— Страшное дело, — сокрушался всемирно известный директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии профессор Леонид Рошаль перед журналистами. — У Зурабова очень мощная пиар-команда, и сегодня он фактически взял под контроль все информационные блоки российского телевидения, перекрывает краны, как только может. Посмотрите: при полном крахе той программы, которую министерство представило на заседании правительства, пиарщики сделали его героем…
На эти откровения Леонида Михайловича натолкнул проект концепции охраны здоровья детей до 2010 года. Доклад, который представил правительству глава Минсоцздрава, детский хирург разнес в пух и прах из-за переполняющих его неконкретности и маниловщины.
Но, несмотря на все возмущение светила отечественной медицины, премьер Фрадков предложил проект Зурабова одобрить.
…В России демографическая катастрофа. Каждые сутки нас становится меньше примерно на 2160 человек, в год — на 750-800 тысяч душ. Казалось бы, нет иного способа остановить беду, как, засучив рукава, взяться за улучшение жизни народа, повышение его доходов, всеми способами стимулировать рождаемость, поддерживать материнство и детство. Однако…
Еще в январе 2000 года президент наложил вето на только что принятый Госдумой закон «О государственной поддержке многодетных семей», — говорит заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и детей Нина Останина. — Сегодня ежемесячное детское пособие всего 70 рублей. Да, с января 2007 года их должны повысить, но опять-таки для детей до полутора лет. И это при огромных золотовалютных запасах и фантастическом Стабилизационном фонде! Однако все эти выплаты правительство сбросило на плечи нищих регионов. Тем самым федеральная власть, можно сказать, сняла с себя последние социальные обязательства перед гражданами.
Так стоит ли удивляться, что за 15 «реформаторских» лет количество детей в России уменьшилось на 15 миллионов? По статистике, у нас одна из самых низких в мире рождаемость и очень высокая детская смертность. Ежегодно умирает 16 тысяч малышей: в 2-3 раза больше, чем в Европе. В стране 12 тысяч ВИЧ-инфицированных ребятишек, количество детей-инвалидов в прошлом году выросло 717 тысяч: их стало на 100 тысяч больше, чем в позапрошлом. Очень высока смертность подростков 10-17 лет от самоубийств, травм и несчастных случаев.
За последние годы число малолетних инвалидов выросло на 155 тысяч и уже превысило полмиллиона. Либеральные реформы привели к тому, что каждый год количество детей в России сокращается более чем на миллион. Зато растет количество бездомных «гаврошей» и малолетних наркоманов. Их число уже перевалило за 5-6 миллионов.
А каково здоровье русских женщин? Примерно 90 процентов будущих матерей страдают различными патологиями и потому 70 процентов родов проходят с осложнениями. Значит, и на свет появляется заведомо больное потомство.
И вот в этой катастрофической ситуации упраздняется Минздрав, его сливают с Министерством труда и социального развития, а на пост главы новообразованного Минсоцздрава назначается совершенно далекий от медицины человек.
— Я лично считаю создание нового Министерства здравоохранения и социального развития ударом по медицине, потому что мы потеряли вертикаль профессионального управления, — так оценил профессор Рошаль эту новацию.
Зурабов по образованию инженер-кибернетик, его последнее место работы в советское время — зам.начальника треста «Моспромтехмонтаж». Это с началом ельцинских реформ, когда любые сомнительные деяния стали возможными, он выбился в миллионеры, возглавив Московскую акционерную страховую компанию (АО «МАКС»). Затем вдруг получил кресло председателя Пенсионного фонда, прославился авторством авантюрной пенсионной реформы…
Не только Леонида Рошаля — всех медиков страны оскорбило, что впервые за всю российскую и советскую историю у руля здравоохранения был поставлен не врач. С какой целью? Вскоре все увидели: «кибернетик» принес с собой принцип делать деньги на чем угодно, а потому взял курс на уничтожение бесплатного здравоохранения. То есть повел совершенно антиконституционную политику. Даже и не знаешь, как комментировать его заявления, будто нашей медицине (при нищенской зарплате врачей и медсестер) бюджетные деньги не нужны. Она, мол, сама должна их зарабатывать. И вместо увеличения финансирования медицины до уровня международных стандартов началось еще большее его уменьшение. Если в 2002 году доля здравоохранения составляла 3,1% к ВВП, то в 2004-м ее снизили до 2,7%, к 2007-му году намереваются сократить до 2,4%. Однако чтобы здравоохранение совсем не развалилось, нужно, как считает доктор Рошаль, не менее 5%.
