Из 500 контрольных экспертно-аналитических мероприятий, которые Счетная палата провела в 2005 году, ее председатель Сергей Степашин на первое место по своему значению поставил проверку Российского фонда федерального имущества (РФФИ).

В конце декабря 2005 года коллегия Счетной палаты утвердила результаты проверки финансовой деятельности РФФИ. В начале января 2006 года она направила их в правительство. Но уже в конце января Сергей Степашин упрекнул ряд министерств в медлительности по выполнению предписаний Счетной палаты.

«В качестве негативного примера приведу направленное в январе этого года представление в правительство по результатам проверки хозяйственной деятельности Российского фонда федерального имущества. Правительством России было дано поручение Минфину и Миэкономразвития принять необходимые меры. Но до настоящего времени ни один из пунктов предписания не исполнен», — сказал он при подведении итогов работы Счетной палаты за 2005 год.

Почему председатель Счетной палаты так торопит министерства исправить ошибки нормотворчества? Анализ материалов проверки, которые оказались в нашем распоряжении до их публикации в бюллетене Счетной палаты, заставляет вспомнить анекдот советского периода. В нем бедный еврей просил господа Бога вместо миллиона долларов и звания Героя Советского Союза дать ему на один день в собственность всего один метр государственной границы. При знакомстве с тем, как РФФИ реализует имущество, конфискованное Федеральной таможенной службой, создается впечатление, что этот анекдот воплотился наяву. Стремление руководителя Счетной палаты закрыть побыстрее бреши становится в этом случае понятным.

Напомним, что согласно Закону «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства», принятому в 2002 году, РФФИ обязан учитывать, оценивать, реализовывать, а в ряде случаев перерабатывать и уничтожать имущество, которое передают ему для этих целей не только ФТС, но и прокуратура, МВД, Минобороны, ФСБ, МНС. РФФИ самостоятельно или с привлечением юридических лиц реализует конфискат и оставляет себе в качестве вознаграждения 5 процентов от стоимости этого имущества. Затем фонд возвращает средства организации, от которой имущество поступило ему на реализацию. Последняя перечисляет переданные ей средства в федеральный бюджет за вычетом 7 процентов исполнительного сбора и судебных издержек. Эксперты Счетной палаты обнаружили в этой системе изъяны, которые можно считать эквивалентными не одному, а сразу нескольким метрам приватизированной государственной границы.

Так, Тюменской таможней в 2003 году было передано тюменскому региональному отделению РФФИ оборудование для нефтеперерабатывающей установки. Его стоимость на основании сопроводительных документов составляла 447,3 млн. рублей. Фонд реализовал данное оборудование за 116,2 млн. рублей, то есть в три раза дешевле.

Смоленское отделение РФФИ реализовало оборудование для металлообработки, поступившее в адрес ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод», по цене в 27 раз дешевле контрактной стоимости. Переданное в том же году Владимирской таможней на реализацию в РФФИ технологическое оборудование для текстильной промышленности было реализовано в 35 раз дешевле.

В общем объеме перечисления таможенными органами в федеральный бюджет таможенных платежей и налогов доля средств от реализации конфискованного имущества снизилась за период с 2001 по 1 полугодие 2005 года с 0,1 до 0,001 процента, то есть в сто раз.

«В вопросе учета имущества, обращенного в собственность государства, допускается нецелевое распоряжение средствами федерального бюджета, злоупотребления и хищения государственного имущества», — делает вывод руководитель проверки, начальник инспекции Счетной палаты Александр Ноздрачев.

По мнению экспертов Счетной палаты, подобные нарушения стали возможными из-за существующей практики реализации имущества через поверенных. Оплата услуг привлеченных в качестве поверенных организаций снижает поступления в доход федерального бюджета и финансовые результаты работы всей системы. Такие недостатки в нормотворчестве привели к тому, что, например, при реализации партии скоропортящейся продукции, переданной таможенными органами оренбургскому отделению РФФИ, поверенной организацией, оценщиком и продавцом товара выступили ООО «РОСТЭК-терминал», ООО «Терминал-экспертиза», ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», руководителем которых является одно и то же лицо.

Одновременно проверкой установлены недостатки в работе с валютными средствами, подлежащими перечислению в федеральный бюджет со стороны таможенных органов. Например, на момент проверки на забалансовых счетах Шереметьевской таможни числилась конвертируемая и неконвертируемая иностранная валюта более 57 наименований, эквивалентная 64,3 млн. рублей, принятая на учет с 1994 по 2003 год. Средства от реализации товара, переданного Московской таможней РФФИ, перечисляются с задержкой до двух с половиной месяцев. Самое интересное в том, что упрекнуть в задержках по перечислению платежей некого. Ибо нет единого порядка перечисления валютных средств в доход федерального бюджета.

ООО «Центр оценки и консалтинга» значительно занизил стоимость партии конфискованных мобильных телефонов и различных аксессуаров к ним. РФФИ реализовал их через свои уполномоченные компании по цене от 5 до 50 рублей.

