Абхазия и Южная Осетия стали самостоятельными государствами и пока «остановились на этом». Однако… Не секрет, что оба «госновичка» хотели бы со временем войти в состав России. Только ли они?

Нет, речь не о Приднестровье (об этом наверняка подумал читатель). Речь о… жителях Подкарпатской Руси – русинах.

Кто они такие?

Для большинства обывателей Закарпатье ассоциируется с Западной Украиной. Однако между удивительной страной - Подкарпатской Русью, или Карпатороссией, и Галичиной (собственно Западной Украиной) нет ничего общего. «К сожалению, тотальное невежество наших современников в этом принципиальном вопросе может привести к катастрофическим последствиям для православного русского мира и славянства», - считает главный редактор газеты «Карпатская панорама», председатель фонда «Карпатороссия» Валерий Разгулов.

Подкарпатские русины (карпатороссы) много столетий, в условиях непрекращающихся попыток лишить их религиозного и национального самосознания, шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими, и создали великую культуру, которая до сих пор, к великому сожалению, остается terra incognita. Кто из нас знает имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимака, Фенцика, Сабова? Что нынешние русские православные слышали о житие схиархимандрита Алексия (Кабалюка)? Увы…

Что ж, пополним свое образование.

Подкарпатская Русь - это древнейшая русская земля, где проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Доказательством этого является элементарная историческая топонимика. Например, вспомним о Ладомерии (нынешняя Пряшевщина) - это, собственно говоря, земля св. Владимира. Затем Подкарпатская Русь попала под мадьярское влияние, которое грозило полной ассимиляцией. Однако и после многих веков насильственной ассимиляции так называемые Будители Подкарпатской Руси стали во главе русского национального движения в крае.

Здесь следует особенно подчеркнуть подвижнический труд Александра Духновича, который считал, что в русской культуре, русском языке карпатороссы найдут свое спасение. Другой великий просветитель, Иван Раковский, много сделал для распространения в крае общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью». Идея общерусского единства и всеславянского объединения была основой всего мировоззрения крупнейшего карпаторуского политического деятеля Адольфа Добрянского. Русскую газету «Листок» издавал в конце ХIХ века на протяжении почти двадцати лет писатель Евгений Фенцик. На ее страницах часто публиковались карпаторусские писатели, помещались перепечатки из московских и с.-петербургских газет.

Карпаторусские Будители являлись частью одного и того же движения за духовное возрождение всего русского народа, которое в Великороссии известно как движение славянофилов. Между прочим, домашним учителем в семье Аксаковых был карпаторосс Груца Венерин.

Национальное движение карпатороссов, рассказывает Валерий Разгулов, шло по двум направлениям - духовно-культурному и политическому. Впрочем, грань между ними условная. В начале ХХ века началось мощное движение за возращение в лоно Матери - Православной Церкви. Его возглавил архимандрит Алексий (Кабалюк), которого благословил на это святое дело великий русский богослов, реставратор Московского Патриаршества митрополит Антоний (Храповицкий), а рукоположил Холмский архиепископ Евлодий (Георгиевский). За короткое время к православной вере вернулось более тысячи приходов. Верными помощниками Кабалюка стали внуки Добрянского Алексей и Георгий Геровские. Они поддержали архимандрита Алексия в стремлении войти в состав Русской Православной Церкви. Участвовали они и в деятельности «Русского православного предвыборного блока», который создал Кабалюк в январе 1939 года в противовес оккупационному блоку - волошинско-галицкому. Это самостийническое движение, вскормленное на деньги Гитлера, карпатороссы игнорировали.

- Современные украинские самостийники, формулируя свои претензии на Подкарпатскую Русь, бравируют именем Августина Волошина - президента Карпатской Украины. Что это была за личность?

- Двумя словами здесь не ответишь. Волошин - противоречивый человек. На заре своей деятельности он еще при мадьярах предлагал, в угоду своим хозяевам, перейти на латинский алфавит. Сейчас этот предательский шаг замалчивается. Но можно себе представить, что было бы, если бы это произошло. Существовала реальная угроза полной ассимиляции карпатороссов. В своей жизни Волошин часто менял политические взгляды и хозяев. Именно в период его так называемого президентства наш край наводнили галицкие экстремисты, которые устроили на Подкарпатской Руси настоящий геноцид. Многие карпатороссы оказались за колючей проволокой концлагерей в Сваляве и Рахове.

