По заверению Дмитрия Анатольевича Медведева пик финансового кризиса еще не пройден. Правительство сделает все возможное, чтобы он не перекинулся в реальный сектор экономики, но нельзя исключить, что это частично произойдет.

На данном этапе Правительству необходим ресурс спокойствия в массах, что облегчит управление сложными проблемными ситуациями в экономике в непростых условиях кризиса.

Любое выставление в этих условиях политических и экономических требований и оформление их забастовками приведет и без того шаткое положение предприятий к ситуации непредсказуемого системного кризиса. Банки, только и ждущие причин для отказа в выдаче предприятиям так необходимых им кредитов, непременно воспользуются ситуацией, что может привести к их банкротству, что, в свою очередь, приведет к еще более ужасающим последствиям для рабочих коллективов.

В таких условиях глас разума призывает профсоюзное движение России к более тесному взаимодействию с Правительством и согласованной работе по преодолению экономического кризиса. Можно вспомнить такое природное явление, как великая засуха, которая притупляет охотничий инстинкт хищников, и они вместе с травоядными идут к оставшимся озерам.

Экономический кризис в чем-то похож на это явление. Сейчас не время споров о льготах. Либерализация законодательства о забастовках, предлагаемая руководством ФНПР, способна взорвать ситуацию. И Правительству, и профсоюзам, и работникам, и России от этого лучше не будет.

Единственно, что реально можно сделать в этих условиях – это выстроить систему правовых инспекций, действующих в рамках территориальных организаций отраслевых профсоюзов. Правовые инспекции в отраслевых профсоюзах могли бы посещать предприятия, где расположены первички, по ранее разработанному плану, который бы заранее направлялся как председателям первичных профсоюзных организаций, так и руководителям предприятий, на которых они расположены. В этом случае, руководители предприятий готовились бы к посещению специалистов профсоюзных правовых инспекций, устраняя нарушения трудового законодательства, в т.ч. законодательства в области охраны труда. Кроме того, это усилило бы позиции председателей первичек для защиты прав работников, что в конечном итоге усилило бы общий контроль со стороны Правительства России за соблюдением трудового законодательства на предприятиях страны.

Дополнительно, в рамках территориальных организаций отраслевых профсоюзов можно было бы создать подобие кадровых агентств. Территориальным организациям отраслевых профсоюзов можно было бы заключать типовые договора с отраслевыми предприятиями, по которым предприятия сообщали бы о наличии у них вакансий, а профсоюзные организации на бесплатной основе направляли бы на эти предприятия для собеседования сокращенных на других предприятиях специалистов нужного профиля деятельности.

Эта мера повысила бы авторитет самих профсоюзов, не оставляющих своих во время трудностей. Эта мера особенно актуальна в период надвигающегося экономического кризиса.