Чем предопределено появление таланта: наследственностью, средой и педагогическим тренингом? Существуют ли другие условия, доступные описанию математическими переменными, выведены ли формулы, следуя которым можно будет повторить путь незаурядной личности?

Поклонники популярной книжной серии «Жизнь замечательных людей», вероятно, заметили, насколько биографии кумиров традиционны в изложении. Авторы биографических книг, как правило, утверждают, что природа щедро одарила (имярек). Будущий гений вырос в семье, где созданы условия для развития дарований, а учителя и наставники отшлифовали природный дар до степеней известных… Но, как представляется, стандартны в этих описаниях - лишь авторские приемы. Жизнь и интеллектуальное совершенство героев повествований по-своему неповторимы.

Но значит ли, что появление таланта предопределено наследственностью, средой и педагогическим тренингом? Или существуют другие условия, формирующие их, доступные описанию математическими переменными, выведены формулы, следуя которым можно будет повторить путь незаурядной личности? С особой остротой эти вопросы стоят перед Россией, выходящей из системного кризиса. Россией, которой в ближайшие годы предстоит совершить рывок в «постэкономическое общество». А переход в новое качество, как известно, без мобилизации интеллектуального потенциала немыслим. Речь идет о подключении тех ресурсов, которые, как правило, по ленд-лизу не поставляют…

Наследные принцы и наследные нищие?

До недавнего времени считалось, что человеческий талант – это настолько тонкая материя, что попытки проникновения в его природу равноценны святотатству… Однако в последние годы его исследуют с небывалой интенсивностью философы и психологи, педагоги и физиологи, кибернетики и специалисты в области организации человеческого труда − эргономисты, историки и экономисты, статистики и генетики. Чем обусловлен поиск даровитых детей? И каково прикладное значение этих исследований?

Если развитие мира, как следует из научно-популярных изданий, предопределяют примерно 0,01 землян из числа гениев и сверходаренных людей, то стоит ли простым смертным пытаться догонять их в развитии? Ведь в состязании с носителями такого интеллекта среднестатистический homo sapiens обречен на поражение. Или все-таки нужно принимать вызов «умников»? Природа человеческая так устроена, что авторитет интеллектуальных рекордов стимулирует познавательную активность остальных масс. У гениев и талантов учатся, им подражают, перенимают все самое лучшее из освоенных ими истин. Иногда с большим, иногда с меньшим успехом, но перенимают. И чем выше интеллектуальные задатки и волевые проявления у последователей талантов, тем выше их результативность.

Стало быть, застрельщикам состязательности, творцам эталонных достижений − своим кумирам − социум обязан и повышением уровня запросов, и амбициозностью проектов, и мотивацией развития в самом широком смысле этого слова. Следовательно, нынешней России, жаждущей процветания, показано занятие селекцией талантов. Как выразился в книге «Дорога в будущее» революционер информационной экономики Билл Гейтс: « Образование – лучшее вложение денег».

Как происходит волшебное превращение заурядных школьников и студентов с самыми, кажется, обычными характерами в блистательных ученых? Объяснить это никому не удавалось, в том числе и самим гениям. Но очевидно, что представление, будто талант, если таковой у человека есть, проявляется уже в детстве, односторонне. Фактов о поздних проявлениях одаренности не меньше, чем о ранних. Столь же односторонни и многие другие ходячие представления о проявлениях талантливости.

Почему возможно такое? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают о природе одаренности и не могут эффективно управлять «воспитанием гениев».

Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, они могут как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. Почти в каждой книге об одаренности авторы ссылаются на данные Е.Торренса о том, что около 30% детей, отчисленных из школ из-за неуспеваемости и плохого поведения, оказываются детьми одаренными.

В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено.

В-четвертых, разнообразие профессий столь велико, что никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным и подняться в ранг одаренности.

В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся годами черт характера, всего склада личности, а также от особенностей реализации компенсаторных механизмов и т.д.(1)

Несмотря на концептуальные различия в подходах к явлению одаренности, разные специалисты сходятся в том, что на самом деле понятия «одаренные ученики», «выдающиеся дети» – весьма условны. Как прозвучало на «круглом столе» в Высшей школе экономики, этими терминами (например, применительно к умственной сфере школьников) отличают учеников с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, то все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Не случайно, видимо, «Рабочая концепция одаренности», разработанная по заказу Минобразования РФ в 1989 г., предлагает вместо термина «одаренные дети» применять более корректный – «дети с признаками одаренности».

Что касается социальной дифференциации населения применительно к образованию в современной России, то о ней подробно пишет Д. Константиновский в работе о самоопределении молодежи в новой российской реальности (2). Автор приходит к выводу, что «социальная дифференциация усилилась и помолодела», что качество образования детей оказывается во все большей зависимости от кошелька родителей. Более того, модель социальной стратификации через образование закрепляется, и автор опасается того, что «в основном рассмотренные тенденции в ближайшие годы сохранятся». В утрированной форме суть их может быть выражена такими словами, как «наследные принцы и наследные нищие». Надо сказать, что на снижение качества образования в своих странах обращали внимание многие политики, исследователи и педагоги-практики.