16 марта 1939 года в интервью загребской газете Волошин сделал сенсационное заявление: «Когда я понял, что Чехо-словацкая федерация, возникшая в результате Мюнхенского договора, обречена, я передал в Берлин заманчивое предложение, сделанное мне Венгрией. Будапешт предлагал включить Карпатскую Украину в состав государства Святого Стефана и предоставить нам автономию. Я был согласен принять это выгодное предложение, но я не мог этого сделать без согласия Берлина». Там же в Югославии 27 марта Волошин пишет письмо Риббентропу: «С самого начала, то есть от Мюнхена, я возлагал надежды только на Немецкий Рейх. 14 марта в соответствии с правом на самоопределение нами была провозглашена независимость Карпатской Украины и одновременно было принято обращение к Немецкому Рейху, чтобы он взял ее под свой протекторат».

- А как вообще Волошин стал президентом?

- 13 января 1939 г. правительство Волошина объявило о роспуске всех политических партий, вместо них была создана единая организация «Украинское национальное объединение» (УНО), которое контролировалось ОУН и «полностью приняло платформу и идеологию украинского национализма».

На Карпатской Украине началась подготовка к выборам. Единственной организацией, допущенной к ним, было УНО - «как общая организация всех закарпатских украинцев». Не были допущены к выборам русофильская «Группа подкарпатских русинов» и другие подобные организации. Единственной разрешенной партией, кроме УНО, являлась Немецкая партия, то есть фактически закарпатский филиал НСДАП, которая находилась в блоке с украинскими националистами.

3 февраля выборы состоялись. Прошли они на безальтернативной основе, в лучших традициях тоталитаризма. Как и следовало ожидать, выиграло «выборы» УНО. Против него, по официальным данным, проголосовало лишь 7,7 проц. избирателей. Фарс разыграли по сценарию его устроителей.

15 марта 1939 г. Чехословакия была оккупирована немцами. Чехия вошла в состав Германии, а Словакию Гитлер объявил «независимой». На следующий день Карпатская Украина тоже заявила о своей независимости.

Собравшийся в Хусте сейм избрал Волошина президентом, а боевики «Карпатской Сичи» начали нападения на чешских солдат в Хусте.

Но судьба Закарпатья была уже решена. Гитлер пожертвовал мелким союзником, чтобы окончательно привлечь на свою сторону хортистскую Венгрию. Венгерские войска начали операцию по овладению Закарпатьем. После нескольких малозначительных стычек карпатские сичевики разбежались или попали в плен, и мадьяры в порядке прогулки заняли этот регион. Большинство лидеров Карпатской Украины преспокойно выехало за рубеж. Президент А. Волошин выехал не куда-нибудь, а в оккупированную нацистами Вену, затем этот же деятель перебрался в Прагу, чтобы возглавить финансируемый фашистской Германией «Украинский вильный универсытет». Некоторое время существовало «правительство Карпатской Украины в изгнании», которое заключило 21 июля 1939 г. договор с ОУН. В этом договоре говорилось среди прочего следующее: «Власти (президент и правительство) Карпатской Украины признают украинское националистическое движение единственным носителем соборническо-освободительной борьбы украинской нации...» Комментарии излишни. Против кого боролись украинские националисты и на чьем содержании находились, хорошо известно.

По требованию нацистов, вскоре после оккупации Закарпатья Венгрия освободила всех боевиков «Карпатской Сичи», многие из которых вошли в состав формируемого немцами батальона СС «Роланд».

После падения «Карпато-украинской державы» украинские националисты не проявили никакой активности в этом крае. Наоборот, произошло усиление русофильства. Карпатские русины составили костяк «Чехословацкого корпуса» генерала Людвига Свободы. После освобождения большинство русинов стремилось к объединению с СССР, который они тщились видеть исторической Россией.

- Волошин не был легитимным президентом. Так кто же представлял законную власть на Подкарпатской Руси?

- Центральная Русская Рада, в которую входили все политические русофильские партии и организации, а их насчитывалось более 20. Ее поддерживало более 70 процентов населения края. Эта Рада рекомендовала Андрея Бродия на пост председателя карпаторусского правительства в октябре 1938 года.

- Для обывателя получается настоящая фантастика - Россия разгромлена, русская эмиграция рассеяна по всему миру. И вдруг в Карпатских горах - 20 русских православных монастырей, многочисленные русские партии, которые имеют массовую поддержку, десятки русских газет и журналов, русские писатели и интеллигенция, сотни тысяч людей, переходящих в православие.