В результате и без того смехотворное финансирование лечебной науки, больниц, поликлиник начало снижаться, а стоимость лекарств, наоборот, резко поползла вверх. Сегодня больные оплачивают бесплатные по Конституции операции, несут с собой белье, лекарства, бинты, сами добывают донорскую кровь, питаются в сутки на 50-60 рублей и к тому же лежат в переполненных палатах.
Среди наиболее разрушительных новшеств Зурабова — попытка ликвидировать сеть детских поликлиник и сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Не удалось — благодаря таким стоикам, как доктор Рошаль и его коллега директор Научного центра здоровья детей академик РАМН Александр Баранов. Еще один разрушительный почин — приказ о введении на западный манер «врачей общей практики», которые должны вытеснить специалистов. И в «общенациональном проекте» та же сомнительная идея — поднять зарплату только участковым врачам и их медсестрам, оставив с носом кардиологов, хирургов, офтальмологов, гинекологов…
Затея перессорить между собой служителей Гиппократа удалась на славу. Сегодня из многих городов поступают известия, как в тамошних поликлиниках начинают исчезать хирурги, кардиологи, эндокринологи и другие специалисты, чьи оклады остались прежними. Их цель — во что бы то ни стало переквалифицироваться в терапевты.
Наивный детский хирург на манер лесковского Левши бьет тревогу в печати и на пресс-конференциях: новшества министра-кибернетика имеют одну цель: уничтожить лучшую в мире систему бесплатного здравоохранения и педиатрию как ее часть. Никакой реакции. И только однажды президент при телекамерах поправил своего назначенца: дескать, вы лишку хватили, когда приказали не держать пациентов в больницах больше 5 дней. Да еще вице-спикер Любовь Слиска на гребне «монетизационного» скандала призвала горе-министра к добровольной отставке. И — все.
Зурабова оставили при должности даже после того, как пресса уличила его в личной заинтересованности в протаскивании людоедского закона о «монетизации». Тогда право на поставку льготных лекарств получили аффилированные с министром компании, причем их медикаменты сплошь и рядом оказывались для льготников дороже, чем для других категорий населения. Отчего же такое всепрощение?
Я специально спросил об этом Леонида Михайлович на одной из пресс-конференций в ИТАР-ТАССе, и его ответ потряс не одного меня. Рошаль заявил, что генеральным заказчиком нынешней так называемой реформы здравоохранения выступила Всемирная организация здравоохранения, а финансировал ее Всемирный банк.
— Когда я прочитал соответствующий отчет, то обмер, — вздохнул Леонида Михайлович. — Всемирный банк выделил свыше 330 миллионов долларов кредита на «перестройку» российского здравоохранения. Часть пошла на закупку оборудования, часть — на внедрение двух проектов. Значит, кто-то откровенно отрабатывает эти деньги. Если Запад уже уходит от системы врачей общей практики, если ею недовольны англичане, французы, немцы, американцы, — то почему нам ее навязывают?
Как известно, на первом заседании Общественной палаты лауреат всевозможных званий профессор Рошаль был избран руководителем комиссии по медицине. И уже в этом качестве, обращаясь к Путину, сказал:
— Прошу вас, Владимир Владимирович, наведите порядок в Минздраве. Творящийся там бардак компрометирует вас.
Говорят, причина непотопляемости Зурабова в том, что он купил пост министра. Возможно, это слухи. Только упрямство, с каким глава государства держит на должности трижды обанкротившегося коммерсанта от медицины, простым разумом не понять.
Недавно радиостанция «Эхо Москвы» провела опрос на тему: кому вы больше доверяете в вопросах охраны здоровья детей — директору НИИ доктору Рошалю или министру Зурабову? Всемирно известный врач получил симпатии 95 процентов голосов, чиновник Зурабов — только 5. Почему же высшая власть хочет быть не с большинством народа, а с теми 5-ю процентами?
Может быть, потому что к услугам Кремля лучшие врачи и спецклиники, страдания же простых людей тем, кто «наверху», просто-напросто неведомы?