприятий, банков, которые в результате экономического кризиса оказались на грани банкротства.

В связи с этим хотелось бы возобновить дискуссию об эффективном собственнике в ее российском аспекте, поскольку по этому поводу существует много стереотипов и, самое главное, отсутствуют доказательства прежде выдвинутых либералами в России тезисов.

Вспоминая мудрую пословицу: «Что немцу хорошо, русскому смерть», одновременно, не дерзая подвергнуть сомнениям основные положения популярных и «устоявшихся» экономических теорий, хочу утверждать, что в современной российской действительности последних 20 лет существуют доказательства спорности тезиса о том, что частный собственник эффективнее государства. Не впадая в глупые споры общего характера, подлинный исследователь задался бы следующими вопросами, а именно: «Какой частный собственник?» и «Какого государства он эффективнее?» и «В каких производственных сферах это актуально?». Также необходимо понимать, где и в какое время мы живем.

К слову сказать, именно такие исследователи нужны современной России.

О таких людях, в свое время великий русский мыслитель Иван Ильин написал:

«России нужны не доктринеры, выучившие наизусть десяток чужих, идеологических или программных, тезисов и намеревающиеся насильственно и монолитно калечить ими русскую жизнь, а люди, умеющие самостоятельно наблюдать и мыслить, способные к собственным воззрениям и независимым убеждениям».

Попытаемся проанализировать принципиальные недостатки и преимущества крупных российских частных и государственных компаний и попробуем осуществить сравнительный анализ. 

ОБ ОЛИГАРХАХ 

Из СМИ мы знаем, что в настоящее время многие российские олигархи испытывают огромные трудности, бизнес многих находится на грани банкротства. Государство пытается разрешить сложную дилемму: либо помочь им деньгами, которые удовлетворят их зарубежных кредиторов, либо национализировать их предприятия, сохраняя производство и рабочие места.

Рассматривая наших доморощенных олигархов, мы понимаем, что, не смотря на незаурядные способности, позволившие им в свое время получить за бесценок бывшие советские предприятия, непосредственным управлением, принадлежащих им предприятий они не занимаются. Все это делают за них специально подобранные ими управляющие за соответствующее вознаграждение. Кроме того, крупный российский частный бизнес – это совсем не тот крупный зарубежный бизнес, который бережно формировался династиями из года в год. И отношение у наших олигархов к легко доставшейся собственности преимущественно не такое, как у их «зарубежных коллег». Многие из наших олигархов считают себя «гражданами мира», не связывая свою и судьбу своих детей с Россией. На протяжении многих лет большинство из них пыталось «выжать» из своей российской собственности все возможное, не вкладываясь в модернизацию производства.

Многие наши олигархи – это собственники, которые посещают Россию исключительно для того, чтобы «снять» сливки прибыли.

В чем преимущества сформированных ими частных компаний? Преимущества состоят в эффективных управленческих командах, в более-менее разумной кадровой политике, в использовании современных управленческих технологий. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ 

Начнем с недостатков.

Недостатками государственных компаний являются пока еще не изжитая кастовость и кумовство, поразившие, словно ржавчина, многие российские государственные компании, что весьма препятствует продвижению многих толковых и современных руководителей, препятствует раскрытию творческого потенциала людей на их рабочих местах.

Преимуществом государственных компаний является стабильность их развития. Социальные обязательства, взятые руководством государственных компаний, также могут рассматриваться в качестве весомых преимуществ для сотрудников, которые в них работают.

К одному из важнейших преимуществ можно отнести мобилизационные возможности при выполнении политических внутренних и внешних задач. 

ВЫВОДЫ 

Таким образом, когда мы пытаемся разобраться в том, какой собственник в России наиболее эффективен (государство или олигархи) в отношении крупных предприятий, все сводится к вопросам об эффективности выстроенных систем управления, об эффективности и заинтересованности ТОП – менеджеров.

Простым подтверждением этого тезиса является пример с российской сборной по футболу. После назначения на пост тренера сборной Гуса Хиддинка – менеджера уровня ТОП, «при правильных управленческих решениях и кадровой политике» российская команда удивила своими успехами не только Россию, но и весь мир.

Отталкиваясь от этого простого примера, в отношении крупных российских государственных предприятий целесообразно было бы проводить следующую кадровую политику, а именно, назначать на высшее должностное место в компаниях управленцев высшей категории и не обязательно российских. Эти решения целесообразно принимать исключительно Президенту и Правительству. Таким людям необходимо давать широкие полномочия в рамках российского законодательства и выплачивать небольшой процент от прибыли компании для их наибольшей заинтересованности в успехе компании.

Возвращаясь к вопросу о приблизившихся к черте банкротства крупных промышленных предприятиях российских олигархов, хотелось бы заметить следующее.

Если государство примет решение о национализации, сохранении для России этих предприятий, необходимо учесть, что государство и российское общество так и не дождались от олигархов существенных расходов на науку, инновации, внедрение в производство эксклюзивных российских товаров.

Время показывает, что только государство способно принять соответствующие политические решения в отношении уже многих разработанных российских изобретений, аналогов которых еще нет нигде в мире. Только концентрация ресурсов на этом направлении со стороны государства, скорейшая модернизация многих российских машиностроительных предприятий, их реконструкция в удобное для этих задач время кризиса с целью выпуска таких товаров, позволит России выйти из кризиса в совершенно другом качестве – в качестве динамично развивающейся высокотехнологичной державы.

Обращаясь в историю, вспоминая эффективность работы творческих коллективов под руководством великого русского конструктора С.П. Королева, вспоминая те колоссальные результаты, которых они добивались, можно однозначно сказать, что российское государство при правильной кадровой политике и построении современных эффективных систем управления на предприятиях, вполне может стать эффективным собственником.

Во всяком случае, результаты работы могут оказаться не хуже, а может даже и лучше, чем у крупных частных собственников.

В случае с Королевым, государство привлекло к работе эффективного управленца и дала ему огромные возможности для реализации его идей. Результат не заставил себя долго ждать. Т.е. государство в данном случае вело себя как эффективный частный собственник