В мероприятии, помимо депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, участвовали представители Счетной палаты Российской Федерации, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов России, Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, Минюста, ряда других федеральных министерств и ведомств, Центра антикоррупционных программ и инициатив Российского филиала международной организации «Трансперенси Интернешнл», Межрегионального общественного движения «Против коррупции, обмана и бесчестья», а также академических научных институтов.

Открывшая заседание Л.К.Слиска, первый заместитель Председателя Государственной Думы, объявила тему встречи: «Законодательное обеспечение противодействия коррупции». При этом она подчеркнула, что общей целью для собравшихся в зале является реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2006 года в части, касающейся коррупции, которая стала серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны. Коррупция проникла во все сферы российской жизни, но особую опасность представляет ее разлагающее воздействие на Генпрокуратуру, МВД, суды и прочие правоохранительные органы. Поэтому пора переходить от пустых слов к делу, от ничего не дающих разговоров о необходимости борьбы с коррупцией — к исполнению законов.

Председательствовавший на данном заседании глава Комиссии ГД РФ по противодействию коррупции М.И.Гришанков согласился со Слиской, что коррупция действительно поразила все стороны жизнедеятельности государства российского. Терпеть далее подобное положение невозможно. Оно ведет к катастрофе, ибо постоянное столкновение с коррупцией порождает у наших граждан общее негативное отношение к режиму и власти. Выход, по его мнению, в частности, такой: установить действенный контроль за активами всех должностных лиц страны, как это делают в остальном цивилизованном мире.

Противодействие коррупции, подчеркнул Гришанков, — системная работа, которая должна вестись на всех уровнях. Депутаты ГД к этому готовы, важно, чтобы такую же готовность проявили представители исполнительной власти.

Председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин в своем выступлении сделал акцент на необходимости находить нестандартные, «асиметричные» решения, которые могли бы создавать неблагоприятные условия для коррупции. А именно: бороться не только с бюрократами-взяточниками, мздоимцами, что, собственно, делается постоянно, но и с обычными бюрократами, которые, тем не менее, своей деятельностью наносят еще более серьезный вред обществу. Теми, кто кладет себе в карман огромные суммы, «изобретая разного рода стройки космического размаха, организуя высокоторжественные программы и т.п.», не нарушая при этом закон. Вот с ними нужно повести сегодня особо острую борьбу.

Председатель Счетной палаты проинформировал собравшихся, что в текущем году «мы вместе с Контрольным управлением Президента системно и внимательно проанализируем не только, как были выделены и израсходованы бюджетные средства на национальные проекты, поддержанные Президентом, но и то, что реально дали они нашей стране, насколько эффективными были вложения этих многомиллиардных сумм».

С.В.Степашин признал также необходимость введения независимого внешнего контроля за деятельностью органов государственной власти, которого на данный момент в России нет. И российская бюрократия ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с любыми попытками установить подобного рода ограничители. «Фактически так было все годы существования госаудита в нашей стране. Это история того, как государственная власть пыталась сама себя контролировать и как все такие попытки заканчивались неудачами. И понятно почему: бюрократии не нужен внешний контроль».

К организациям, осуществляющим названную выше функцию, Степашин отнес Счетную палату: «Во всем мире такие органы высшего финансового контроля являются одним из важнейших инструментов профилактики коррупции. Потому что коррупция — это не что иное, как попытки чиновников выйти из-под контроля».

Однако борьба с коррупцией станет успешной лишь тогда, когда удастся сделать работу органов исполнительной власти абсолютной прозрачной и доступной для народа, а законопроекты будут представляться в парламент только после специальной экспертизы «на коррупционность».

Поддержал Степашин предложения и о том, чтобы все чиновники группы «А» декларировали свои доходы и сообщали о принадлежащем им имуществе, и о том, чтобы принцип прозрачности прохождения всех финансовых счетов государственных служащих был закреплен законодательно.

Принявший активное участие в дискуссии заместитель Генерального прокурора РФ В.И.Колесников, прежде всего, предложил «очень внимательно» изучить Конституцию 1993 года, над которой работали «очень интересные господа — представители разных западных школ, гарвардской и других. У меня нет сомнения, что под их влиянием подготовленный документ отражает интересы олигархических классов».

