Каждый день миллиарды людей на планете, прервав работу и отдых, приникают к радиоприемникам и телевизорам, вникают в непрерывные сводки о спортивных баталиях. Отношение к ним почти как к фронтовым сообщениям – будь это матчи европейского футбольного чемпионата или захватывающие соревнования Пекинской Олимпиады.
Миллионы людей всех рас, социальных статусов и уровней образования хватаются кто за сердце, кто за голову, когда мяч или шайба попадают в ворота своей команды, и впадают в массовую эйфорию, когда те же предметы влетают в ворота соперников. На трибунах обнимаются, целуются от восторга и даже, бывает, умирают с горя. На стадионах и улицах возникают грандиозные гуляния или схватки.
Легальные коммерческие операции национальных и международных спортивных клубов, не считая теневых тотализаторов, составляют сотни миллиардов долларов, превышая бюджеты десятков государств. Человек, забивший решающий гол, поднявший на килограмм больше, прыгнувший на сантиметр выше или дальше, пробежавший на доли секунды быстрее, становится не только национальным, а мировым идолом. Выигрыш «своих» становится национальным праздником, а проигрыш – поводом для политических конфликтов и даже войн с тысячами жертв.
И все это – спорт.
Почему же, возникнув тысячи лет назад и проходя сквозь время, пространства, цивилизации, войны, религии и социальные формации, спорт не только не утратил влияния на народы, а, напротив, в разных его формах и названиях только наращивает свое могучее воздействие на людей и общества? Что это – развлечение, традиция, культура, национальная идея, политика, экономика, искусство, философия или религия?
Клубный отдых и развлечение
Собственно термин «спорт» имеет английское происхождение и в своем первом, а значит, исконном смысле на староанглийском языке звучал как disport, что буквально означало «сбросить груз, отдохнуть». Хотя соревновательные развлечения (или, если угодно, развлекательные соревнования) существовали у многих народов тысячи лет назад, законодателями спорта в его нынешнем понимании являются англичане. Тем более если учесть происхождение термина.В самом деле, большая часть наиболее популярных видов командного и одиночного спорта – футбол, волейбол, регби, теннис, гольф, бокс, гребля, все разновидности хоккея и поло, гонки на яхтах, автомобилях, велосипедах, альпинизм и многое другое появилось в туманном Альбионе именно как развлечения еще в раннем Средневековье.
При этом массовые виды спорта – футбол, регби, крикет – были одинаково популярны как у аристократии, так и в деревнях. К примеру, в неутомительный гольф с одинаковым увлечением играли простые шотландские лучники и английские короли (кстати, знаменитый английский газон пошел гулять по миру именно с лужаек для гольфа). Для развлечения женской половины был придуман еще менее утомительный крикет, позволявший играть в длинных платьях и потому тоже требовавший ухоженного газона. Из крикета возник теннис на травяных кортах и нынешний большой мужской крикет – игра, понятная только англичанам.
Футбол в его изначальном виде был коллективным развлечением в английских деревнях без специальных полей и ворот. Став же развлечением джентльменов среднего класса, обрел тщательно разработанные правила, клубные формы и опять же стриженые газоны. Многие другие коллективные виды спорта – волейбол, регби, хоккей, гребля, плавание, водное поло и др. - зародились и развились в военных гарнизонах, разбросанных по отдаленным колониям Британской империи, где, как известно, никогда не заходило солнце. Поначалу как развлечения для офицеров и низших чинов (не все же время пить джин!), они затем стали увлечениями массовыми.
Бесспорная заслуга англичан и шотландцев в том, что они ввели в спортивный обиход тщательно разработанные правила, этикет и экипировку. Социальными последствиями этого процесса стало то, что соревнования, проходившие по определенным правилам, вытесняли массовые потасовки разноплеменных простолюдинов Соединенного Королевства и смертельные поединки на уровне среднего класса, армии и аристократии.
Вспомним, что во Франции, Германии, Италии, России офицеры и гражданские чины кололись и стрелялись по разным поводам вплоть до начала XIX века; описанием бунтов и поединков полна литература этих стран. Тогда как в литературе английской описания поединков встречаются все реже уже после Шекспира и практически исчезают в XVIII столетии. Империи нужны были офицеры и солдаты для завоевания колоний, образованные чиновники и специалисты для управления ими, а спорт позволял переводить социальное напряжение в поединок по правилам и превращать в отдых. Все личное, национальное, религиозное перешло в клубный отдых и стало клубным спортом.