Самые большие претензии аудиторов Счетной палаты к РФФИ относятся к проблеме реализации так называемого высвобожденного военного имущества (ВВИ). В 2004 году Генеральный штаб принял решение оптимизировать аэродромную сеть Вооруженных Сил России и исключить из ее состава 100 аэродромов с искусственным и грунтовым покрытием. Инициаторы этой акции исходили из данных маркетинговых исследований РФФИ, которые говорили о наличии значительного коммерческого спроса на аэродромные комплексы, причем с сохранением их функционального назначения.

Однако на практике распродажа аэродромов началась не в комплексе, а по частям. Так, взлетно-посадочная полоса аэродрома «Коса» на Балтийской косе Калининградской области разбирается и дорогостоящие плиты аэродромного покрытия продаются коммерческим структурам. Без взлетно-посадочной полосы здания и сооружения инженерной инфраструктуры многократно снижают свою коммерческую привлекательность. Принцип распродажи по частям стал одной из причин того, что из 975 объектов недвижимого имущества ВВИ, переданных сибирскому межрегиональному отделению РФФИ, предложено к списанию 765. Большая часть оставшихся объектов утратила возможность их использования и требует значительных капитальных вложений. В 2002 году был выведен из эксплуатации комплекс зданий и инженерных сооружений базы хранения боевых железнодорожных ракет РВСН Минобороны. Комплекс так и остался бесхозным, часть объектов разграблена, инженерные сети пришли в негодность.

Несовершенство существующей системы продажи имущества через РФФИ наиболее очевидно на примере реализации летательных аппаратов. С 1998 по 2005 год в РФФИ поступило 601 единиц самолетов и вертолетов. За 7 лет только 165 летательных аппаратов обрело новых хозяев. 64 самолета и вертолета утратили натурально-вещественную форму и не могут считаться объектами продажи. Часть этих аппаратов утилизирована без разделки по цене металлолома.

Острая проблема реализации ВВИ усугубляется организационной неразберихой. «Результат проверки показал, что в правительстве и Росимуществе нет реального представления о состоянии дел в системе реализации имущества и о перспективе ее коммерческого использования. Кроме того, отсутствие сводной денежной оценки объектов ВВИ, не переданных на реализацию, не позволяет произвести реальную оценку утраченной федеральной собственности и размер ущерба государству», — заключают эксперты.

P.S. Комментарий генерального директора ФГУП «Салют» Юрия Елисеева:

— По оценкам сообщества руководителей предприятий ВПК, неиспользованная собственность нашей армии по стоимости сопоставима с военным бюджетом. Но мы не умеем ею по-хозяйски распоряжаться. Нередко предприниматель ставит прапорщику бутылку водки и становится владельцем дорогостоящей государственной собственности. Нам известны случаи, когда авиационные двигатели за 1-2 тысячи долларов сдаются на металлолом. Это недопустимо. Нужно принять закон, по которому утилизация военной техники должна производиться на заводах-изготовителях. Ведь мы знаем ее конструкцию до мелочей и умеем извлекать из нее дорогостоящие детали. Например, для кого-то лопатка турбины авиадвигателя — всего лишь сто граммов никелесодержащего металла, а для нас это готовая дорогостоящая деталь. Такая лопатка может еще долго послужить, а это совсем другой уровень ее ценности. При таком отношении эффект от использования ВВИ увеличится не в разы, а на порядки.

ФГУП «Салют» в меру своих сил проводит работу по возвращению на предприятие списанных авиадвигателей. Мы их восстанавливаем и используем в качестве газотурбинных установок для мобильных электростанций. По нашим оценкам, такие комплексы служат до 8 лет и приносят пользу экономике государства.

Комментарий председателя Комитета Государственной Думы по госсобственности Виктора Плескачевского:

— Мы проанализировали все иски по оспариванию результатов оценки и обнаружили, что в случае с банкротствами происходит резкое занижение стоимости со стороны оценщика. Но есть случаи, в частности при выпуске ценных бумаг, когда производится оценка капитализации и происходят ошибки в сторону завышения. Наша задача, чтобы разница между завышением и занижением была минимальная.

Предложения нашего Комитета очень простые, и они будут выражены в законопроекте «Об оценочной деятельности», где предлагается новый принцип регулирования оценочной деятельности. Вместо госрегулирования вводится саморегулирование и материальная ответственность за нарушение стандарта оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности пока утверждены правительством. В нашей схеме их будет разрабатывать профессиональное сообщество, и оно также будет нести за них ответственность. Потребители будут «атаковать» стандарты, чтобы они были как можно более точными и правильными. Во всем мире такая схема работает, с одной лишь разницей, что там кроме материальной ответственности есть еще и репутационная. А для создания репутации в России 10 лет — это маловато.

После принятия закона истец в случае завышения или занижения стоимости имущества может получить компенсацию не только с оценщика, но и с так называемого механизма круговой поруки. Это резко повысит качество работы оценщиков.

Оценщик станет публичной фигурой — такой же, как нотариус.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»