В случае отмены лицензирования, на строительном рынке бесконтрольно появятся тысячи сомнительных фирм и индивидуальных предпринимателей, которые будут возводить тысячи столь же сомнительных с точки зрения качества строительства и безопасности эксплуатации объектов.

Итак, есть две новости. И обе, кажется, плохие.

Новость первая. В России с 2007 года, возможно, отменят лицензирование инженерных изысканий для проектирования зданий и сооружений, а также их строительства. Это предусматривает закон, подписанный Президентом в июле. Но, как считают специалисты, такое положение неминуемо приведет к резкому снижению качества строительных работ и падению уровня безопасности при проектировании, возведении и эксплуатации зданий и сооружений.

А в перспективе — техногенные катастрофы, превосходящие по своим масштабам трагедию московского аквапарка «Трансвааль». «Да, лицензирование — не самый эффективный инструмент, — заметил по этому поводу председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. — Но если мы отменим лицензирование, то вакуум, который может образоваться с января 2007 года, сделает строительство еще более опасным и безответственным».

Новость вторая. Заменить лицензирование должно введение технических регламентов, сертификация и страхование. Но Минрегионразвития лишь недавно приступил к разработке этих масштабных документов, и уже сейчас ясно, что к 2007 году они не будут готовы и не смогут использоваться на практике. Следовательно, строительный комплекс России перестанет быть управляемым и контролируемым. К чему это приведет — смотрите новость под номером один.

А теперь обо всем по порядку.

Сейчас в стране действует эффективная система лицензирования строительной отрасли, сформирована ее нормативно-правовая и нормативно-методическая база. Создан уникальный реестр лицензий, благодаря которому легко выяснить, кто ведет инженерные изыскания, проектирует и строит жилые и общественные здания, объекты промышленности, транспорта, инженерной инфраструктуры. Эта база данных постоянно пополняется и открыта для всех. В случае необходимости даже через несколько лет можно легко найти нерадивых проектировщиков и строителей, чтобы предъявить им жесткие санкции за некачественную работу вплоть до судебных исков.

Наша справка:

В проектно-изыскательской и строительной сфере России сегодня работает 182,5 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. В реестр Росстроя занесены свыше 228 тысяч лицензий, из них 80 процентов дают право вести работы по строительству различных зданий. Именно строительная отрасль обеспечивает занятость населения, особенно в малых и средних городах и поселках страны.

Одновременно на российском рынке строительных услуг сейчас действуют 676 иностранных фирм из 45 стран. Большой интерес к нам проявляют строительные компании Турции, Великобритании, Кипра, Германии, Финляндии, США и других государств. Ежегодно выдается более 70 тысяч лицензий на все виды деятельности в этой отрасли. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации работа без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство.

В условиях рыночных отношений около 90 процентов строительных организаций являются коммерческими структурами. И это логично. Но, к глубокому сожалению, качество их продукции и эксплуатационная надежность зачастую страдают из-за стремления к получению сиюминутной выгоды. В ходе 30 тысяч проверок, которые были проведены сотрудниками Росстроя за девять месяцев нынешнего года, за различные нарушения были применены санкции к 12 тысячам (!) обладателей лицензий.

Не бороться с последствиями техногенных катастроф, а предупреждать чрезвычайные ситуации — таков приоритет работы всей строительной отрасли. Это особенно важно для России, где две трети объемов строительных и проектно-изыскательских работ ведется в сложных природно-климатических условиях и на неблагоприятных территориях — в сейсмических районах и подтопляемых зонах. Вот почему такую работу должны делать профессионалы.

Но сейчас лишь восемь-десять процентов выпускников строительных вузов приходят в отрасль. Зато на строительный рынок хлынул огромный поток малоквалифицированной, но дешевой рабочей силы, в том числе десятки тысяч приезжих из ближнего зарубежья. По оценкам Федеральной службы по труду и занятости, легально работает лишь десятая часть иностранных строителей.

Только в августе-сентябре во взаимодействии с контрольными, правоохранительными и налоговыми структурами выявлено 82 организации и индивидуальных предпринимателя, которые занимались строительством, не имея на это лицензий. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года к ответственности было привлечено лишь около 40 организаций.

— В перспективе ситуация будет ухудшаться еще больше, — отметил в беседе с нашим корреспондентом депутат Государственной Думы Игорь Баринов. — В рамках национальной программы «Доступное и комфортное жилье» в течение пяти лет планируется в два раза увеличить жилищное строительство и довести его ввод до 80 миллионов квадратных метров в год.

Естественно, это еще больше увеличит приток дешевой рабочей силы в строительный бизнес. Но что может построить низкоквалифицированный рабочий, да еще и при отсутствии системы лицензионного контроля?

Действительно, вопрос отнюдь не риторический. Зачастую дефекты в строительстве вскрываются через год-два, а то и пять лет. Где искать виновного, кто возместит ущерб и исправит недостатки, если в отсутствие действенного контроля со стороны государства строительный рынок заполнят укомплектованные неучами фирмы-временщики, сориентированные лишь на то, чтобы урвать кусок пожирнее и раствориться в никуда?

