А то ведь обнаружилась в России беда похуже чумы и пропажи алкоголя — разлученные нижняя и верхняя палаты. Госдума, понимаешь, ютится в здании бывшего Госплана СССР на Охотном ряду, а члены Совфеда (страшно подумать!) теснятся в 10 минутах ходьбы во дворце упраздненного Госстроя РСФСР. Понятно, что разлука не дает законотворцам должным образом радеть о народном благе. Вот почему «консолидация парламента в одном месте даст чисто экономический эффект».

Разговор о строительстве ПЦ ведется лет десять, еще со времен спикерства Геннадия Селезнева. Рассматривались разные проекты и места дислокации. Но никто толком не объяснил, зачем вымирающей России эти многомиллиардные траты? Чего не хватает думцам и сенаторам для успешного законотворчества?

Между тем сегодня даже в среде депутатов, не говоря уже про население, все чаще вообще возникают сомнения в полезности Думы. Дескать, нужна ли нам Госдума, ставшая, по сути, лишь придатком правительства? Что она хорошего сделала для народа?

После известного бунта Верховного Совета в 1993 году рабскую покорность новопридуманной Государственной Думы решили закрепить законодательно. Сделать так, чтобы она не смогла взбрыкнуть и в одночасье отрешить президента от должности. Под ним, естественно, подразумевался Ельцин на все времена. Вот почему законы Госдумы подлежали обязательному утверждению президентом. А тот с помощью вето мог похоронить любой не понравившийся ему закон.

То есть и по сей день Госдума может позволять себе «вольности» исключительно в пределах отведенных ей рамок. В то же время Ельцин наделялся правом, как блины, печь обязательные для исполнения указы. У депутатов отобрали право распоряжаться бюджетом страны и Пенсионным фондом, которые передали в ведение правительства Черномырдина.

Примечательно, что за почти 13 лет существования, под разговоры о демократии, Госдума не предприняла ни единого шажочка для повышения собственной значимости и самостоятельности. Чтобы ну хоть капельку походить на парламенты европейских стран. В этом ее главное отличие от законодателей стран Европы и Конгресса США, которые, скажем, в вопросах тех же финансов стоят над самим президентом. Именно у них Буш-младший выпрашивает «дополнительные средства» на свои военные авантюры вроде югославской, афганской, иракской…

Конгресс вправе проводить парламентские расследования деятельности и проступков любого должностного лица США. Невозможно представить, что кто-то может уклониться. Ярчайший пример — «дело Моники Левински», когда ложь президента Клинтона сенатской комиссии о своих амурных отношениях со стажеркой Белого дома стала основанием для возбуждения против него процедуры импичмента — отрешения от должности.

Штамп канцелярии правительства

После того как в нынешней Госдуме утвердилось «единороссовское» большинство, его несамостоятельность уже ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня г-да Грызлов и Ко свою задачу видят исключительно в том, чтобы безоговорочно штамповать присланные из правительства законопроекты. Даже самые непопулярные, непродуманные и сырые получают путевку в жизнь. Такие, как, например, Кодекс о труде, Земельный, Жилищный кодексы, закон о «монетизации», то есть конфискации льгот, ударивший по десяткам миллионов людей.

Приказали в Белом доме «не пущать» законопроект «О преодолении коррупции», за который депутаты проголосовали в первом чтении еще в 2002 году, — и не «пущают». Захотел, как писали СМИ, глава «Транснефти» Вайншток — и «единороссы» вернули из третьего во второе чтение Водный кодекс. Для чего? Исключительно для того, чтобы изъять из него неудобное положение, запрещавшее прокладывать нефтяную трубу в 800 метрах от байкальской жемчужины. Спасибо — президент Путин сказал свое веское слово.

Или вот не понравился коррумпированному чиновничеству закон «О парламентском расследовании», принятый в первом чтении прошлой Думой в 2003 году, так нынешние «единороссы» вообще сняли его с рассмотрения. А взамен протолкнули такой выхолощенный и беззубый вариант, что депутаты оппозиции назвали его «законом о запрете парламентских расследований».

Узкий круг денежных мешков

Госдума перестала быть органом, представляющим все слои населения. Она неподотчетна народу, а депутата, не оправдавшего доверия избирателей, невозможно отозвать.

Нет сегодня в нижней палате ни одного рабочего или сельского труженика — представителей главных производительных сил страны. Не найдешь ни рядового врача, ни учителя.

