Это одно из последних интервью замечательного писателя и человека Аркадия Вайнера. «Хранитель» признателен автору Элле Михалёвой за этот эксклюзивный и, увы, теперь уже мемориальный материал. Редакционный совет сетевого издания вместе с миллионами читателей и кинозрителей скорбит о безвременно ушедшем от нас классике милицейского романа.

Наше телевидение требовало резко:

Выбросить слова «легавый», «мусор» или «мент»,

Поменять на мыло шило, шило — на стамеску,

А ворьё переиначить в «чуждый элемент».

Но сказали брату брат: «Не! Мы усё спасем.

Мы и сквозь редакторат всё это пронесём».

Эти строчки Владимира Высоцкого — одно из посвящений братьям Вайнерам. К слову заметить, стихотворных посвящений  было три. Столько он не писал, кажется, никому. И это, ей богу, дорогого стоит, поскольку является выражением не только добрых дружеских чувств, но и профессиональной  признательности за самую знаменитую роль Владимира Высоцкого в кино — Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно об этой ленте в  стихотворном отрывке и идет речь. Сейчас почти смешно, но в те годы, когда снимался знаменитый сериал, приходилось с великими трудностями отстаивать право Маньки  Облигации  и Промокашки «ботать по фене», то есть изъясняться тем языком, на котором говорят их прототипы в  реальности. Авторы сценария братья Вайнеры потратили немало сил и нервов, отстаивая право на достоверность своих персонажей. Зато «граждане уголовнички» получились такими, какими они были на самом  деле, без прикрас и ретуши. А герой Владимира Высоцкого  капитан Жеглов презрительно вопрошал их: «Что вы за народ такой, блатные: ни имени у вас, ни фамилии — одни кликухи поганые...»

На долю книги и телефильма выпал столь оглушительный успех, что, наверное, в нашей стране нет ни одного человека, который, хотя бы один раз в жизни с замиранием сердца не следил за поимкой жестокой банды «Черная кошка» и не переживал за  бесстрашных сотрудников МУРа. А такие фразы, как «Вор должен сидеть в тюрьме», разошлись в народе  поговорками.

Не знаю, были ли в истории случаи, когда имена литературных героев становились столь знаменитыми, что их можно было поместить на обложку журнала в качестве названия издания. Капитан  Жеглов и Владимир  Шарапов  такими героями стали, и вот уже пять лет фамилии доблестных оперативников из ОББ МУРа  красуются на обложке одноимённого журнала. А писатель Аркадий  Александрович Вайнер стал членом редакционного совета журнала.

Книги А. и Г. Вайнеров  — классика отечественной приключенческой литературы. Достаточно вспомнить такие  их романы и повести, как «Я, следователь...», «Двое среди людей», «Ощупью в полдень», «Город принял», «Визит к Минотавру», которые сразу же стали бестселлерами, а многие из них получили и вторую жизнь — экранную. Любовь читателей эти книги  заслужили не потому, что жанр детектива и приключений испокон веков был популярен. В этих книгах есть большее — то, что принято называть «правдой жизни». Следователи и оперативники у Вайнеров  живые  люди, со своими ошибками, сомнениями и заблуждениями. Не простые и не «причёсанные», но всегда нaдёжные, готовые  ради правого дела и «вкалывать» дни и ночи напролет. Они настолько достоверны, что, кажется, списаны с натуры, а не выдуманы. Замечательный профессионал Стас Тихонов; взрывной, резкий и отчаянный капитан Глеб Жеглов, лиричный и по-мальчишески открытый Володя Шарапов. Это бесконечно обаятельные и привлекательные образы, которые никого не оставляют равнодушными. Читатели и зрители подчас настолько верили в них, что писали письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

Несколько лет назад по инициативе Аркадия Вайнера, руководившего всероссийским телевизионным каналом «Дарьял-TВ», была проведена телевизионная встреча  однофамильцев Жеглова и Шарапова из числа сотрудников милиции. Оказалось, что Жегловых в правоохранительных органах трудится около четырёх десятков, и среди них кое-кто имеет звание капитана. А Шараповых в милиции оказалось и вовсе несколько сотен. И какими бы разными ни были эти люди, они не просто однофамильцы, а именно Жегловы и Шараповы.

Аркадий Вайнер — человек немногословный, в суждениях независимый, сохраняющий верность своим убеждениям. Во многом именно поэтому фамилия Вайнера, стоящая на обложке книги, программе фестиваля или  другого мероприятия служит своего рода «знаком качества». Словом, он из тех, чьё мнение авторитетно и к чьим словам  прислушиваются...

