КУПЕЧЕСКИЕ ГИЛЬДИИ

Проблема борьбы с коррупцией, безусловно, является не только проблемой государства, но и всего российского общества. Одна из основных задач на этом пути – это вовлечение общества в работу, направленную на искоренение этого зла либо на значительное снижение объема сложившейся коррупционной практики.

В этой статье хотелось бы сосредоточиться на предпринимательском сословии, как части общества, на его потенциальных возможностях в борьбе с коррупцией.

В начале, было бы правильным обратить свое внимание на российскую историю, на историю создания купеческих гильдий в России. Впервые купеческие гильдии в России были созданы при Петре I, который ставил перед собой цель «всего российского купечества рассыпанную храмину паки собрать"; "чтобы везде из того простиралася настоящая государственная польза". Кроме того, приступая к собиранию «рассыпанной храмины» российского купечества, он объявил, что это делается для того, чтобы «купецкие люди» не разорились «от поборов приказных и ратных служб» и чтобы «казне Великого Государя было пополнение».

Для этого по указу Петра создавалось городское самоуправление. Переключая торговцев на самоуправление, как в Европе, Петр стремился «отвести купеческие капиталы от бездонных карманов воевод, приказных и ратных людей».

Реформы Петра I были продолжены его дочерью Елизаветой Петровной. Коренным же образом положение купечества изменилось в годы царствования Екатерины II. Екатерина II предоставила купцам реальные свободы и вольности в их предпринимательских делах. Составленный императрицей «Наказ» содержит поистине мудрое суждение: «Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснения, и водворяется там, где ее спокойство не нарушают».

При Екатерине II купеческие гильдии формировались по имущественному признаку. При этом купцы различных гильдий имели от государства отличные друг от друга привилегии – «разные преимущества по торговле и по изъятию от действия общих законов». Именно Екатерине II удалось осуществить замысел — направить купеческие капиталы в промышленность, что не удалось в свое время сделать Петру I. Исторической заслугой российского торгового предпринимательства является, прежде всего, то, что именно оно обеспечило России материально-финансовую основу для ее перехода к цивилизованной модели экономического развития. По свидетельству одного из современников «Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность России вышла из торговли».

В дальнейшем российское купечество выработало свои саморегулирующие механизмы, сформировало этические принципы хозяйственной деятельности, по которым, зачастую, для проведения сделки достаточно было купеческого слова. Купцы дорожили своей репутацией, имиджем, как сегодня принято говорить, который обеспечивался высоким качеством услуг и товаров. 

ЗДОРОВЫМ СИЛАМ НУЖНО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ 

Небольшой экскурс в историю позволяет нам не только открыть для себя историческое явление коррупции, но и по-новому оценить «опыт чести и достоинства» предпринимательского сословия. На наш взгляд лучшей части современного предпринимательства, по неволе принявших для себя правила коррупционных схем, нужно объединяться на региональном уровне с целью защиты своих интересов, решения общих проблем, мешающих им развиваться, основной из которых является коррупция местного чиновничества. Именно разрозненность предпринимательского сословия на местах позволяет алчным чиновникам-коррупционерам «оцеживать» каждого из них по отдельности.

С другой стороны, осознавая, что дача взяток и возможности их давать стали, чуть ли не конкурентным преимуществом для многих и многих предпринимателей, нужно заметить, что на здоровую часть российского предпринимательства возлагается очень важная миссия – сформировать в России другое конкурентное преимущество – это честь и достоинство российского предпринимателя. Другое конкурентное преимущество, которое сопряжено с честью и достоинством, которое необходимо сформировать – это качество услуг и товаров, поскольку именно некачественная продукция нуждается более всего в коррупционных схемах своей реализации. Здоровая часть российского предпринимательства должна сформировать само в себе систему рейтингов, критериев оценки своей деятельности, позволяющую выявить в своей среде людей неблагонадежных, производящих некачественную продукцию и услуги, «людей ограниченного доверия». Более же всего необходимо выявить и собрать людей «общественной и государственной пользы», на которых нужно равняться.

В собирании людей чести и достоинства в предпринимательском сословии на региональном уровне было бы целесообразно принять участие уже существующим структурам в предпринимательской среде, таким как, «Деловая Россия» и «Опора». Инициатива же может исходить из среды партии власти - «Единой России». На региональном уровне целесообразно создавать общественные советы из предпринимателей, которые могли бы принимать жалобы о поборах местных чиновников и через местные партийные структуры наводили бы порядок на местах.

В рамках такой системы, как бы ни наивно, это звучало, можно было бы провести Всероссийскую акцию «МЫ НЕ ДАЕМ ВЗЯТОК!». Победить коррупцию можно только общими усилиями государства и общества. Будем надеяться, что свою неоценимую лепту в эту работу внесут наиболее активные его члены – российские предприниматели.