22 ноября на Украине отметили 75-ю годовщину памяти жертв Голодомора – «большого голода», который в 1932-1933 годах привёл к гибели миллионы людей на Украине и в других регионах Советского Союза. Увы, и эту трагическую дату нынешние украинские политики постарались использовать против России. Голодомор они представили как жесточайшую акцию центральной власти СССР исключительно против украинского народа. Естественно, россиянам предложено покаяться, а еще лучше выплатить Украине крупные денежные компенсации за бесчеловечные деяния. Как будто от сталинской политики не пострадали все другие народы СССР (в том числе и, прежде всего, русский), а правительство диктатора составляли исключительно так называемые кацапы!

Создан пафосный мемориал голодомора, специальный интернет-ресурс, чтобы каждый житель планеты Земля знал о геноциде украинского народа. Кстати, на все это ушло десятки миллионов долларов, и это в то время, когда Украина не оплачивает поставки газа из России, а простым украинцам приходится все туже и туже затягивать пояса.

Неужели голод спрашивал паспорт у тех, кого убивал? Неужто исключительно люди украинской национальности пострадали от жуткой беды? Нет, основную тяжесть понесли три главных братских славянских народа: русский, украинский и белорусский). Но тогда почему об этом на весь мир кричат только украинцы, причем именно галицийские? Ведь от голода наиболее пострадали восточные и южные украинские регионы. Украинский политолог Ольга Кравец пишет: свидетели голодомора из Западной Украины с гордостью демонстрируют тележурналистам нехитрый скарб чудом добравшихся в Галицию голодающих восточных украинцев, на который они меняли еду. Некоторые, самые «сердобольные свiдки» хранят до сих пор старые ложки, какие-то бусы - материальные носители своей своеобразной «добросердечности»! С таким же чувством теперь их потомки зарабатывают свой политический капитал на ужасном горе миллионов соотечественников, умерших самой страшной, самой мучительной, голодной смертью.

Украинский народ, по мнению Ольги Кравец, и сам должен покаяться. Для многих националистов сама эта мысль, разумеется, покажется кощунственной. В чем каяться несчастным жертвам тоталитарного режима? Именно в том, почему стал возможен этот кошмар. В страшных грехах вероотступничества и цареубийства. Господь устами святого пророка и царя Давида говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла. И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил» (Пс. 104, 15,16). Глобальное вероотступничество стало причиной Октябрьского переворота.

Есть такое понятие, пишет Ольга Кравец, - бич Божий. Помните, в Евангелии от Иоанна (2, 14, 15): «И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Когда люди в своем непотребстве превосходят всякую меру, Господь берет Свой бич. Большевики и явились им. Новые «Мазепы» громче всех кричат о геноциде украинцев, якобы не замечая устроенный ими современный голодомор. Он скрытый, не такой явный, как в 1933 году, но уже за годы «незалежности» сократил население Украины на 4,5 миллиона. Как, скажите, панове, выжить матери с ребенком на 185 гривен зарплаты, если 150 нужно заплатить за коммунальные услуги? А разве сейчас не уезжают граждане «самостийной» Украины в поисках заработка на кусок хлеба в другие страны, в том числе и братскую Россию, которая продолжает милостиво терпеть оскорбления со стороны «галицийского лобби». Таких беженцев немало - более 6 млн.! Среди них - многие выходцы из Галиции, но об этом предпочитают молчать! История повторяется, потому что ход ее имеет спиралевидный характер. Не покаявшись в грехах родителей, усугубляем их новым предательством.

И давайте признаем: людские страдания одинаковы во все времена и у них нет национальности.

А теперь о русской народе, россиянах, - его сегодняшних страданиях. У нас как-то не очень принято об этом говорить. Ну, раз уж украинцы считают себя самыми обездоленными… С распадом СССР его главный народ претерпел более всего.

Вначале немного статистики.

25,3 миллиона русских проживают за пределами РФ. На Украине их - 22,1% населения, в Казахстане - 37,8%, Латвии - 34%, Эстонии - 30,3%, Литве - 9,4%, Кыргызстане - 21,5%, Молдове - 13%, Беларуси - 13,2%, Узбекистане - 8,3%, Таджикистане - 7,6%, Туркменистане - 7,6%, Азербайджане - 5,6%, Грузии - 6,3%, Армении - 1,6%.

