После распада Советского Союза в Эстонии, как и в соседней Латвии, продолжается «охота» на ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто, по мнению местных националистов, «на штыках» Красной Армии принес оккупацию прибалтийских республик, кто депортировал прибалтов в Сибирь.

Ничего не останавливает местную Фемиду в стремлении восстановить «справедливость»: ни давность рассматриваемых событий, ни преклонный возраст обвиняемых. Ни то, что само обвинение зачастую строится на весьма и весьма спорных с юридической точки зрения эпизодах.

Кстати, нынешний процесс над Героем Советского Союза – не эстонское изобретение. В этом деле, похоже, эстонская Фемида пошла по стопам латвийской богини правосудия. В Риге долгое время шел судебный процесс над ветераном Великой Отечественной, российским гражданином Михаилом Кононовым. Сценарий похож: Кононова обвиняли в «преступлениях», якобы, совершенных им в годы войны.

А что в Эстонии? На днях в городе Кярдла, что расположен на острове Хийумаа, начался очередной скандальный процесс по обвинению ветерана войны, первого эстонского Героя Советского Союза 88-летнего Арнольда Мери в геноциде (!) мирного населения…

Кстати, он – двоюродной брат недавно умершего бывшего первого президента независимой Эстонии Леннарта Мери. Но даже такое «высокое» родство не помешало судьям завести дело на обвиняемого. Уголовное дело против Мери эстонская прокуратура направила в суд девять месяцев назад − в августе прошлого года.

В чем же обвиняют Героя? В том, что он в далеком 1949 году участвовал в подготовке мартовских депортаций эстонцев. А еще в том, что «руководил и контролировал проведение депортаций на острове Хийумаа». Отсюда советские власти 26 марта отправили 251 человека из числа гражданских жителей. Позже они были высланы на принудительное пожизненное поселение в Сибирь.

На этот процесс приглашено много свидетелей, которых суд намерен опросить. Рассмотрение дела будет проходить в зале городского Дома культуры, а не в здании суда. Возможно, это сделано для большей рекламы судебной системы: мол, смотрите жители свободной Эстонии – подозреваемые не уйдут от ответственности, даже несмотря на срок давности.

Что грозит обвиняемому? Если будет доказано, что Арнольд Мери, который на тот момент был членом ЦК Компартии и секретарем ЦК ЛКСМ Эстонии, принимал участие в депортации эстонцев, ему может грозить… пожизненное заключение.

Фронтовик своей вины не признает. Хотя и не отрицает, что весной 1949 года он, по заданию ЦК ЛКСМ, был отправлен на остров Хийумаа, чтобы контролировать процесс переселения. Однако в его обязанности не входила организация депортации. Его задача сводилась к тому, чтобы проверить списки подлежащих депортации эстонцев и контролировать законность действий органов госбезопасности и местных властей.

 По сообщению РИА «Новости», Арнольд Мери получил звание Героя Советского Союза за оборону штаба корпуса у города Порхова Псковской области. Во время схватки с фашистами 18 июля 1941 года он был четырежды ранен, но не покинул поле боя и продолжал руководить обороняющимися.

Позже судьба Героя дала сильный «крен». В конце 1951 года в результате доноса его исключили из партии, лишили звания Героя Советского Союза и других наград. Тогда же его участие в депортации эстонцев (в отличие от нынешних властей) ЦК посчитал… слишком пассивным.

В 1956 году по апелляции XX съезда партии Арнольд Мери был восстановлен в рядах компартии. Решение о лишении его наград было отменено. Вот такую «шутку» с ветераном играет на склоне лет судьба и эстонское псевдоправосудие.

В комментарии по поводу начавшегося судебного процесса против ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Арнольда Мери Департамент информации и печати МИД России заявил, что речь идет о «постыдном судилище, не имеющем ничего общего с законным правосудием, а идущем в русле целенаправленных попыток эстонских властей по дискредитации и преследованию ветеранов Второй мировой войны».

В российском внешнеполитическом ведомстве не подвергают сомнению тенденциозность сфабрикованного акта: «Нечистоплотная затея вокруг А.Мери не может вызывать иных чувств, кроме глубокого возмущения и негодования».

Дипломаты со Смоленской площади полагают, что эстонским правоохранительным органам было бы лучше «пресекать вызывающие проявления неонацизма в Эстонии, широко осуждаемые в мире», нежели сводить счеты с людьми, которые с фашизмом боролись и победили.