Есть в Вашингтоне, столице США, район Форт-Макнейр. Он назван так в честь американского генерала Лесли Макнейра, погибшего в ходе высадки англо-американских войск в Нормандии в 1944 году. Помимо своей причастности к военно-историческому прошлому, Форт-Макнейр примечателен также протяженной оградой, в проходе которой – бдительный часовой. Здесь, за оградой, в стандартном многоэтажном здании располагается штаб-квартира береговой охраны США (БОХР).

Американская береговая охрана − структура постоянной боеготовности. Не зря в ее вашингтонской штаб-квартире все на ногах с раннего утра. Части БОХР могут эффективно действовать как военно-морской компонент (хотя береговая охрана в состав военного ведомства не входит). Ее военнослужащие на протяжении двухсот с лишним лет участвовали во всех крупных военных конфликтах, в которые были вовлечены США. На счету ведомства − боевые успехи в 33 военных кампаниях и боях. Личный состав БОХР не раз был отмечен правительством за отвагу и воинское мастерство в годы Второй мировой войны. Люди из береговой охраны не раз пресекали попытки высадок диверсионно-разведывательных групп гитлеровской Германии на американское побережье и установок мин. После окончания Второй мировой войны в состав БОХР влилось бюро навигации и инспекции судоходства.

ОЦЕНКА ГЕНЕРАЛА ШВАРЦКОПФА

Американское военное командование высоко оценивает вклад БОХР в обеспечение национальной безопасности (наряду с ВМС) и в послевоенное время. В том числе в двух войнах против Ирака. В частности, еще в ходе операции союзных войск «Буря в пустыне» (1991г.) генерал Норман Шварцкопф заявил: «Хотя береговая охрана − наименьшая по численности боевая структура, развернутая на средневосточном ТВД, ее морской опыт бесценен».

По мнению командования БОХР США, ее четкая структура управления, постоянная боевая готовность, дисциплинированный и обученный личный состав позволяют учитывать национальные приоритеты в меняющемся мире, оперативно действовать в случаях военных кризисов, стихийных бедствий, экологических или техногенных катастроф. Личный состав БОХР может использовать свой опыт в боевых действиях на берегу, в портах в качестве сил поддержки, в военных операциях по установлению контроля за морским побережьем, в обороне и обеспечении безопасности портовых районов и гаваней.

Помимо охраны побережья, защиты экономических и хозяйственных интересов страны на ее морских границах, контроля за соблюдением морского законодательства, в широкий круг повседневных задач БОХР включены и другие. В числе первостепенных − радионавигационная помощь морскому судоходству. Поддержание в порядке сложного хозяйства маяков и навигационных буев − это тоже в компетенции БОХР.

В круг задач ведомства включены контроль за безопасностью и правильной эксплуатацией огромных флотилий частных лодок, катеров, яхт; предотвращение утечек опасных веществ, инспекции при авариях, лицензирование рыбного промысла. Безопасность судов и их экипажей, квалификация моряков − под неусыпным оком БОХР. Есть у нее даже весьма экзотическая функция − Ice Operations (ледовые операции). Их суть − «обеспечение прохода во льдах для федеральных и научных организаций». И вообще все, что касается льда, − это зона ответственности береговой охраны. «Ледовые операции» в полярных широтах выполняются двумя штатными мощными ледоколами. А для аналогичной «работы» во внутренних водоемах на американской территории достаточно ледоколов классом поменьше, катеров и буксиров.

ПО СИГНАЛУ SOS

Важнейший компонент служебных будней береговой охраны − отработка действий по организации поисковых и спасательных операций. В интересах этой важнейшей функции БОХР круглосуточно несет вахту персонал 800 спасательных станций на западном (тихоокеанском) и восточном (атлантическом) побережье США.

Почему поиск и спасение терпящих бедствие на воде − приоритет именно береговой охраны? Дело в том, что в США разработана и действует общегосударственная программа поисковых и спасательных операций. Она включает три раздела: материковый, морской и заграничный. Так вот, береговая охрана − официальный координатор «морской части» программы. Соответствующие силы и средства БОХР имеет на западном, восточном и южном побережье страны, на Аляске, Гавайях, на острове Гуам и в Пуэрто-Рико. Кроме того, зоной ответственности БОХР по спасению терпящих бедствие являются также Великие Озера и внутренние воды США.

Четкой работе спасателей береговой охраны помогает единая автоматизированная система взаимопомощи при спасении судов (Automated Mutual Assistance Vessel Rescue System, сокращенно − AMVER). Ее сигналы принимают многие радиостанции в море и на берегу. А данные на систему AMVER поступают с аппаратуры спутниковой связи SARSAT, принимающей сигналы с терпящих бедствие судов и самолетов.