Кроме того, за рубежами России оказались 3 млн. представителей других национальностей, пользующихся русским языком в качестве средства межнационального общения. Таким образом, 28,3 млн. русских и русскоязычных живут теперь «за границей». Большая политика проходит через конкретные человеческие судьбы, меняя, а то и трагически ломая их.

В Эстонии, например, в настоящее время проживает около 950 тыс. эстонцев и не менее 600 тыс. «иностранцев». Такой раздел был произведен на основе юридического акта, принятого Парламентом, - постановления о введении Закона «О гражданстве» в редакции на 16 июня 1940 г., т.е. на день вступления в республику Красной Армии. Ценз оседлости - два года, и год дается на прошение о гражданстве.

Закон жестко подходит к тем представителям некоренного населения, кто уже живет и многие годы проработал на благо Эстонии. Теперь им надо и проходить двухлетний ценз, годовой испытательный срок, и сдавать экзамены по языку, знанию истории, культуры республики.

Согласно законам, более полутора миллионов людей, автоматически лишенных гражданства в республиках Балтии, могут оказаться за бортом политического процесса. Их интересы никем не будут представлены.

По новым законам о гражданстве, ни в Латвии, ни в Эстонии русскоязычное население со временем практически не будет представлено в органах государственной власти.

Происходит резкое сокращение теле- и радиопередач из России. Законодательно программируется лишение крупных русских общин Балтии и прав на высшее образование на родном языке. Началось одностороннее сокращение сети русского среднего образования.

На Украине, как известно, также взялись за широкомасштабное удушение русскоязычных СМИ. Кроме того, во всех учебных заведениях резко сокращается количество часов русского языка и литературы, на неспециальных факультетах пединститута его изучение исключено вообще. Так, факультету русской филологии Луганского педагогического института настоятельно рекомендовано министерскими кругами убрать из учебных планов фольклорную и диалектологическую учебные практики (собирание образцов народного творчества и русских говоров). Это мотивируется отсутствием районов развития русской культуры в Донбассе, хотя многолетние экспедиции свидетельствуют о совершенно ином: русские народные песни, сказы, частушки и т.д. широко распространены в регионе, равно как русские диалекты.

Создаются неравные условия для обучения: количество учащихся в классах с украинским языком обучения в 3-5 раз меньше, чем в классах с русским языком обучения, иностранный язык с первого класса вводится преимущественно в классах с украинским языком обучения, как и вообще новые перспективные программы. Новые формы учебных заведений также нацелены на обучение на украинском языке - в единственной, например, в Луганске гимназии классы с углубленным изучением языка и литературы ориентированы почти абсолютно на украинский язык.

Оказывается психологическое давление на преподавателей, обучающих студентов на русском языке, поощряются те, кто ведет специальные предметы только на украинском языке. Это, естественно, приводит к оттоку квалифицированных специалистов.

При этом сознательно замалчивается, что усилиями всего бывшего Союза и при решающем вкладе Российской Федерации в союзных республиках были созданы современные отрасли народного хозяйства, порой с более передовой технологией, чем в самой Российской Федерации. Лучшие силы всей страны были брошены, чтобы обеспечить опережающие темпы развития экономики бывших союзных республик, что создавало более благоприятные предпосылки для формирования производственной и социальной инфраструктуры именно там, а не в Российской Федерации.

Аналогично положение русских в Казахстане. Введение в республике дискриминационного закона о языках вызвало огромную волну недовольства большей части населения. Русские и русскоязычные, лишенные реальной возможности обучения казахскому языку в предыдущие годы, теперь не имеют возможности активно участвовать в различных сферах жизни общества - производстве, образовании, науке, управлении, сфере услуг. Нынешняя система обучения языку не соответствует требованиям, предъявляемым жизнью. Законом недовольны также 40% казахов, не владеющих родным языком.

Дискриминационность государственной программы о языке усиливается политикой государственных издательств. Так, согласно тематическому плану выпуска литературы республиканского издательства «Ана Тили», предполагалось выпустить 79 наименований. Из них 9 книг планировалось издать на русском языке, 9 - на русском и казахском: это словари. Остальные - а это 61 книга - на казахском языке. В других издательствах пропорции те же. При этом подчеркивается, что республика многонациональная и что Казахстан подписал Хартию прав человека.

