Как известно, ближайшие соседи Белоруссии (имеющие с ней общую границу) – Латвия, Литва и Польша – с 21 декабря 2007 года вступили в Шенгенское соглашение. Так что Белоруссия, а точнее ее западная граница, теперь еще «привлекательнее» для всякого рода нарушителей: нелегалов, незаконных торговцев оружием, «живым» товаром, наркотиками…

 

Когда я беседовал на эту тему с представителями Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, то они не скрывали, что ожидают наплыва на своих рубежах тех, кто в обход закона попробует проникнуть в Шенгенскую зону. Кстати, по сообщениям западных СМИ, через расширенную Шенгенскую зону в Европу уже хлынул поток нелегалов.

 Со времени отмены в декабре Шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы. «Причем многие новые мигранты с неясным прошлым оказались родом из Чечни», – подчеркивают средства массовой информации.

«Примерно 420 человек были задержаны в германской пограничной зоне с Польшей и Чехией за три недели, прошедшие после отмены 21 декабря паспортного контроля», - сообщил британской газете Financial Times представитель германского МВД. «Один сотрудник германской полиции охарактеризовал эти данные как всего лишь «верхушку айсберга». По его мнению, «за этот период, вероятно, успешно пересекло границу раз в десять больше людей», говорится в публикации издания.

Газета приводит заявление председателя полицейского профсоюза Германии Конрада Фрайберга, который констатировал: «Наши опасения подтвердились. Теперь наша задача − бороться с растущим потоком нелегальных мигрантов». По его словам, число таковых, задержанных с 21 декабря по настоящее время в северо-восточной германской земле Мекленбург − Передняя Померания, было больше, чем за 2005 и 2006 годы вместе взятые.

«Многие из задержанных родом из Чечни или являются чеченцами, подавшими заявление на получение убежища в Польше и Чехии, говорят в МВД ФРГ. Другие, как сообщил Фрайберг, прибыли с Украины и из других восточно - и центральноевропейских государств, не вошедших в Шенгенскую зону, или еще более отдаленных стран, например, из Вьетнама», − отмечает британская газета.

Ранее австрийская газета Kleine Zeitung сообщила, что губернатор земли Каринтия Йорг Хайдер потребовал от правительства Австрии «немедленно и полностью» прекратить предоставление убежища людям, называющих себя «беженцами из Чечни». Свое требование он обосновывает случаями насилия с их стороны в Каринтии, тяжкими преступлениями на сексуальной почве в земле Верхняя Австрия. Получается, что эти люди спекулируют на статусе беженца, который им нужен, чтобы делать свои криминальные дела.

Так называемые чеченские «беженцы», считает Хайдер, «обладают повышенным потенциалом насилия». «Пример других стран Евросоюза, таких как Словения, показывает, что прекращение предоставления им убежища возможно», – заявил губернатор. По его сведениям, в Австрии ежегодно получают убежище более двух тысяч выходцев из Чечни.

Ясно, что эти люди любыми способами пытаются перебраться через западные границы бывшего СССР, в том числе через белорусскую. Так что пограничникам Республики Беларусь надо быть начеку, и они тщательно анализируют ситуацию с мнимыми беженцами, пополняющими криминальный мир к западу от границ республики.

Что можно в этой связи сказать сейчас о белорусской границе, когда она стала некой «разделительной линией» между Белоруссией и новыми членами Шенгенской зоны?

– С момента, когда Латвия, Литва и Польша присоединились к Шенгенскому соглашению, прошло немного времени, – сказал мне начальник пресс-центра белорусского пограничного ведомства полковник Александр Тищенко. – Так что делать какие-то выводы, а тем более подводить итоги рано. Но в любом случае белорусская граница была и будет на надежном замке для любого нарушителя, который пожелает незаконно ее пересечь.

Полковник Тищенко при этом подчеркнул, что успешному выполнению поставленных задач по надежной охране пограничных рубежей способствует и тот факт, что у белорусских «зеленых фуражек» с их латвийскими, литовскими, польскими коллегами налажено четкое, надежное взаимодействие.