В США, например, большинство вузов дают дипломы, не котирующиеся среди серьезных работодателей, а довольно многие из этих вузов называются среди специалистов «фабриками дипломов» (diploma mills) (3). И вот теперь получить диплом без образования стало легко и в России. Речь идет не о тех, кто решил просто купить документ об образовании. Плохо и то, что многие негосударственные вузы России не дают образования приемлемого качества. Связывать обществу свою будущность с такого рода «дипломированными специалистами» было бы опрометчиво…

Следовательно, совершенствовать систему образования − значит заботиться обо всей совокупности условий, в которых растет и формируется юный человек. А это, разумеется, непросто. Задумываясь о перспективах, педагогическое сообщество России не может не думать о среде, в которой предстоит формироваться и развиваться одаренному поколению.

Научное сообщество, в частности, отмечает, что уровень хронической заболеваемости школьников не связан напрямую с организацией учебного процесса. Данные о наличии и характере хронической заболеваемости, по сведениям родителей и материалам школьных медицинских карт, во многих случаях расходятся (по некоторым видам нозологий – в 1,5-2 раза), что означает недостаточно полное отражение в школьных медицинских картах информации о состоянии здоровья детей. Этот фактор негативно сказывается на организации учебного процесса, поскольку для правильного выбора средств и методов педагогической работы учителя должны знать реальное состояние здоровья своих учеников. И одаренных, и других, на первый взгляд ничем не выделяющихся. В связи с этим необходимо внести результаты всеобщей диспансеризации в медицинские карты школьников.

Острая заболеваемость (инфекционные болезни и обострение хронических заболеваний) учащихся носит ярко выраженный сезонный характер и тесно связана с учебным процессом: в конце 1,2 и 3-й четвертей учебного года происходит значительное увеличение заболеваемости. Это отражает прямое влияние утомления, вызванного учебной деятельностью школьников.

Значительная часть школ (до 20% в городе и до 50% на селе) не имеет штатного медицинского персонала, плохо оснащена оборудованием, необходимым для оперативного ведения диагностической и профилактической работы.

Общий объем износа основных фондов в системе российского образования составляет свыше 30%. Более трети общеобразовательных школ нуждаются в капитальном ремонте. А строительство новых школ ведется с сокращением экспериментально-опытного проектирования, снижаются нормы суммарной площади на одного учащегося (4,6 вместо 16-25 кв. м).

Анализ системы организации школьного питания в отдельных регионах РФ показывает, что охват школьников горячим питанием на начальной стадии обучения составляет 82%, на средней – 62%, на старшей – 51,2%. В Калмыкии, к примеру, только 30% старшеклассников обеспечены горячим питанием, в Тульской области – 12%, в Самарской – 9,5%. Стационарные столовые имеют сегодня 72% образовательных учреждений. В связи с недостаточным и неправильным питанием ежегодно от военной службы освобождаются 135 тыс. человек.

Причина творчества – талант

У талантов по определению должны быть поклонники. И первые среди них – семья, государство, школа, общество. Заботясь о подготовке одаренного поколения, создавая школы успешности, важно продолжать общенациональный поиск оптимальных вариантов обновления российского образования в целом. О чем идет речь? Прежде всего о том, какой должна стать школа, чтобы соответствовать требованиям нашего стремительно меняющегося времени. Как использовать достижения науки о работе мозга и новые информационные технологии в процессе обучения? Как научить детей учиться по-новому в условиях технологически сложившейся «ноосферы» (по В. Вернадскому)? Как уберечь учеников от негативных факторов окружающей среды, как превратить общеобразовательные школы в центры здорового образа жизни и развития?

...Так что же, можно составить «формулу» становления таланта? Природная одаренность плюс определенные общественные условия плюс определенная мера личных усилий, ну и еще стечение благоприятных обстоятельств − счастливый случай вроде нечаянно пришедшей в голову идеи, встречи с талантливым учителем... Вроде бы все так и есть. Но все не совсем так.

...Талант, и тем более его высшее проявление − гениальность, вызывает у любого человека особое чувство. Если гениальность не сочетается у его обладателя с человечностью или талантливый человек игнорирует благо других людей, мы все-таки, так или иначе, почитаем наделенных незаурядным дарованием только за то, что оно у них есть. Мы можем не любить талантливого человека и не желать быть таким же, а все-таки выдающиеся способности мы почитаем – так же, как, скажем, почитаем 120-летних стариков только за то, что они все еще живы. Но, в общем, так же, хотя и с ослабленной силой, мы относимся и к «просто» способному человеку. Почему? Потому, что способный – значит превосходящий, возвышающийся над другими. Способных может быть сколько угодно много. Но среди них всегда будут более способные и менее способные.