Не лучшее положение складывается и в системе образования. Средние школы все чаще перепрофилируются, переходят на преподавание исключительно на казахском языке. Причем это делается без увеличения учебных площадей, школы с преподаванием на русском языке перегружены. Вообще не практикуется открытие русских, немецких, украинских и других школ.

Резкое противодействие встречает активизация казачьего движения. В Казахстане в результате волюнтаристской геополитики большевиков, закрепленной Беловежским сговором, оказались земли четырех казачьих войск - Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского. В настоящее время казачьи организации казахстанскими властями не регистрируются, местные судебные инстанции твердо установили, что в Казахстане «казаков нет и не будет», форму носить не разрешается. Казачьи издания запрещены и нелегально ввозятся из Самары и Оренбурга.

Немало попыток оскорбить память русского народа: с географической карты исчезают исконно русские названия, сожжен храм в станице Котельниковской, варварски разрушен памятник великому Ермаку, в Гурьевской и других областях планомерно уничтожаются все русские названия, сам Гурьев переименован в Атырау.

О ситуации с гражданством.

Русскоязычное население республики оказывается перед выбором: или принять гражданство, тем самым юридически потеряв надежду на помощь России, или не принимать гражданства и тогда лишиться всех политических и экономических прав. Поэтому значительная часть русскоязычного населения склоняется к мысли о переселении в Россию, тем более что уже приняты российские законы, регулирующие правовой статус беженца.

Непростая ситуация сложилась сегодня и в Узбекистане. Принятие правовых актов в связи с утверждением суверенитета республики, приоритета национальных интересов узбекского народа в политике, экономике и культуре поставило русских, украинцев, немцев, татар, армян и других представителей «некоренного» населения в неравноправное положение. Национальная дискриминация стала уделом 5 млн. чел., хотя надо признать - руководство страны постоянно публично выступает против любой дискриминации по национальному признаку.

Конституция Узбекистана (ст. 18) утверждает: «Все граждане республики имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия расы, национальности, языка, религии». Однако в реальной жизни эта статья постоянно нарушается. Конституция провозглашает: «Каждый имеет право на труд, на справедливые условия труда, на защиту от безработицы». На практике все происходит иначе: работники среднего и низшего звена, занятые в производственной сфере, в системе управления, оказались незащищенными в социальном отношении. При первом же сокращении они оказываются кандидатами на увольнение по формальному поводу - незнанию узбекского языка.

По Конституции граждане республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства. Но к настоящему времени русские вытеснены практически из всех руководящих структур. Формальное основание - Закон о государственном языке, который гласит: «Руководители и работники органов государственной власти и управления... должны знать государственный язык...»

Установление закона о том, что государство проводит бесплатное обучение государственному языку, на практике не выполняется - на предприятиях, обязанных наладить обучение и оплачивать его, нет средств. Некоторые чиновники превратили узбекский язык в средство унижения человеческого достоинства русских работников. Распространенное явление, когда на заседании кафедры вуза обсуждают лекцию русского преподавателя или заключают с ним контракт на узбекском языке. Врач, обслуживающий больного русской национальности, вынужден заполнять историю болезни на узбекском.

Правительство Узбекистана сначала категорически отметало заявления о национальной дискриминации русских, теперь обещает создать специальные комиссии, чтобы выяснить, существуют ли подобные факты. Однако чиновники прекрасно понимают, что никто из пострадавших не скажет правды, люди живут в атмосфере страха: мужчины боятся за своих жен, дочерей, сестер, женщины - за личную безопасность. К тому же перед каждой маячит призрак безработицы - достаточно любого пустячного повода, чтобы вызвать неудовольствие начальника и немедленно быть уволенной.

Нельзя сказать, что все узбеки настроены враждебно по отношению к русским: многие пытаются даже защитить соседей, сослуживцев от нападок хулиганствующих националистов, но в таком случае и сами становятся объектом злобных насмешек со стороны соплеменников.

Разнузданная антирусская кампания, разумеется, не является государственной политикой. Более того, правительство Узбекистана заинтересовано в мирных национальных отношениях, в сохранении контингента рабочих, инженеров, техников в промышленном производстве. Раздувают антирусские страсти мафиозные структуры при посредничестве мулл фундаменталистского толка. Сформировалась группа предпринимателей, скупающих по низким ценам квартиры людей, вынужденных уехать из республики. Эти дельцы намеренно держат низкие цены на рынке жилья, скупают через маклеров целые подъезды жилых домов в Ташкенте.