− Между нашими ведомствами уже давно установились надежные рабочие отношения. Иначе и быть не должно. Ведь и мы, и наши зарубежные коллеги выполняют общую задачу: зорко стоять на страже пограничных рубежей совместной границы. Мы – на своей территории, соседи – на своей, − подчеркнул Александр Тищенко.

Подтверждением слов моего собеседника может быть и тот факт, что в Риге прошла рабочая встреча руководства погранведомств двух соседних государств – Латвии и Белоруссии. Стороны подвели итоги совместной работы по заключению ранее достигнутым договорам, пойдет речь о разработке совместного плана по совершенствованию пограничных служб двух республик. Особое внимание было уделено и решению вопросов, связанных с организацией противодействия трансграничной преступности.

В белорусском погранведомстве также подчеркнули, что система охраны государственной границы постоянно совершенствуется. Это относится как к техническим средствам, так и к людям, несущим здесь службу.

 Сегодня в арсенале белорусских пограничников есть все самые современные электронные и другие средства, с помощью которых можно оперативно проверить, скажем, подлинность того или иного документа, на участках границы надежно работают современные охранные системы.

 – Наша стратегия такова: совместная граница должна быть «железным занавесом» лишь для нарушителей. Для законопослушных же граждан мы стремимся создать самые благоприятные условия прохождения как пограничного, так и таможенного контроля, - подчеркнул мой собеседник.

Между прочим, сегодня в белорусском государственном пограничном комитете думают и над тем, как сделать комфортнее условия в приграничной зоне для тех же международных автомобильных, в том числе и латвийских, перевозчиков. Чтобы люди, чья работа связана с постоянными разъездами, могли на границе чувствовать себя удобнее. Тем более что создание бытовых удобств для «дальнобойщиков» и тех, кто любит путешествовать на автобумах, легковушках вблизи пограничных КПП – выгодно не только гостям.

− Наши пограничные КПП расположены рядом с небольшими населенными пунктами, − сказали мне в белорусском погранведомстве. – А потому с трудоустройством местных жителей здесь есть проблемы. Так что открытие той же торговой точки в приграничной зоне, гостиницы, автостоянки – это дополнительные рабочие места для людей. Конечно, проблему благоустройства этой зоны должны решать не только (даже не столько) пограничное и таможенное начальство. К этому вопросу должны подключиться и местные власти, министерство транспорта и коммуникаций республики. Толь ко так можно решить назревший вопрос.

Правда, у частных предпринимателей тоже есть вопросы, связанные с открытием тех же дорожных кафе, гостиниц. Будут ли они прибыльны? Ведь что сегодня получается: те же «дальнобойщики» утверждают, что на белорусских дорогах мало точек общепита, хорошо оборудованных мест, где можно остановиться на ночлег. А владельцы частных кафе автомобилистам возражают: мало у них клиентов, особенно в зимнюю пору.

 Но это уже экономическая сторона вопроса. Сделать свой бизнес прибыльным тоже надо уметь. Правда и местные чиновники тут должны пойти навстречу предпринимателям, обслуживающим дорогу.

Тем временем...

Белоруссия планирует предоставить «зеленый коридор» для граждан России.

«Мы намерены сделать «зеленый коридор» на белорусской границе для граждан Союзного государства», – заявил глава пограничного ведомства Белоруссии Игорь Рачковский. Белорусская сторона в этом направлении не изобретает ноу-хау, а ориентируется на практику, которая существует в Евросоюзе.

«Во всех странах мира и Евросоюза есть «зеленый коридор»

 со странами, которые входят в ЕС. Почему мы должны граждан Беларуси, а также граждан Союзного государства оставлять в общем потоке? Мы продумаем этот вопрос и примем решение о «зеленом коридоре»,− заявил Игорь Рачковский.

Так что после реализации этих планов на белорусской границе практически в два раза будет сокращено время прохождения.

 

Николай Зубцов, г. Минск.