Диспропорция между развитием улично-дорожной сети и темпами роста автомобилизации страны является главной причиной аварийности.

Аварийность на федеральных трассах в основном определяется их техническим состоянием и уровнем транспортной загрузки. Основная доля федеральных дорог (свыше 80%) − это автодороги II и III категорий. Протяженность автомобильных дорог федерального значения, отнесенных к I категории, составляет около 8%, из которых полностью соответствуют параметрам дорог высшего класса (автомагистрали и скоростные дороги) менее 0,5%. От этой величины и следует вести отсчет наших проблем.

К примеру, интенсивность движения на выходящих из Москвы радиальных дорогах составляет от 40 до 100 тыс. автомобилей, а у других крупных населенных пунктов − от 20 до 40 тыс. транспортных единиц в сутки. В летний период среднегодовая суточная нагрузка на дороги увеличивается на 20-30%. Многие участки федеральных дорог работают в режиме перегрузки. Так, в московском автодорожном узле это головные участки федеральных дорог «Холмогоры», «Волга», «Урал», «Украина» и «Россия».

Российские транспортники фактически исчерпали пропускную способность участков магистральных дорог на подходах к Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Самаре, Новосибирску, Красноярску, Воронежу, Ростову-на-Дону. Более 11 тысяч км автомобильных дорог федерального значения перегружены движением. А такие дороги, как «Россия», «Дон», «Крым», «Волга», перегружены на всем протяжении.

С учетом интенсивности движения свыше трети федеральных трасс требует реконструкции с усилением дорожной одежды под большегрузные транспортные средства. Существуют проблемы с пропуском транзитного транспорта по улично-дорожной сети населенных пунктов, имеющих мостовые переходы через крупные реки.

Результаты анализа свидетельствуют, что участки федеральных дорог, расположенные в пределах населенных пунктов городского типа, наиболее часто являются местами с повышенным риском совершения ДТП с участием пешеходов (80%). А наиболее уязвимая категория пострадавших − дети до 16 лет.

Транспортные заторы заметно влияют на среднюю скорость движения (по важнейшим автодорожным маршрутам она составляет 40-60 км/час). Неравномерность режимов движения транспорта приводит не только к деструктивной работе отрасли, к ДТП, но и к опасной экологической нагрузке на окружающую среду.

Приоритетными мерами, способствующими снижению роста аварийности на дорогах, как представляется, должны стать следующие акции. Речь в первую очередь идет о совершенствовании системы нормативной правовой, нормативно-технической и методической баз документов профильных министерств и ведомств по безопасности дорожного движения. В кратчайшие сроки необходимо разработать пакет национальных стандартов в сфере безопасности дорожного движения, внести соответствующие изменения в действующие ГОСТы.

Автоматизировать планирование мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения в местах потенциальных ДТП. Заниматься профилактикой возникновения ДТП, оценкой эффективности дорожных работ. В повестку дня следует поставить создание межотраслевой комиссии по расследованию причин ДТП с тяжелыми последствиями и выработке алгоритма предотвращения подобных ЧП.

Создать банк данных о действующих схемах организации движения на наиболее опасных участках федеральных дорог. Что позволит специалистам проводить научный анализ действующих проектов (схем) организации обеспечения их функциональной безопасности.

Улучшить содержание опытно-экспериментальных участков в дорожных хозяйствах или центрального отраслевого полигона, оснастив их соответствующим специальным оборудованием, которое позволит внедрить результаты последних научных исследований, прогрессивные отечественные технологии, новые материалы, технические средства организации движения.

На федеральных автомобильных дорогах и участках, входящих в международные коридоры, ускорить строительство обходов городов, «вылетных» магистралей, изменить технические условия проектирования участков автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты,

А также сооружение транспортных развязок, перепланировку и оборудование примыканий в одном уровне.

Увеличить строительство пешеходных переходов в разных уровнях,

внедрение телематики для управления транспортными потоками. Оснащать

автомобильные дороги такими техническими средствами, как барьерные ограждения, освещение, дорожная разметка, системы технического регулирования и т.д.

Осваивать новые экологически безопасные технологии и средства механизации для борьбы с гололедом и другими погодными факторами, осложняющими транспортное движение.

И, наконец, упорядочить хозяйственную деятельность в придорожной полосе автомобильных трасс (сервис и наружная реклама) с учетом требований обеспечения безопасности.

Игорь Живописцев, заместитель генерального директора РосдорНИИ