По свидетельству журнала «Финансы», в списке богатейших людей России думцы представлены очень весомо. Самая толстая мошна у члена фракции ЛДПР Сулеймана Керимова: его состояние оценили в 5,5 млрд. долларов. Два долларовых миллиардера у «Единой России» — отставной полковник внешней разведки Александр Лебедев и бывший гендиректор ЗАО «БИН» Саит-Салам Гуцериев. Рублевых миллиардеров 28, или 6% от общего числа. Понятно, что больше всего их в «Единой России» — 23, еще три у ЛДПР, по одному — у КПРФ и «Родины». А всего в Думе и Совете Федерации более 40 рублевых миллиардеров.

Как голосуют духи

Вот как оценивает полномочия нижней палаты председатель последнего Верховного Совета СССР, лучший спикер Европы 1991 года, доктор юридических наук, профессор Анатолий Лукьянов. Он был депутатом трех созывов Госдумы, поэтому знает, что говорит:

— Верховный Совет, в отличие от Думы, мог принять к рассмотрению любой законопроект и любой вопрос, если даже он относился к компетенции правительства. Кроме того, Верховный Совет имел право контроля принятых законов и право толкования их. Сегодня Дума может только принять закон, но не может контролировать его исполнение, не имеет права рассматривать вопрос о назначении конкретного министра. Когда Томас Гоббс разрабатывал свою теорию властей, он отмечал, что парламент как законодательный орган без контроля над исполнительной властью — бесправен. Именно такой у нас является нынешняя Дума…

Невозможно представить, чтобы правительства Николая Рыжкова или Валентина Павлова тайком от союзного Верховного Совета изобрели заначку в виде Стабилизационного фонда, куда бы стали перекачивать триллионы народных рублей. Такое возможно только в России, где исполнительная власть полностью подмяла под себя законодательную — от Москвы до самых до окраин. Смешно, но сегодня самый немотивированный отрицательный отзыв правительства на любой думский законопроект («в бюджете нет средств») автоматически означает его смерть.

Понятно, что для многих «единороссов» сидение на рабочем месте в Охотном ряду — обременительная тяжесть. Вот и не сидят, наезжая в свои кабинеты от случая к случаю. По списку в Думе 450 депутатов, а посмотришь в зал заседаний — от силы 30-50 человек. Остряки говорят, что законы у нас принимают привидения.

Но как быть, если для принятия закона нужно не менее 226 голосов, а присутствие народного избранника в зале заседаний по закону обязательно? Нашли лазейку: записали в регламенте норму, по которой депутат в «чрезвычайных случаях» может передавать карточку для голосования. То есть прогулы членов партии власти приравняли к наводнениям, землетрясениям и прочим стихийным бедствиям.

Вот и носятся в минуты «волеизъявления» уполномоченные от фракций, нажимая кнопки, стараясь успеть «выразить мнение» отсутствующих коллег-прогульщиков — благо, электронная система такой спринт позволяет. А мнение-то это известно заранее: как приказали в правительстве, так и проголосуют.

До анекдотов доходит. Как-то первый вице-спикер Л.Слиска, увидев на электронном табло, будто в зале зарегистрировалось 410 депутатов, воскликнула: «Невидимок прошу снять шапки». Ведь перед собой она лицезрела не более 70 душ. Потом на высоком собрании пожаловалась председателю ЦИКа А.Вешнякову:

— У нас есть список из 93 депутатов, которые за полтора года в этом созыве либо ни разу не появлялись на пленарных заседаниях, либо приходили на них не больше трех раз. В основном это очень богатые люди, которые, видимо, не считают необходимым часто посещать заседания парламента.

Ну и что? Кто может повлиять на этих самых «богатых людей», которые, по рассказам, «забили» себе местечко на Охотном ряду еще на стадии формирования избирательных списков? Правильно: никто. Вот почему среди здравых политиков который год ведутся разговоры о том, что 450 депутатов для Госдумы и налогоплательщика — лишняя и непозволительная роскошь. Штамповать белодомовские законопроекты с успехом можно и меньшим числом.

Зачем Думе 450 депутатов?

Откуда же взялась эта непомерная цифра? Знатоки утверждают: сочинители ельцинской Конституции механически скопировали ее из Верховного Совета СССР. Но он, как известно, состоял из двух палат, и в него, кроме РСФСР, входили посланцы еще 14 союзных республик. Согласно этой логике, думских сидельцев вообще должно быть в 15 раз меньше!