Чем же объясняется такое большое внимание к организации спасательных операций в системе БОХР? Тихоокеанское побережье США, особенно Аляска, является очень активной сейсмической зоной. В Атлантике же, особенно в Карибском регионе, часто бушуют свирепые шторма (хотя и на Тихом океане тоже не тихо).

Однако личному составу береговой охраны приходится иметь дело и с последствиями стихии иного рода − не природной, а социально-политической. Особенно «повезло» в этом плане 7-му району БОХР (три юго-восточных штата, включая Флориду). Именно сюда в свое время происходил массовый исход по морю беженцев с Кубы, Гаити, Доминиканской Республики. На утлых суденышках и самодельных плотах тысячи людей в поисках лучшей доли устремлялись к заветной цели − американскому берегу, берегу своей мечты. Для многих несчастных последний берег в их жизни так и остается недосягаемым, если в море непогода.

Серьезным испытанием для спасателей 7-го района БОХР стали события осени 1992 года (накануне, в августе, в регионе разбушевался ураган «Эндрю»). Для спасения беженцев только в одном проливе Уиндворд береговой охране пришлось развернуть флотилию из двадцати катеров. Тогда были спасены более двух тысяч кубинцев и более тысячи доминиканцев. Средняя «норма» спасателей БОХР 7-го района − 1000 спасенных жизней ежегодно. Однако все «рекорды» побил год 1991-й: в связи с массовым наплывом (буквально) беженцев число спасенных составило 30 000 человек.

Еще один очень серьезный источник треволнений командования и личного состава 7-го района − борьба с контрабандой наркотиков. Именно через этот район проходят основные пути нелегальной доставки в США наркозелья из Латинской Америки. Катера и самолеты БОХР постоянно патрулируют маршруты контрабандистов, в соответствующих структурах береговой охраны накапливаются и анализируются разведданные. Как результат, на ее счету − ряд успешных операций по захвату крупных партий наркотиков.

И коль речь зашла о 7-м районе БОХР, то есть смысл хотя бы вкратце сказать о системе районирования. Восточное побережье (и сухопутье) США входит в Атлантическую зону ответственности береговой охраны. Она включает 6 районов. Из них 9-й охватывает Великие Озера, а 2-й − побережье до условной линии (от штата Вайоминг до Нью-Мексико включительно).

«ПОСЛЕДНЯЯ ГРАНИЦА»

Что же касается Тихоокеанской зоны ответственности БОХР, то она включает 4 района − от Гавайских островов до Аляски. Причем последний, Аляскинский, район (по сложившейся исторической нумерации − №17) − самый крупный и по протяженности береговой линии − 33 000 миль, и второй в зоне по численности личного состава − 2167 военнослужащих, не считая резервистов и гражданских работников.

Будучи последним по нумерации в списке районов БОХР, 17-й получил разговорное прозвище «Последняя граница». Действительно, что может быть дальше Аляски для офицеров штаб-квартиры БОХР в Вашингтоне? Но в то же время что может быть ближе Аляски (по сравнению с другими штатами) для российских пограничников, несущих службу на Камчатке и Чукотке? Ведь многие как-то и не осознают, что Россия и США − соседи. А соседи мы потому, что имеем общую границу. Причем с самым крупным штатом Америки − Аляской, где служат люди 17-го района БОХР («Последней границы»).

Все, как известно, познается в сравнении. Сравните сами: оперативная зона ответственности «Последней границы» составляет 3 853 500 квадратных миль. В то время как соответствующий показатель всей континентальной части США − 3 615 000 квадратных миль. Кстати, самая крупная воздушная станция БОХР − тоже достопримечательность Аляски. Это Кадьяк, где базируются 8 вертолетов и 6 транспортных самолетов большой грузоподъемности С-130. Как и российские морские пограничники, их коллеги на Аляске отстаивают экономические интересы своей страны на море. Они осуществляют постоянное патрулирование в двухсотмильной зоне, нередко задерживают нарушителей рыбопромыслового режима.

В 2010 году БОХР США отметит свое 220-летие. Личный состав береговой охраны рано встал на ноги как самостоятельная силовая и гуманитарная структура при всемерной поддержке государства. У БОХР − богатые традиции, служба в ее рядах престижна. А в Пограничной службе ФСБ РФ с интересом изучают опыт коллег и поддерживают с ними взаимодействие.