— Аркадий Александрович, вы  сегодня пишите, снимаете или занимаетесь другими проектами?

— Мы с Георгием (брат и неизменный соавтор А. Вайнера — Э. М.) четвертый год  работаем над своего рода российской «Сагой о Форсайтах». Книга  объёмная будет, время действия охватывает  период с 1917 года по настоящее время.

— Это будет историческое полотно?

— Не совсем. Это повествование о современной жизни, но сцены сегодняшнего времени перебиваются реминисценциями прошлого. Работа поглощает значительную часть моего времени.

— В последние годы многие деятели культуры  и искусства как бы ушли в тень, их творчество выпало из культурного оборота. Аркадий Вайнер напротив — неизменно востребован. Как вам удается быть современным? Раскройте, пожалуйста, секрет...

— Никакого секрета нет. Я сам задавался над этим. Я  не депутат Госдумы, не политик, а меня узнают  на улице. Очень часто подходят незнакомые люди, говорят какие-то добрые слова... Это, конечно, приятно. Я это связываю с тем, что в свое время создал общероссийский  телевизионный канал нравственно-правовой направленности, на котором  часто выступал. Проблемы  воспитания, о которых я откровенно вел диалог со зрителем, очень важны. Люди это чувствуют и откликаются. Недаром канал завоевал высокие рейтинги, приобрел широкую аудиторию. Сейчас он, правда, переживает очень непростые времена…

Возвращаясь  к вашему вопросу, замечу, что мои  выступления по телевидению способствовали тому, что в общественном мнении я имею определённый авторитет. Других объяснений предложить не могу.

— В печати мелькали сообщения  о  том, что существует проект «Место встречи изменить нельзя-2». Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее.

— Да, такой проект существует. Речь идёт о продолжении рассказа о судьбах  героев  первой  ленты. Готов сценарий, но для съемок ещё многое нужно сделать. Поскольку мы с Георгием  заняты новой  книгой, до фильма пока не доходят до  руки. Были проблемы с финансированием, но  их мы вроде разрешили.

— Режиссером будет Станислав Говорухин?

— Скорее всего, да.

— А как же фильм без Высоцкого?

— Мы не будем обходиться без Высоцкого. У нас осталось довольно много отснятого материала, который не вошел в картину. Его  можно использовать. Тем более, что в первой серии новой ленты Глеб Жеглов погибает… Сюжет фильма  построен на  истории розыска преступников,  совершивших убийство. Надеюсь, что  осенью мы приступим к работе.

— Аркадий Александрович, раз уж зашел разговор о Глебе Жеглове, не могу  не задать вопрос: капитан Жеглов в процессе работы над книгой виделся отрицательным? В нем ведь много всего намешано: он жесткий, непримиримый, упрямый, но при этом блестящий профессионал. Самоотверженности и смелости ему как и широты натуры не занимать... Это с самого начала так задумано или в процессе съемок картины вы его выстраивали под Высоцкого: может быть, ершистости ему прибавили или, наоборот, обаяния, теплоты...

— Жеглов не положительный и не отрицательный. Он живой человек. И задумывался он, как живой человек, в котором и хорошего и дурного намешано. Это не плоский портрет. Нельзя его, как  в картинной галерее на какую-то определенную стену повесить: вот здесь у нас, мол, плохие экспонируются, а тут хорошие.

Таких романтиков, как Шарапов, сейчас, по-моему, вообще не осталось. Он в сегодняшней жизни просто невозможен. Жегловых и тогда было больше, и сейчас, а остаться на всю жизнь таким, как Шарапов, сотруднику правоохранительных органов невозможно: товарищи по работе не дадут. А Жеглов — нормальный, матёрый служака.

— Ваши персонажи, не только из из «Места встречи…» очень реальные. Вы не понаслышке знаете  проблемы, печали и радости сотрудников милиции. Скажите, что сего­дня в работе правоохранительных органов вас беспокоит?