Растет поток мигрантов и из Таджикистана. Во время и после государственного переворота, когда в Душанбе и южных районах бесчинствовали участники джихада, вместе с таджиками и узбеками погибали и русские. В Курган-Тюбе, например, исламистами было убито 30 русских за то, что они прятали от экстремистов своих соседей и сослуживцев таджикской и узбекской национальности. Священник местной православной церкви умолял бандитов пощадить людей, но все были казнены. По Ленинабадской области, избежавшей военных конфликтов, прокатилась серия убийств якобы на «бытовой почве». Русская диаспора в Таджикистане находится в информационном вакууме. Правда, телевизионные передачи в ряде случаев вызывали возмущение местных жителей, так как дезинформировали общественность о положении дел в Таджикистане. Попытки представителей областной, республиканской администрации, органов печати пробиться с сообщениями на российское телевидение, в газеты, давшие неверную информацию, не увенчались успехом: российские средства массовой информации отказались публиковать их протесты и опровержения.

Правительство Таджикистана делает все возможное, чтобы русскоязычные специалисты не уезжали, готово рассмотреть вопрос о двойном гражданстве. Но даже принятие такого закона не даст эффекта, поскольку реальная политическая стабилизация и консолидация общественных сил - дело отдаленного будущего. Постоянный страх за жизнь детей, сокращение сферы русскоязычной культуры, отрыв от исторической Родины - России, где проживают родственники, - все это побуждает этнических россиян к отъезду.

Значительная часть русского населения проживает на территории бывших союзных республик не в первом поколении и с полным правом считала эти республики своей родиной. Ведь многие люди были направлены по запросу республик как специалисты народного хозяйства или по приказу - офицеры. Они восстанавливали разрушенные войной города и села, вновь строили заводы и фабрики, выполняли воинский долг. Здесь же родились их дети и внуки. И теперь страх за родных и близких, неуверенность в завтрашнем дне заставляют их покидать страны, где грубо попирается Декларация прав человека, откровенно дискриминируется русскоязычное население.

О проблемах миграции.

Без прогноза массовости миграции трудно определить, какие финансовые ресурсы потребуются для компенсации ущерба, понесенного беженцами или вынужденными мигрантами, для обустройства новоселов, сколько рабочих мест необходимо создать для них, какой будет реальная нагрузка на социальную инфраструктуру в местах концентрации мигрантов и т.д.

Возвращение русских из республик бывшего СССР, а также переселение представителей нерусских народов в Россию начались задолго до того, как межнациональная напряженность переросла в стадию открытых конфликтов, стала разменной картой политической борьбы. Уже в 1979-1988 гг. положительное сальдо миграции русских в Россию, прежде активно перемещавшихся в другие республики, превысило 300 тыс. чел.

На росте масштабов миграции сказался и отток «некоренных» народов из регионов концентрации нерусских титульных этносов в самой России: из Северокавказского, Поволжского, Сибирско-Забайкальского, а также из северного пояса Федерации.

По сути дела, в этих регионах наблюдаются те же симптомы дискриминации представителей нетитульных этносов, что и в ближнем зарубежье.

Среди неблагоприятных последствий массовой миграции весьма существенное значение имеет рост социального стресса. Значительно ухудшается социальное самочувствие самих мигрантов, утративших свой прежний статус и зачастую перспективы социального успеха. Возникает и недовольство жителей тех городов и сел, куда они прибывают.

К сожалению, помощь вынужденным мигрантам или беженцам со стороны местных органов власти и населения явно недостаточна. Попытки переселенцев обрести социальную нишу в новых местах наталкиваются на серьезные объективные трудности. Практически повсеместно в местах сосредоточения беженцев с их появлением возрос уровень социальной напряженности. Это отмечают и сами мигранты, и местные жители.

О социально-психологической атмосфере, в которую попадают беженцы, говорят также результаты опроса населения 13 регионов Российской Федерации.

ВОПРОС: Сторонником какой политики вы являетесь?

ОТВЕТ % от кол-ва опрошенных

Принимать граждан всех республик бывшего СССР независимо от их национальности 36

Принимать только россиян по происхождению 51

Не принимать никого 11

Не ответили 2

Каждый десятый опрошенный выступает против приема мигрантов, а половина участников опроса склонна делить беженцев и мигрантов на «наших» и «чужаков». С подобными стереотипами массового и индивидуального сознания нельзя не считаться.