Сегодня, когда упразднены одномандатные округа, а выборы в Госдуму-2007 будут проводиться исключительно по партийным спискам, цифра 450 выглядит совсем уж несуразной.

— Был неэффективный, но все-таки механизм связи депутата с избирателями, — говорит известный политолог Дмитрий Орешкин. — Теперь останется связь только с партией. Пробиться к депутату можно будет только через партийную иерархию. А разговаривать избиратели о своих бедах и нуждах будут с партийными клерками, секретарями по «чему-нибудь». Да и сами избиратели станут для будущих депутатов не столь важны.

Вот вам и развитие демократии, и «расцвет российского парламентаризма» в одном флаконе.

Авторитет — ноль, а аппетиты — выше крыши

Между тем аппетиты попавших в Думу «народных избранников» все растут. Из года в год они (по согласованию с правительством) повышают расходы на собственное содержание. Сегодня мы отчисляем каждому из них по 100 тысяч с лишним рублей в месяц на машины, спецномера, мигалки, дачи и прочие радости жизни. Это кроме жалованья.

По закону зарплата каждого думца приравнена к окладу министра — на руки только без доплат им полагается ежемесячно свыше 80 тысяч рублей. А с доплатами и премиями?! Плюс льготные путевки на отдых, бесплатное передвижение по стране и за рубеж. Пенсия по традиции — 70% оклада. Это свыше 55 тысяч рублей с индексацией, в то время как средняя пенсия по стране — 2,5-3 тысячи рублей. Что и говорить — хорошо быть депутатом!

В прошлом году на содержание председателя Госдумы Б.Грызлова и заместителей правительство отвалило 9 млн. 013 тысяч народных рублей. Почему не порадеть?… На 2006 г. сумму подняли не как-нибудь, а вдвое — 18 млн. 435 тысяч. Расходы на депутатский корпус и их помощников тоже повысили, хотя и не в разы — с 1 млрд. 53,5 млн. в прошлом году до 1 млрд. 132,3 млн. руб. в нынешнем. То есть почти на 80 миллионов рублей. Вот бы вышла экономия, если бы количество думских сидельцев удалось сократить вдвое!

Вообще, если бы население страны спросили, нужна ли ему такая прожорливая армия «заступников», среди которых 90% — «привидения», ответ не заставил бы себя ждать: «Не нужна». Собственно, такой ответ и звучит во время социологических исследований. Сегодня уже около 80% граждан ни во что не ставят Госдуму. Таковы результаты последнего опроса ВЦИОМа на эту тему.

Почти половина — 43% опрошенных заявили, что относятся к работе депутатов отрицательно, поскольку те приняли «ряд законов, ухудшающих жизнь населения страны». 34% населения оценивают деятельность Думы нейтрально, поскольку от парламента и законов «мало что зависит в реальной жизни». То есть всего депутатам отказали в доверии 77% российских граждан.

Остальных причислить к поклонникам охотнорядцев тоже нельзя. 13% просто затруднились с ответом, о своем положительном отношении сказали только 10% опрошенных. Под этой категорией лиц, видимо, кроются большие и малые олигархи, чиновничество, нувориши, члены их семей, друзья, знакомые и т.п. Не секрет, что еще ниже авторитет в народе у Совета Федерации с его миллиардерами и миллионерами. Он тоже мало что решает после того, как из него изгнали губернаторов и председателей региональных дум и законодательных собраний.

Так нужна ли населению вымирающей страны ничего не решающая Госдума числом в 450 сверхпривилегированных едоков, отражающая интересы всего 10% населения? Достойна ли такая «ветвь власти», чтобы для нее возводили Парламентский центр стоимостью в 8-10 миллиардов рублей? Может, пора жить по средствам и по одежке протягивать ножки? Не лучше ли эти, совсем не лишние деньги направить на социальные нужды — содержание сирот, повышение пенсий, детских пособий, зарплат бюджетникам, помощь многодетным семьям?

Ответ в среде оппозиционных депутатов один: в таком виде — не нужна! «А что касается затеваемого строительства Парламентского центра, так это явно коррупционный проект, — сказал один из них. — И цель его — пополнить за наш с вами счет карманы приближенных к власти строительных компаний, поставщиков электронного и прочего оборудования». За что чиновники, причастные к выбору «лучших» фирм, как водится, получат свои «законные» 15-20% отката. То есть не менее 1,5-2 миллиардов рублей.

А Дума, естественно, заседая и в новом Парламентском центре, как была бесправным отделом канцелярии правительства, такой и останется.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»