Как известно, недавно, совершив турне по Грузии, Азербайджану и Украине, вице-президент США Ричард Чейни заявил, что страны НАТО согласны на вступление Украины и Грузии в Североатлантический альянс. По его словам, «союзники высказали свое согласие на вступление Украины и Грузии в НАТО». Чейни считает, что НАТО должно продолжить расширение на Восток, а позиция России, выступающей против этого, мешает «продвижению вперед демократии».

Про «демократию» и ее «продвижение вперед» мы наслышаны и знаем, что это такое – в понимании Запада. Но вот вступление той же Украины в НАТО… Для России оно точно непреемлимо, однако так уж ли выгодно самому Западу?

Будущие войны, если таковые случатся, будут вестись в основном за энергоресурсы. Их много у России. Именно поэтому идет интенсивное продвижение НАТО на восток – к нашим границам. Разговоры по поводу того, что НАТО теперь не военная организация, не выдерживают никакой критики. Операция альянса по бомбежке Белграда и других городов и объектов Сербии подтверждает натовскую военную сущность.

Планы США и НАТО развернуть к 2011 году на территориях Польши и Чехии американские комплексы ПРО следует рассматривать как подтверждение антироссийской направленности альянса.

Цели НАТО понятны, но понимает ли руководство Организации Североатлантического Договора, каким будет «побочный эффект» при их достижении.

Рассмотрим потенциальные последствия вступления Украины в НАТО.

Во-первых, значительная часть российских РВСН состоит из ракетных комплексов Р-36М УТТХ и Р-36М2, гарантийный срок эксплуатации которых заканчивается в ближайшее время. Ранее предполагалось, что КБ «Южное» и Южмашзавод будут проводить, и в настоящее время уже проводят, работы по продлению срока технической годности этих комплексов еще на 10-15 лет, что позволит России продолжить перевооружение своих стратегических ядерных сил (СЯС) постепенно, без дополнительной нагрузки на экономику.

В случае же вступления в НАТО Украина может отказаться от проводимых работ, так как они противоречат основным принципам блока.

Тогда Российской Федерации придется ускоренными темпами разрабатывать комплекс морского и наземного базирования «Булава», а также модифицировать ракетный комплекс «Тополь-М» под ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ) - 3-4 боевых блока. Кроме того, может возникнуть необходимость нового ракетного комплекса межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с РГЧ. Все подобные мероприятия должны будут проводиться для того, чтобы в будущем находиться по количеству боезарядов на уровне Договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) - 1700-2200 боезарядов.

Заметим, что отрицательный фактор вступления Украины в НАТО может быть в конце концов компенсирован, но на это потребуются дополнительные финансовые затраты со стороны РФ.

Во-вторых, в настоящее время на территории Украины находятся две РЛС системы ПРН («Днепр») – в Мукачево и Севастополе. В соответствии с Соглашением между правительствами РФ и Украины о средствах предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства, они принадлежат Украине, но эксплуатируются в интересах России. Они способны давать информацию с западного и юго-западного ракетоопасных направлений. Стоит отметить, что станция РЛС СПРН в Барановичах (Белоруссия) принадлежит России.

Как известно, снижение достоверности о ракетном нападении (а именно это может произойти, если прекратить эксплуатацию станций) приведет к снижению вероятности принятия правильного решения об ответных действиях стороны, подвергшейся нападению. Причем большое значение имеет фактор времени, в течение которого должно быть принято такое решение. В результате пострадает стратегическая стабильность в мире в целом, так как принятие ошибочного решения приведет к крайне негативным последствиям. Это уже доказало закрытие станции СПРН в Скрунде (Латвия), когда в конце 90-х годов стратегические ядерные силы России были приведены в состояние полной боевой готовности из-за ложного сигнала, полученного с Северо-западного направления. Если бы станция в Скрунде продолжала функционировать и не продублировала ложный сигнал, такого происшествия могло и не случиться.

Во время «газовой войны» конца 2005 – начала 2006 года на Украине уже звучали предложения по отключению РЛС в Севастополе и Мукачево от источников электропитания. В случае прекращения эксплуатации этих станций в интересах России вероятность получения ложных сигналов о запуске ракет с контролируемых направлений значительно возрастает, что также будет приводить к снижению уровня стратегической стабильности в мире. То же самое может произойти и в случае передачи РЛС в Севастополе и Мукачево Соединенным Штатам.

Многие эксперты в США понимают такую вероятность и считают, что наличие в эксплуатации большого количества подобных РЛС приводит только к повышению стратегической стабильности.

Напрашивается вывод о том, что прекращение эксплуатации РЛС СПРН в Севастополе и Мукачево в интересах России или передача их США приведет к снижению уровня стратегической стабильности и не будет способствовать национальным интересам России, Соединенных Штатов и других стран - членов НАТО.

В-третьих, развертывание на восточных границах Украины тактического ядерного оружия альянса, передислоцированного с территории других западных стран – членов этого блока, для России сразу превратит его в стратегическое, так как под ударом могут оказаться такие важнейшие центры РФ, как Москва, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Курск и многие другие.

Следовательно, развертывание на территории Украины тактического оружия НАТО приведет к резкому изменению баланса ядерных сил в Европе и дестабилизации всей обстановки в мире.

И, наконец, в-четвертых: о развертывании на территории Украины, так же как и в Польше и в Чехии, американских комплексов стратегической ПРО.

Развертывание любых комплексов стратегических ПРО приводит к дестабилизации стратегической обстановки, так как создает у обладателей такого оружия безосновательное убеждение в том, что в ядерной войне возможно одержать победу. Кроме того, стремясь к адекватному ответу, Россия может вновь оказаться втянутой в очередную гонку вооружений, которая поставит в трудное положение всю российскую экономику, а значит, нанесет удар по всему мировому хозяйству, ибо потрясения в стране, являющейся основным поставщиком энергоресурсов в Европу, не могут не нанести ущерба последней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вступление Украины в НАТО приведет к снижению уровня стратегической стабильности в мире и не отвечает национальным интересам России, США и всех стран НАТО.

Это, кстати, понимают многие политики и военные на Западе. Другое дело, что бал пока при обсуждении проблемы правят те, кто ненавидит России и считает ее врагом «по определению».