ВОПРОС: Как вы относитесь к тому, чтобы беженцам, которые могут появиться у вас, выделять вне очереди жилье, предоставлять им работу, оказывать помощь деньгами из государственного бюджета?

ОТВЕТ положительное отрицательное затруднились ответить

% от кол-ва опрошенных

Отношение к помощи в трудоустройстве: 58 15 27

Отношение к помощи деньгами: 56 19 25

Отношение к помощи жильем: 29 33 38

Острота жилищной проблемы в России, где количество очередников превышает 9 млн. чел., отчетливо проявилась в том, что менее трети опрошенных склонны поддержать политику приоритетного жилищного обустройства вынужденных мигрантов.

Этот показатель конфликтности ситуации резко возрастает, когда этнический состав мигрантов не совпадает с титульным этносом в местах их нового расселения. Иначе говоря, массовая миграция чревата «цепной реакцией» межнациональных конфликтов, симптомы которой уже налицо. Они выражаются, в частности, в росте национализма и попытках инициировать погромы иноплеменников и иноверцев в областях, которые приняли значительное количество мигрантов.

Прогнозы миграции в Россию различны. К потенциальным мигрантам практически можно отнести все 25 млн. русских, проживающих в пределах ближнего зарубежья. 4-5 млн. чел. в ближайшие 5-10 лет - таким представляется максимальный объем миграционных потоков, которые могут быть вызваны и в случае обострения межнациональных отношений, и вследствие развертывания военных действий на территориях бывших союзных республик.

Массированные перемещения русских из Украины и Беларуси в Россию, украинцев и белорусов на Украину и в Беларусь возможны лишь в случае военного конфликта между республиками. Хотя и сейчас есть, например, на Украине силы, готовые подтолкнуть этот процесс.

Еще сложнее обстоит дело с русскими Казахстане, где их около 6 млн. (четвертая часть всех русских, проживающих в бывших союзных республиках за пределами Российской Федерации). Велик поток русских переселенцев из Казахстана. Эта тенденция усиливается.

Можно предвидеть три направления и соответственно три периода переселения русских в Россию. Ожидается активная миграция в Россию русских первого и второго поколений из Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана. Оттуда намереваются выехать от 30 до 50% русскоязычного населения.

Из Латвии, Эстонии, Литвы, Молдовы, Грузии, Армении намерены уехать 18-20% русских. Из Украины и Беларуси высказывают желание уехать до 11% русских.

Около 2 млн. русских намерены, по данным опросов, выехать сегодня в Россию из-за того, что ощущают преследования по национальному и языковому признакам.

Вынужденные мигранты из союзных республик как в настоящее время, так и в перспективе - это главным образом инженеры, техники, квалифицированные промышленные рабочие, учителя, врачи, т.е. люди сугубо городские, которые не могут поселиться в крупных городах, так как возникают проблемы с пропиской. Не могут купить или построить жилье в городе, поскольку этого не позволяют законы. Вот почему многие из них воспринимают свое положение как безнадежное. Политические взгляды нынешних и будущих мигрантов, отношение к новым политическим и экономическим реалиям, из-за которых они стали изгоями, вряд ли нуждаются в комментариях.

Ситуация требует незамедлительных действий. Необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, координация действий государственных миграционных органов и общественных организаций. Иными словами, нужна общенациональная федеральная программа помощи соотечественникам. Более того, эта программа должна войти в число самых приоритетных как с точки зрения материально-финансовой, так и политико-дипломатической.

Политика государства в отношении миграции нуждается не просто в серьезнейших коррективах. Учитывая прогнозные количественные и качественные оценки миграции и ее социально-политические последствия, речь идет фактически о разработке новой всеобъемлющей и действенной миграционной политики. Основные действия и принципы ее представляются следующими: помощь вынужденным мигрантам должна включать в себя не только предоставление компенсаций, земли, кредитов, информации по трудоустройству, но и снятие ограничений в прописке, выборе места жительства. Мигранты вместе с остальными россиянами должны стать равноправными продавцами и покупателями на рынках жилья и труда России, а не превращаться в заложников «высших государственных интересов».

Рост или затухание миграционных процессов будет зависеть как минимум от политических решений руководства различных республик по защите прав национальных меньшинств, от темпов проведения в республиках «коренизации» населения.