«Россия и НАТО: нынешнее состояние отношений и перспективы сотрудничества» – такова тема очередного заседания пресс-клуба РИА-новости, который посетил наш корреспондент. В обсуждении острой военно-политической проблемы приняли участие директор Информационного бюро НАТО в Москве, доктор Изабель Франсуа, директор Центра европейской безопасности при Институте научной информации по общественным наукам Татьяна Пархалина, директор Института военного и политического анализа Александр Шаравин, директор российского представительства международного Центра оборонной информации Иван Сафрончук, сотрудники Института США и Канады РАН, представители МИД России. 

Во вступительном слове Татьяна Пархалина отметила, что в рамках партнерских отношений РФ с НАТОсуществует более 20 рабочих групп по различным направлениям сотрудничества: антитеррор, спасение на водах и самое разнообразное военное сотрудничество. Собственно эти специализированные программы и составляют костяк отношений Россия – НАТО. В 2007 году Россия подписала договор с альянсом о подготовке и переподготовке кадров в Домодедово. Речь идет о пополнении частей специалистами для борьбы с наркотрафиком из Афганистана.

Однако никто не идеализирует современный порядок вещей в наших отношениях. Критические замечания в адрес Североатлантического блока высказывают, как политики, так и военные России. В связи с трансформацией альянса, в связи расширением НАТО на Восток, например. МИД РФ достаточно жестко отреагировал на заявку Украины о вступление в НАТО…

В дискуссии по этим и другим вопросам приняли участие Изабель Франсуа, директор информационного бюро НАТО в Москве, директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Рябков, а также заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев.

Журналистов, присутствующих на заседании пресс-клуба, в первую очередь волновали перспективы цивилизованного сотрудничества России с явно агрессивным блоком.

 «По моему глубокому убеждению, – заявил собравшимся представитель Института США и Канады, генерал-майор запаса П.Золотарев, – НАТО в современном варианте России не нужно, как, впрочем, и Европе тоже. Возможно, следует говорить правопреемнике НАТО, менее милитаризованной региональной организации. Сейчас НАТО стремится вырваться за пределы своей традиционной зоны ответственности, провоцируя напряженность в наших отношениях. Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что любая военная организация, независимо от намерений политиков, осуществляет военное планирование в соответствии с возложенными на нее задачами. Ведется разработка соответствующих планов оборонительных военных операций и ясно, что на противоположной стороне всегда будут страны, которые не входят в состав НАТО, но в той или иной степени граничат с ней, или связаны с безопасностью регионов, которые Североатлантический блок рассматривает, как зону своих стратегических интересов.

Отсюда и настороженное отношение России к этой организации. И понятно стремление нашего военного ведомства к планированию симметричных мер отпора экспансии НАТО. Поэтому мы всегда будем сталкиваться с ситуацией, когда наши стратегические бомбардировщики, выходящие на патрулирование зон своих национальных интересов, будут сталкиваться с истребителями НАТО…

Отсюда и резко негативное отношение РФ к заявке руководства Украины о плане вступления в НАТО. Я надеюсь, что этого не произойдет. Поскольку речь идет об инициативе правящей верхушки Украины, которая таким путем стремится сохранить за собой власть, чтобы легче решать вопросы передела собственности. Как известно, все, что имеет антироссийскую направленность, находит поддержку НАТО. Ключевые моменты, которые будут определять перспективу наших отношений – это паритетное участие в ДОВСЕ, в ПРО, в решении конкретных вопросов по безопасности. В противном случае конфронтации не избежать».

«Мы считаем, что институт безопасности очень важен для наших народов, – настойчиво утверждала госпожа Изабель Франсуа. – Я думаю, что отношения с Россией прошли большей путь за последние 5-10 лет. НАТО рассматривает 2008 год, как год собственного саммита. Мы в следующем месяце будем встречаться с министрами обороны и ведомств. В марте в Бухаресте произойдет встреча на высшем уровне НАТО. Это дает нам возможность продвигать вперед сотрудничество с Россией и мы будем готовится к этим встречам высокого уровня и конечно это ставит перед нами большие задачи и мы настроены на то чтобы развивать то, чего мы уже достигли. Мы не избегаем трудных вопросов, мы слушаем Россию. В прошлом году велся интенсивный политический диалог в рамках совета Россия – НАТО и мы сделали, еще один шаг вперед.

НАТО считает Россию стратегическим партнером и любой из документов, которые мы опубликовывали, утверждает, что Россия является стратегическим партнером. И именно поэтому мы создали целый ряд структур для совершенствования наших отношений».

Чтобы понимание разговора, который велся в уютном зале пресс-клуба, было более предметным, мы сочли возможным дополнить его весьма красноречивыми данными о соотношении сил и ресурсов сторон, вовлеченных в дискуссию по вопросам войны и мира.                                                                      

 

Роман Гавриленко, фото автора.

 

СООТНОШЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СТОРОН

Личный состав, оружие и техника

НАТО

Россия

1. Общая численность Вооруженных сил, в т. ч.:

3 млн. 930 тыс.

1 млн. 260 тыс.

2. Сухопутные войска

2 млн. 100 тыс.

300 тыс.

3. ВВС

856 тыс.

170 тыс.

4. ВМС

714 тыс.

195 тыс.

5. Ядерные боеголовки (включая тактические)

9700 ед.

7900 ед.

6. Стратегические бомбардировщики

500

117

7. Военные самолеты

14 500

1500

8. Военные вертолеты

9100

2000

9. Транспортные самолеты

1600

400

10. Танки и боевые машины

98 тыс.

36 тыс.

11. Артиллерия (включая реактивные системы залпового огня)

90 тыс.

47 тыс.

12. Военные корабли

550

240

13. Подводные лодки

175

60

14. Авианосцы

19

0

 

Сегодня в состав НАТО входят 26 стран: США, Канада, Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Португалия, Норвегия, Дания, ФРГ, Польша, Италия, Испания, Греция, Турция, Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Эстония, Латвия, Литва.