— Больше всего удручает то, что много  в правоохранительных органах случайных людей. Уменьшилось число настоящих энтузиастов, для которых понятия «закон», «справедливость», «нравственность» не пустые слова. Это, с одной стороны. С другой стороны, — меня, человека, тесно связанного с правоохранительной системой, очень возмутила ситуация, о которой в последнее время так много говорят: «оборотни в погонах». Согласитесь, что во всякой профессии есть дурные люди: есть врачи — плохие люди, есть бухгалтеры — плохие люди и так далее. В милицейской среде таких людей не больше и не меньше, чем в любой другой отрасли. Зачем и кому понадобилось такой шум вокруг этого поднимать? Ведь для обывателя теперь любой человек в милицейской форме — «оборотень». Не будет рядовой гражданин разбирать, кто плохой, а кто хороший, у него против каждого милиционера будет предубеждение.

В свое время у министра МВД СССР Н.А. Щёлокова была идея — добиться того, чтобы народ любил милицию. Я тогда ему говорил, что милиция в народной любви не нуждается: полицейское ведомство любого государства нуждается в том, чтобы его уважали. Были ведь времена, когда мы приближались к такой ситуации, что человек в форме действительно вызывал уважение. Сегодня у населения отношение к милиции далеко не лучшее, так зачем же ситуацию усугублять, нагнетая страсти? Меня очень задела эта история.

— А есть что-то, что внушает оптимизм?

— Ну, во-первых, профессионалы у нас есть, и их немало. А во-вторых, те проблемы, о которых я только что сказал, — это явление временное, проходящее. В том, что происходит, виноваты политики, и только политики. Нельзя столько лет жить в состоянии вечных метании из стороны в сторону. Когда-то это непременно кончится и все войдет в нормальное русло.

— Когда вы устами одного из своих персонажей говорили об Эре милосердия, вы разделяли веру своего героя в столь благодатные времена?

— На сто процентов! По другoму просто быть не может: это естественный ход развития человеческой цивилизации. Видите ли, у меня есть теория о самосохранении человечества. В конечном счете люди придут к убеждению, что милосердие  — это единственно возможный способ существования на земле. Вот как мы говорим, что бывают полосы белые и черные в жизни человека, так и в жизни стран бывают такие полосы. Сейчас больше черного, но в природе все находится в равновесии, поэтому постепенно произойдет поворот, и белого станет больше.

— Долго  ли ждать придется?

— Боюсь, что очень долгo. В одночасье такие вещи не происходят. Слишком многое должно измениться, чтобы состоялся поворот к светлому.

— В свое время книга и фильм по вашему сценарию  «Место встречи изменить нельзя» привлекли в ряды сотрудников правоохранительных органов немалое людей, которые решили последовать примеру Глеба Жеглова и Владимира Шарапова. Эти персонажи действительно стали, как теперь говорят, культовыми. Сегодня явно прослеживается крен в сторону занимательности, остросюжетности. Может быть, так и надо и не следует перегружать детективный жанр дополнительными задачами. Пусть развлекает, и всё...

— На одних ужастиках далеко не уедешь. Должен детектив воспитывать, тем более в наше время, когда политики бог знает куда загнали страну. Что проку в занимательности сюжета, если зло, преступление берут верх над добром... Тем более, что для человека неискушенного или плохо образованного преступление без наказания вообще может показаться привлекательным, подтолкнуть к правонарушению. Нельзя в угоду занимательности попирать все нравственные нормы, играть на низких чувствах обывателей. Занимательность ведь тоже может быть разной: вот, к примеру, некий персонаж совершил преступление, его ловят, ищут, а он уходит от преследования. Ещё раз совершил преступление — снова уходит. Но в конце концов по закону справедливости, по закону жанра его поймают и изобличат. Зло непременно должно нести наказание.

К слову, недавно прошел кинофестиваль, посвященный правоохранительный тематике. Я был  председателем жюри. Демонстрировались художественные и документальные ленты. Мы в комиссии серьезно обсуждали все работы. Меня очень порадовало документальное кино. Неожиданно порадовало. Из документальных лент на суд жюри представлены были  фильмы, которые шли и идут на разных телеканалах. Например, «Петровка, 38». Ряд сюжетов этой передачи отмечен призами.

— Каковы требования к фильмам  и  за что награждали?

— За правдивое отображение деятельности правоохранительных органов.

Среди художественных лент тоже были достойные работы. И надо сказать, что бандитская романтика постепенно уходит, нравственные критерии в игровое приключенческое кино постепенно возвращаются.

—  Вопреки канону жанра интервью я решила оставить последнее слово в нашем разговоре за собой и хочу закончить его словами благодарности. Я благодарю вас, Аркадий Александрович, от имени всех читателей и зрителей за то, что вы создали тех замечательных героев, фамилии которых стали поистине народными, как и Иванов, Петров, Сидоров... Спасибо!