Итак, спорт по-английски – это отдых и развлечение членов клубов по правилам.
Культура и красота
Однако спортивные соревнования по правилам уже были неотъемлемой частью древнегреческой цивилизации еще две тысячи лет назад. Олимпийские игры собирали атлетов всех полисов, а войны в это время запрещались. Победители в разных видах поединков становились Героями – их воспевали поэты и высекали в мраморе скульпторы (вспомним «Дискобола» Фидия, «Кулачного бойца» и другие скульптуры победителей). При этом превозносились и ценились не победа команды Афин, Спарты или Коринфа, не стоимость первого места, но красота тела и дух индивидуального бойца – т.е. гармония Человека. Достижения и образы Героев отражались в искусстве, становились образцом для подражания на века. А это уже область культуры.
К сожалению, цивилизационный преемник Древней Греции – Древний Рим не только не сумел сохранить греческую культурную функцию спорта, но уничтожил ее, создав идейный антипод спорта – кровавые побоища на арене в форме гладиаторских боев. Утрата культуры спорта привела к упадку всей римской культуры.
Большая политика
На новую, исключительно важную высоту спорт поднялся в ХХ веке с возникновением двух противоборствующих идеологических и социальных систем в лице прежде всего СССР и США. Известный лозунг «Спорт – посол мира» был реальным содержанием важнейшего направления государственной политики СССР – мирного соревнования двух систем. Победы и достижения советских спортсменов на международных соревнованиях возводились в ранг побед советского строя, трактовались как превосходство социализма над капитализмом. Такие герои советского спорта, как прыгун Валерий Брумель, фигуристка Ирина Роднина и другие посещали многие страны в составе государственных делегаций для пропаганды советского образа жизни.
Аналогичное отношение к спорту было и у руководства США, где борьба с командами СССР на Олимпийских играх и чемпионатах мира рассматривалась как возможность доказатать превосходство американского образа жизни. В 1965 году за океаном вышла книга социолога Р.Бойла «Спорт – зеркало американской жизни», где достижения Америки в спорте были объявлены образцом подражания для всего мира. Одновременно выдающиеся американские спортсмены – чернокожие боксер Мухаммед Али и спринтер Карл Льюис, пловец Марк Спитц и другие в пику «красным» начали регулярные поездки по странам Азии и Африки в составе официальных делегаций. В большой политике новая функция спорта как форма соперничества политических систем оказалась весьма эффективной. Вслед за сверхдержавами ее взяли «на вооружение» ФРГ, ГДР, Куба, Израиль, ЮАР...
Не менее эффективным средством обеспечения популярности политиков и политических партий спорт стал и на уровне национальной политики. Появление на трибунах министров и президентов стало достаточно обыденным явлением во всем мире. А чего стоили эффектные броски на татами второго Президента России Владимира Путина во время официальных визитов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона!
И война тоже...
Однако есть и иные примеры. В 1969 году отборочный матч на чемпионате мира по футболу между Гондурасом и Сальвадором стал поводом к настоящей полномасштабной войне с применением танков и авиации, в ходе которой войска проигравшей команды Гондураса вторглись на территорию Сальвадора на 60 км и готовы были захватить столицу. Только вмешательство ООН остановило конфликт, приведший к гибели почти трех тысяч человек с обеих сторон.
Менее известно, что ожесточенная гражданская война в Хорватии в 1991 фактически началась с ожесточенного столкновения болельщиков после футбольного матча белградского клуба «Црвена звезда» и загребского «Динамо». Проигрыш привел к тому, что в тот же вечер тысячи хорватских болельщиков начали записываться в вооруженные формирования.
Безусловно, и в том, и в другом случаях футбольный матч сам по себе послужил только горящей спичкой, упавшей на хворост накопившихся политических проблем, но эти факты демонстрируют, как в определенной ситуации политический вектор спорта перерастает в националистический.
И даже религия?
Утверждение, возможно, спорное и для кого-то неприемлемое. Но в той же Древней Греции «олимпийцами» называли не только богов, но и… победителей Олимпийских игр – т.е. «богоравных» спортсменов!