- Действительно, это чудо, которое, тем не менее, демонстрирует исконно русский характер Подкарпатской Руси. Великая княжна Мария Павловна в 1937 году посетила наш край. Под впечатлением увиденного и услышанного она писала: «В среде карпатороссов я чувствовала себя - точно в России. Тот же обряд и та же сердечность приема. Кругом те же сочувственные русские лица... Живут просто, бедно, но не в утешение». Ей вторит известный русский эмигрантский писатель Иван Лукаш: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозовой синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства... Малый народ живет до Карпатских гор и на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава... И все снится, снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

И, наконец, тоже прекрасно написал о нашем крае в 1937 году другой русский писатель, Анатолий Ладинский: «Есть в названии города Ужгорода что-то древнее, что-то еще от бревенчатых городов, от прославленных городищ, от благородных и печальных интонаций "Слова о полку Игореве». И такая же река, через которую волы переходят вброд, течет по камешкам, мелководная и журчащая, стекающая с кудрявых Карпатских гор. Река, которую нельзя себе представить без зелено-красно-синей вышивки на девичьей славянской рубахе, без лесной тишины, без кукушки... О Русская Земля!»

Русское национальное и духовное возрождение на Карпатах в 1920-30-е годы является также демонстрацией того, на что способны русские, если они объединятся вокруг Православной Церкви. Ведь отец Алексий Кабалюк был не только строгим аскетом, молитвенником и миссионером. Он был и великим политическим лидером карпатороссов. Именно Кабалюк стоял за такими организациями, как Партия православных автохтонов Подкарпатской Руси, Русская народная партия воссоединения, Православный Русский блок, боровшийся с оккупационным режимом Волошина. Кабалюк создал также знаменитые Православные комитеты, которые в 30-е и 40-е годы боролись как за чистоту веры, так и за вхождение Подкарпатской Руси в состав Российской Федерации, резко протестовал против ее включения в состав УССР. Вспомним нашумевший визит делегации карпатороссов, которую возглавили архим. Алексий Кабалюк и профессор Петр Линтур в ноябре 1944 года. Последние резко высказались против присоединения Подкарпатской Руси к Украине. 17 ноября 1944 г. собрание народных комитетов Подкарпатской Руси обратилось с просьбой о вхождении этого края в состав РСФСР на правах автономии, а на следующий день православный съезд просил принять в СССР Карпато-Русскую ССР. Ныне эти факты, как и вообще вся история Подкарпатской Руси, замалчиваются или фальсифицируются.

Замалчивается и заявление Кабалюка и Линтура, сделанное на приеме у патриарха Алексия: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России». К великому сожалению, тогда «вождь всех народов» проигнорировал волеизъявление карпатороссов.

10 января 1947 года Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает Сталину письмо. В нем он просил: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские ученые (профессор Ключевский) считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет».

Олег Александрович Грабарь, еще один карпаторосс, редактор сборника «Путями истории», по этому поводу уже в более позднее время писал: «Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика населения Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев... Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что он напомнит ему: произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Девидовича и других представителей советской власти, достаточно образованных, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости...»

- По разным оценкам, на Подкарпатской Руси после революции нашли приют и душевный покой от 10 до 15 тысяч русских эмигрантов. Каково было их влияние на процессы, которые происходили в крае?

- Отмечу, что русская эмиграция, безусловно, внесла большой вклад в развитие Подкарпатской Руси, рост ее духовного богатства. Но главные силы русского возрождения на Карпатах находились изнутри - от коренного народа, который столетиями жил на этой благодатной земле.

- Так подкарпатские русины и карпатороссы - это одни и те же люди? Карпатороссы - это русские?

- Давайте разберемся, наконец, в понятии карпаторосс, русин, русский.

Первые попытки противопоставить идентичные понятия русский, россиянин и русин были предприняты галицкими сепаратистами еще в ХIХ веке, однако еще тогда Добрянский посвятил этому вопросу целый труд. Он убедительно доказал, что русский - это славянизм, россиянин - это произношение слова «русский» по-гречески, рутен - по-латински, русин - это всего лишь имя существительное, а русский - это имя прилагательное от него. Ты кто? Русин. Ты чей? Русский. И в Архангельской области, как и в Карпатах, жители называют себя русинами. Все манипуляции на эту тему не более чем, как говорят простые люди, - попытка навести тень на плетень!