История человечества − это история возрастания способностей человека. Еще недавно, в начале ХХ века, у студентов химических факультетов и гимназистов головы пухли от усердия, которое требовалось, чтобы заучить свойства химических элементов. А когда гением Д.И. Менделеева была создана периодическая система, каждый школьник осваивает то, на что раньше требовались месяцы, всего из одного параграфа учебника.

Так, опираясь на достижения предыдущих поколений, человечество в целом и среднестатистический человек в отдельности становятся все могущественнее и способнее. Но испокон веку достижения, увеличивающие силу ума и искусность руки, были уделом лишь немногих. Одна из величайших задач социально-технологической революции текущего столетия заключается в том, чтобы уничтожить неравенство, когда плодами прогресса человеческого рода пользовался узкий круг людей, в то время как интеллект масс населения оставался невостребованным.

«Причина творчества – талант». Эта формула тоже подтверждается множеством фактов, в частности страданиями талантливых людей, лишенных возможности заниматься своим делом. Академик И.П. Павлов теоретически показал в «Рефлексе цели», что никакого постоянного соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели не существует: «Это наводит на мысль, – писал он, – что надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели». Вывод великого русского ученого примиряет разные точки зрения о мотивах деятельности: правы и те, и другие, и третьи, реальная практика многообразна ине сводится к единому мотиву. Считается, что наиболее значительные свершения, вособенности в науке, делаются в молодые годы. В общем, это так. Один автор в подтверждение такого положения вещей привел следующий перечень: Ньютон сделал свое величайшее открытие в 27 лет, Максвелл – в 29 лет, Эйнштейн – в25 лет, Лобачевский – в 33 года... Исключения редки, но есть. Можно вспомнить высокую продуктивность и творческую свежесть 70 – 80-летних Сократа и И.П. Павлова, Микеланджело и Тициана, Гете и Льва Толстого...(4)

И все-таки несомненно, что «биологический механизм» способностей молодого человека имеет преимущества перед старым. Начиная с тридцатого года жизни у человека ежедневно гибнет 30—50 тысяч нервных клеток, уменьшаются основные размеры мозга, он теряет не только вес, но и изменяет форму – уплощается. Многочисленные эксперименты показывают, что наилучшие показатели «потенциальной обучаемости» (скорость запоминания, прочность памяти, чувствительность анализаторов, скорость реакций и другие) приходятся на студенческие годы (17-25 лет).

Существенно различны у молодых и пожилых людей и психологические механизмы способностей. «Когда выдающийся, но уже пожилой ученый заявляет, что какая-либо идея неосуществима, он, вероятнее всего, ошибается», – категорично писал в знаменитой книге «Черты будущего» известный английский писатель и прогнозист Артур Кларк. Основание для такого утверждения – скептическое умонастроение пожилого человека, почва же такого скептицизма – накопленный жизненный опыт, который в известном смысле - не что иное, как аккумуляция ограничений. Но вряд ли нужно доказывать, что скептиками нередко бывают и молодые люди, равно как и многие старики сохраняют оптимизм, бодрость духа и остроту ума. Так что и здесь мы снова видим, что однозначных истин о способностях не существует...

Культура общества, ее общедоступность - это, несомненно, важнейшие внешние условия «произрастания» способностей людей. Но культура общества, ее демократизм в конечном счете зависят от развития производительных сил и социально-политического устройства общества.

Как свидетельствуют итоги международных и национальных предметных олимпиад, состязаний и конкурсов, завершавшихся триумфом наших юных интеллектуалов, есть все основания полагать, что в России подрастает одаренное поколение. На него ложится высокая миссия прорыва в постэкономическое общество. Но чтобы они, юные интеллектуалы, могли состояться, государство и общество должны приложить максимум усилий для реализации их задатков, склонностей и талантов. Причем никакие социально-экономические барьеры не должны преграждать путь этому эксклюзивному поколению.

Под эту стратегическую задачу фундаментальной и прикладной науке следует пересмотреть свои планы. Скорректировать их в пользу талантливого поколения. Соответствующие образовательные структуры должны целенаправленно вести селекцию юных самородков в школах всех форм обучения, среди детей-инвалидов, в детских домах, среди социально запущенных и неблагополучных.

Федор ТУРИТОВ, кандидат исторических наук


1 Лейтес Н.С. Возрастая одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1997. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000.

2 Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

3 Кондырева С.К., Кураков Л.П., Лиферов А.П., Никандров Н.Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004. С.307.

4 Чурбанов В.Б. В чьих ранцах маршальские жезлы, или Несколько правил развития способностей, 1980. С.12.