Да и в новейшей истории мы наблюдаем сотни примеров, когда верность спортивному клубу становится религией жизни и передается по наследству из поколения в поколение независимо от профессиональной принадлежности болельщика. Так, болельщики «Спартака» верны клубу в любом городе России, а болельщики ЦСКА или «Динамо» – не только военнослужащие или милиция.
Многие выдающиеся спортсмены становится международными кумирами (Пеле, Бекхем, Яшин, Харламов, Третьяк, Мария Шарапова…). В поездках по миру их сопровождали и сопровождают сотни и тысячи почитателей, которые буквально молятся на своих кумиров. Для сравнения: на матчи чемпионата Европы по футболу в Швейцарию приехали более полумиллиона человек, а на выступление Папы в Риме – максимум десятки тысяч, а потому и аргументов в пользу спорта как своего рода массовой религии больше. И еще вопрос, что объединяет мир сильнее!
Отражение национального духа
Достаточно вспомнить май нынешнего года, когда Россия и вся Европа отодвинули на месяц политику, экономику, проблемы глобального потепления, борьбы с терроризмом, – все жили футболом! На срок чемпионата прекратились все межпартийные, межличностные разборки и дебаты. Всех объединила жажда победы российской команды. Миллионы болельщиков замерли в надежде, а затем взорвались в едином порыве радости. Почему? В обществе назрела потребность национального самоутверждения. Все по закону маятника – насколько национальный дух ущемили, настолько он стремится вернуться в высшую исходную точку. В этом смысле спорт со всей очевидностью является концентрированным выражением национального духа, мерилом его востребованности.
Вспомним, что слабое выступление российской сборной на Олимпийских играх в Атланте не вызвало какой-либо реакции в обществе потому, что оно находилось в низшей точке социально-экономической трансформации и все духовные силы нации были направлены на ее преодоление. Спортивные победы в этот момент, несомненно, помогли бы быстрее пройти критическую точку, а поражения было лучше не замечать – и без того трудно.
Когда же низшая точка была пройдена, основные экономические трудности преодолены, то общество стабилизировалось, его национальный дух окреп и потребовал самоутверждения. Вернулся массовый интерес к спорту. И для дальнейшего укрепления национально духа, а значит, и единства общества, исключительно важно, чтобы политическое руководство понимало запросы общества и реагировало на них. То есть поддерживало бы спорт государственными программами, средствами СМИ. Все это, несомненно, работает на патриотизм, на национальную идею.
Итак, спорт – это зеркало национального духа, общественной атмосферы в государстве и в этом качестве наряду с социологией вполне может рассматриваться как элемент национальной философии, национальной идеи.
Бизнес
А вот этот факт отрицать уже невозможно: футболист любого известного клуба международного уровня зарабатывает от 3 до 5 млн. долларов в год. Клуб зарабатывает на нем от 10 до 20 млн. долларов, годовой доход такого клуба исчисляется уже сотнями миллионов. Оборот же самого футбольного бизнеса – уже миллиарды, доходы клубов в наиболее популярных наряду с футболом видах спорта – хоккее, баскетболе, теннисе, гольфе – уходят в запредельную область сотен миллиардов. Помимо прямых зарплат спортсменов и доходов менеджеров, на спорт работает огромное количество предприятий, производящих все более дорогостоящий инвентарь, форму, спортивные снаряды, оборудование для тренировок и фитнес-клубов, медицинскую аппаратуру. Всего не перечесть! Фирмы, специализирующиеся на выпуске спортивной одежды и обуви, например «Найк», «Адидас» и др., давно стали мировыми брендами массовой одежды.
***
Так что же есть спорт? Мы рассмотрели далеко не все его функции и категории, но сказанного достаточно, чтобы утверждать, что спорт есть всеобъемлющее и динамично развивающееся общественное явление. А в социологии – это важная научная категория (понятие). Спорт становится не только социальным зеркалом государства, но и катализатором национального сплочения.
Более того, спорт уже стал одной из движущих сил глобализации. Успешно консолидируя национальное общество, в нашем случае российское, он не менее успешно интегрирует наше общество в мировую экономику, в мировую культуру, в мировую систему идейных и нравственных ценностей, которая тысячелетиями формировалась общими усилиями человечества.