Спокойная жизнь у гражданки России И.Ивановой, пенсионерки, проработавшей в Болгарии практически всю свою жизнь, кончилась после того, как несколько лет назад трагически погиб ее муж. А занимался он делом важным, но опасным. Возглавлял фирму, которая производила взрывотехнические изделия для армии и народного хозяйства Болгарии: огнепроводные шнуры, детонаторы, капсулы к ним, сигнальные ракеты. Хорошим он был специалистом. Закончил с отличием тульский политехнический институт, занимался научными исследованиями, имел изобретения, были даже открытия. Его знали не только в стране, но и в Европе. Тесно сотрудничал он и со специалистами из бывшего Советского Союза, которому активно помогал налаживать реэкспорт для реализации аналогичных изделий наших заводов в третьи страны.

Конкуренты у него были, завистники тоже. Особенно после того, как возглавил во время болгарской перестройки созданное на базе машиностроительного завода «Дунарит» частное предприятие, называть которое не будем, чтобы не привлекать к нему внимание любителей «праздничных» фейерверков. Не зря ведь версия о неслучайной гибели известного инженера, кандидата наук существует до сих пор.

У Ирины после смерти мужа жизнь наступила очень сложная. Серьезно заболела сначала она сама, потом дочь. Но в чужой стране надо было выживать. На родине из близких никого не осталось. Ведь уехала из России вслед за мужем, практически девчонкой, не заработав после института даже комнаты. А тут еще свалившееся на нее наследство в виде фирмы, взрывоопасное в прямом и в переносном смысле. Муж, не думая, вероятно, о будущем, вел дела так, что тонкости производства знали только он да его главный технолог. И власть, все управление он сосредоточил в своих руках. А своим заместителем и преемником сделал… жену, объяснив ей, что так лучше и формально, и для их собственной безопасности. Хотел как лучше, а получилось хуже некуда.

Власть женщина в свои руки осторожно взяла. Надеялась на помощников мужа, но вскоре поняла, что вокруг его предприятия идет странная подковерная возня. Заполучить в свои руки лакомый кусочек захотели многие. Если бы претенденты на «трон» фирмы тогда просто предложили Ирине Ивановой отступные, которые обеспечили бы им с дочерью возможность существовать и лечится нормально, она бы с радостью согласилась. Но бывшие партнеры мужа захотели получить отлично налаженное производство все и даром, решив, что вдову можно просто выбросить из дела.

Но у россиянки был характер. Она решила сопротивляться. Всей фирмой она командовать, возможно, и не могла, но инженерное образование, технический склад ума подсказали ей решения, которые сохранили производство от развала, законсервировали его. Вдова пыталась сама заняться реализацией продукции, которая лежала на складах, но конкуренты легко перекрыли для нее выходы на болгарский рынок. Обратилась за помощью к партнерам мужа в Россию, на Украину, а там не до нее — своя перестройка в разгаре.

В Болгарии она прошла практически все инстанции. Не помогло. Кто-то, желающий прибрать фирму к рукам даром, искусно заминировал все возможные ходы для справедливой передачи опасного производства в государственные или хотя бы просто надежные руки. Действовали противники россиянки грамотно. Изменили ГОСТы, и ее детонаторы как бы устарели. Покупателей из шахт, карьеров, со строек много, а продать им ничего нельзя.

Поменяли, ужесточили технические требования по хранению взрывоопасной продукции, и навалились на Иванову различные инспекторские службы. Заставляли усиливать охрану, возводить заборы, укреплять стены складов, заменять «устаревшую» противопожарную систему… И безжалостно штрафовали даже за один день просрочки по выполнению предписаний. Все небольшие сбережения, которые собрал муж, ушли практически полностью на сохранение его ставшего бесполезным наследства.

Неравная борьба еще больше подорвала здоровье и матери, и взрослой дочери. В голову им приходили ужасные мысли: взять и просто взорвать эти склады, чтобы избавиться от проблемы. Женщины в полной мере постигли жестокие законы бизнеса.