Очевидно, что противники православного русского возрождения, будучи неглупыми людьми, прекрасно понимают, что русины никогда не примут галицко-бандеро-мазепинскую идеологию. Поэтому они выдумали так называемое «туташенство». В 30-е годы его поддерживало не более 2 процентов населения нашего края, зато пытались яро внедрить в массы профессора будапештского университета Годинка, Бонкало и Стрипский. В 1940 году на деньги венгерского правительства упомянутые господа создают на Подкарпатской Руси «Общество наук», которое, имея ряд изданий, пыталось привить карпатороссам теорию (не выдерживающую никакой серьезной критики!) о том, что русины не имеют никакого отношения к русским. Уже в наше время эту идею продолжил профессор Торонтского университета (Канада) Пол Магочи. Но эта концепция является предательством святого дела карпаторусских просветителей, великого Кабалюка и всех тех фундаментальных ценностей, на которых стояла и стоит Подкарпатская Русь. Уместно здесь напомнить высказывание Раковского: «У нас нет и не было мысли об образовании какого-либо литературного языка». А лучше всех сказал Кабалюк со своими единомышленниками в знаменитом обращении к Сталину: «Наша русскость не моложе Карпат... Сам народ именует себя «карпаторусс», «русин», т.е. Руси-сын, вера «русска», жена «русска», мама «русска» и т.д.»

- А как вы сейчас оцениваете положение в Подкарпатской Руси?

- Столетиями из нас пытались вытравить православие и русскость. Австрийцы и мадьяры, оуновцы и волошинцы, нацисты и коммунисты - огнем и мечом, ложью и лукавым умолчанием. Но неужели вы думаете, что эти колбасники и жлобы из некоторых кабинетов в Киеве и всяких львовских газеток, «образованщина» из Руха и бандиты из УНА-УНСО способны сломить наш дух?! Вспомним, что, когда в 30-е годы солнце русского национального возрождения засияло над Карпатами, ситуация была намного хуже, чем сейчас. Так что я оптимист. И самое главное: не я один. Вы только посмотрите, сколько у нас по селам строится церквей в московском стиле, с куполами-луковками. Такие вещи не делаются из-под ранжира, следовательно, это - глубоко органично. А кто самые стойкие приверженцы карпаторусской идеи? Это, прежде всего, простые священники, люди, живущие в карпаторусских селах, - среди них есть действительно выдающиеся личности.

Приведу примеры. Вот настоятель Св.Никольского монастыря в селе Иза архимандрит Стратоник. Он вырос в семье сельского священника, где преклонение перед Россией было законом. Отец его всю свою жизнь ждал прихода русских войск. В 1944 году, будучи уже пожилым человеком, он вместе с будущим отцом Стратоником, тогда еще ребенком, вышел встречать нашу армию. Какой же для него был удар, когда он услышал от отравленных атеистической пропагандой советских солдат матерную брань в свой адрес! Затем началась теперь уже большевистская украинизация карпатороссов, когда были уничтожены все русинские школы, - только за слово «русин» десятки тысяч людей попадали в концентрационные лагеря, где они проходили «курсы» украинизации. В 1959 году, после службы в армии, отец Стратоник решил посвятить свою жизнь Церкви и отправился в один из карпаторусских монастырей, который через несколько месяцев был разогнан.

Начался новый этап борьбы с православием, который возглавил человек, после Великой Отечественной войны являвшийся главным украинизатором Закарпатья, а затем – «дарителем» русского Крыма Украине, - Никита Хрущев. После распада СССР архимандрит Стратоник стал во главе движения против автокефалии на Украине, за единство Русской Православной Церкви и вошел в жесткую конфронтацию с Михаилом Денисенко, бывшим Киевским митрополитом. А несколько лет назад он возглавил знаменитый Св.Никольский монастырь в селе Иза, который является для карпатороссов такой же святыней, как Троице-Сергиева лавра для великороссов. В феврале 1999 году стараниями архимандрита Стратоника были обретены святые мощи схиархимандрита Алексия (Кабалюка), которые оказались практически полностью нетленными (сохранилась даже кожа), что является доказательством святости духовного отца Подкарпатской Руси, скорая канонизация которого станет важной вехой ее возрождения.

Стоит упомянуть и сельского народного художника Ивана Исака. За русскость, беззаветное служение идее Карпатороссии его лишили почетного звания «Заслуженного художника Украины». Но он не дрогнул, как был, так и есть в строю борцов за русинское возрождение. И таким примерам несть числа. Это говорит о том, что карпаторусское движение является действительно народным, глубоко укорененным. Идея Карпатороссии выстрадана.

- Каковы политические перспективы карпаторусского движения?

- Практически в каждом населенном пункте Подкарпатской Руси живут сторонники Великой идеи - единения с Матерью-Россией. Мы свято надеемся на то, что Господь по молитвам карпаторусских святых вразумит тех, кто в России принимает решения: уникальный русский остров в центре Европы, потом, кровью и молитвой отстоявший свою русскость, не может быть забыт и вновь предан...