Затем Колесников призвал безжалостно изгонять с госслужбы любого, кто хоть немного замарает себя в коррупционных делах, а тех чиновников из группы «А», которые будут утаивать правду о своих доходах, — наказывать в уголовном порядке.

Заместитель Генпрокурора также призвал Госдуму тщательнее работать над принятием законов, поскольку есть серьезная опасность, что через парламент могут проходить такие законодательные акты, которые на самом деле будут на руку коррупционерам. (Последнее положение прозвучало так, что у многих слушателей сложилось впечатление, что подобные законы через Госдуму уже не раз проходили. Л.К.Слиска тут же вступила в спор с Колесниковым, заметив, что не худо было бы «Генпрокуратуре на себя оборотиться».)

Вообще практически все выступавшие соглашались с тем, что, пока в стране не будет установлен жесточайший контроль за деятельностью госслужб и пока она не станет полностью прозрачной, успеха в борьбе с коррупцией нам не видать. В частности, предлагалось установить парламентский контроль за работой всего госаппарата, включая работу федерального правительства, «как это имеет место во всех цивилизованных странах». Приводились данные специальных исследований, согласно которым из восемнадцати сфер общественной деятельности, где распространена коррупция, первое место занимают правоохранительные органы, второе — управленческие структуры, третье — образование, четвертое — здравоохранение. А у нас до сих пор нет даже закона о противодействии коррупции. Хотя законопроект давно готов, он уже месяц пылится на полках Комитета Государственной Думы по безопасности.

Правда, присутствовавший на заседании «круглого стола» депутат А.Г.Баскаев заверил собравшихся, что в ближайшее время документ поступит на рассмотрение палаты. Кстати, он был роздан участникам мероприятия, и те получили возможность узнать, «что это за штука такая — коррупция». С юридической точки зрения. Ведь, оказывается, в российском законодательстве отсутствует само определение коррупции.

И теперь если закон, наконец, будет принят, то под коррупцией будет пониматься следующее: «социальное общественно-опасное явление, выражающееся в противоправной деятельности физических лиц, носящей характер продажности и/или подкупа, а равно в ином противоправном использовании публичным должностным лицом своих полномочий и статуса, направленных на незаконное извлечение имущества, работ, услуг, преимуществ или иных выгод».

А о статусе публичного должностного лица там сказано, что таковыми считаются «назначаемые или избираемые лица, постоянно, временно или по специальному полномочию, на возмездной или безвозмездной основе замещающие государственные должности Российской Федерации, либо выполняющие должностные или служебные обязанности, либо функции в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях и учреждениях, либо лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в том числе иностранных и международных».

Работа «круглого стола» проходила спокойно, без особых эмоциональных всплесков, и длилась более двух часов. В числе последних выступила директор Центра антикоррупционных программ и инициатив Российского филиала международной организации «Трансперенси Интернешнл» Е.А.Панфилова. И сильно оживила обстановку. Она напомнила, что подобные «круглые столы» проводятся в Думе регулярно после очередных Посланий Президента России Федеральному Собранию. И задала вопрос, насколько вообще серьезно готовы присутствующие бороться с коррупцией. Дело это, заметила Панфилова, болезненное, затрагивает очень многих, и, чтобы добиться здесь успеха, нужна большая политическая воля. А есть ли она у нас? Вот у Президента В.В.Путина она есть, но надолго ли ее тоже хватит?

Оппонировавшие ей коллеги по «круглому столу» заверили, что на сей раз займутся борьбой с коррупцией на деле. И они не сомневаются, что и у Президента хватит воли нанести по коррупции за оставшиеся у него два года сокрушительный удар.

Закончилось мероприятие не совсем обычно. В таких случаях принято «под занавес» обсуждать проект рекомендаций Госдуме, но на этот раз обошлись без него. Ведущий заседания М.И.Гришанков объявил, что рекомендации, на основе состоявшегося обсуждения, будут подготовлены позже. Затем — после одобрения проекта в Комиссии по противодействию коррупции и в Комитете по безопасности — его разошлют для рассмотрения всем участникам заседания и уже с их поправками примут окончательно. Сколько времени может уйти на такую работу, впрочем, депутат не сказал.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»