Пока в Болгарии все заинтересованные в капитуляции Ирины Ивановой лица наблюдали за ее попытками выжить, на нее обратили внимание фирмы из-за границы. Ирину Иванову стали зазывать на переговоры арабы, македонцы, хорваты, албанцы… И, конечно же, представители республик СНГ. Пошли факсы и письма из Чечни, Таджикистана, Азербайджана.

Не дремали и представители Грузии. В Болгарии они чувствуют себя спокойно и уверенно. Ведь болгары, по не очень понятным причинам, охотно поддерживают Грузию в военном отношении. В конце прошлого года подарили ей большую партию стрелкового оружия. А в этом безвозмездно передали хоть и старый, но настоящий сторожевой корабль с полным вооружением.

Конечно, Ивановой звонили не сотрудники государственных структур. Это было видно и по манерам, и по напору. И, может быть, даже не грузины. Но требования у них были четкими: продай нам, женщина, все, а то хуже будет! Вот тогда-то И.Иванова и поняла, что теперь и с ней, и с ее «товаром» может произойти что угодно. Об арсенале, который хранится на складах у «заминированной» вдовы, мечтает любой террорист. А тут под боком у них, практически бесхозные, стоят упакованные в ящики и готовые к транспортировке детонаторы, капсюли, ракеты. Да только на одном складе без дела лежит огнепроводного шнура целых 400 километров!

Подобному наследству не позавидуешь. Но можно ли чем-нибудь помочь женщине, не по своей вине угодившей в сложнейшую ситуацию? Фирма-то у нее коммерческая. О таких и писать не принято. Проблемы частных предприятий, конечно, должны волновать прежде всего их руководство. Но тут случай, мне кажется, особый. Рискует не только наша соотечественница, но и мы сами. Никто не должен удивляться, если опасный товар однажды окажется у нас в России. Охота за ним уже началась.

И Болгария (город, в котором она живет, я не называю, фамилию и имя изменил) теперь для россиянки не самое безопасное место. Здесь тоже известны случаи, когда такие дела «улаживались» с помощью пули, гранаты или взрывного устройства. Ирина Иванова об этом хорошо знает. Но что она может? Пока предпринимает отчаянные, но бесполезные меры. Ездит, стучится во все двери болгарских министерств и ведомств.

Надежда забрезжила, когда обратилась в Лигу помощи россиянам в Болгарии, в наше консульство, написала письмо в коммерческое представительство одного из округов Москвы, которое активно работает в Болгарии. Ее там хоть выслушали, поняли. Представители Лиги пришли и ко мне, журналисту, попросили рассказать в прессе о нетипичной ситуации. Напомнили, что Россия сейчас провозгласила новую политику по оказанию помощи соотечественникам. И она собирается не только раздавать им пособия по бедности, но и поддерживать их бизнес, а то и просто участвовать в нем.

Перспективная фирма Ивановой, которую она готова вообще передать России, как раз вписывается, например, в концепцию правительства Москвы, которое имеет обширную программу по работе с соотечественниками за рубежом. «Уж наши мужчины-бизнесмены наверняка сумели бы вывести фирму Ивановой из тупика!» — горячо убеждали меня представители Лиги. Напомнили и о Газпроме, который собирается строить в Болгарии нефтегазопровод. Строителям наверняка потребуется продукция таких фирм, как у Ивановой. А тут и ввозить ничего не надо, бери все, что лежит под рукой, без затрат на транспортировку, таможенные пошлины!

Не знаю, насколько реальны такие предложения. Наших политиков, бизнесменов понять иногда сложно. Они часто ездят из Москвы в Санкт-Петербург через Монреаль… Да и нередко говорят одно, а на деле получается что-то совсем другое.

В одном уверен: вокруг фирмы Ивановой идет сложная и серьезная «игра». Мне известно больше, чем пишу. Не хочу ни драматизировать ситуацию, ни привлекать к ней внимание нежелательных «бизнесменов», которых уже и так крутится вокруг фирмы много. Они решительны, жестоки и способны на все. В центре города, где живет Ирина Иванова, недавно сровняли с землей развалины ресторана «Сибирь», который хорошо работал, пока на него не положили глаз какие-то люди из криминального мира. Хозяин — россиянин — оказался крепким орешком. Тоже долго не сдавался. Тогда его вместе с рестораном просто взорвали…

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»