А деньги, выделяемые государством под реализацию программы, огромные — 213 миллиардов рублей только за два года.

— Сегодня лишь в законодательстве о лицензировании и нормативных правовых документах Правительства Российской Федерации содержатся жесткие требования к квалификационному составу субъектов предпринимательства в строительной сфере, — комментирует ситуацию руководитель федерального лицензионного центра Росстроя Александр Толкачев. — Именно соответствие квалификации работников отрасли современным стандартам позволяет обеспечивать высокий уровень качества и безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений, а также при инженерных изысканиях.

В условиях резкого увеличения объемов жилищного строительства, возведения технологически сложных строений и объектов с массовым пребыванием людей это особенно важно.

Вывод один: не создав нового инструмента контроля, нельзя разрушать проверенный временем, эффективно действующий механизм государственного регулирования, включающий лицензионный контроль строительной отрасли, которая во многом определяет и развитие экономики страны, и социальное спокойствие в обществе.

Инициатором отмены лицензирования стал Минэкономразвития России. Аргумент — введение новых методов регулирования и контроля, а также якобы имеющие место факты коррупции при получении лицензий.

Что касается новых методов регулирования, с ними все понятно. На сегодняшний день их просто нет и в ближайшие два года также не ожидается.

— Составить технический регламент — это не просто переписать старые СНиПы и ГОСТы, — продолжает Александр Толкачев. — За это время наука и производство ушли далеко вперед, появились новые материалы и технологии, строятся здания и сооружения гораздо более сложной конструкции, чем несколько лет назад.

Но до настоящего времени в строительной отрасли не разработан ни один (!) технический регламент. К тому же принятая Правительством России программа их разработки на 2004-2006 годы не охватывает всего комплекса технического регулирования объектов строительной деятельности.

Скажу больше. Чтобы эти регламенты действовали, необходимо разработать сотни стандартов и других нормативных документов с последующей их апробацией в процессе проектирования и строительства. А это длительный период. Именно от качественного уровня технических регламентов и сопровождающей их нормативной базы будет зависеть возможность качественного и безопасного проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также все виды контроля, включая лицензионный.

Причем в документах по стандартизации требования к качеству и безопасности продукции должны быть гораздо жестче, чем в технических регламентах. Особенно это важно для высотных и технически сложных зданий и сооружений, а также объектов, возводимых на территориях, где распространены неблагоприятные процессы и явления. В этом заинтересованы и производители, и потребители строительной продукции.

К мнению руководителя Федерального лицензионного центра стоит добавить и то, что введенный в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации является законом отложенного действия. Ведь заложенные в нем методы планирования, проектирования, экспертизы и контроля ориентированы на те же, несуществующие технические регламенты.

А какие бы то ни было формы и методы государственного контроля инженерных изысканий в этом Кодексе и вовсе отсутствуют. Таким образом, для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации также потребуются не десятки, а сотни новых нормативных актов, разработанных Правительством страны, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Плюс к этому совершенно новые нормативные документы по созданию механизмов контроля и экспертизы в строительном секторе, квалифицированной оценки профессионального и технического уровня организаций, задействованных в отрасли.

Только так можно заставить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечить должное качество выполняемых работ, а значит, и безопасность зданий и сооружений. Но разработка всех этих документов также потребует значительного времени. Мировая практика подтверждает: принятый закон начинает работать в полную силу через три, пять, а то и десять лет.

Что касается коррупции, то у депутата Государственной Думы Игоря Баринова свое мнение по этому поводу.

— В случае отмены лицензирования, на строительном рынке бесконтрольно появятся тысячи сомнительных фирм и индивидуальных предпринимателей, которые будут возводить тысячи столь же сомнительных с точки зрения качества строительства и безопасности эксплуатации объектов.

В погоне за получением строительных заказов пышным цветом расцветет коррупция, подкуп, недобросовестная конкуренция. Обычным делом станет уход от уплаты налогов и вывод капиталов в «тень». Я уже не говорю о таких очевидных вещах, как криминализация стройбизнеса, рост монополизации и многократное повышение травматизма.

В своем мнении депутат не одинок. В ходе подготовки и обсуждения законопроекта об отмене лицензирования в адрес различных ветвей федеральной власти было направлено свыше 700 обращений различных органов и структур, ведущих строительные и проектно-изыскательские работы во всех субъектах Российской Федерации.

Все они содержали аргументированные предложения в поддержку сохранения лицензирования в строительной отрасли. Даже опрос Минэкономразвития России, проведенный в начале этого года, подтвердил очевидное: свыше 95 процентов респондентов были против отмены лицензирования.

— Если через полгода или чуть больше мы не получим от правительства предложений по комплексному рассмотрению вопросов регулирования, саморегулирования и страхования строительной деятельности, то внесем поправку о переносе сроков отмены лицензирования, потому что это, как принято говорить сегодня, очень чувствительная норма, — отметил председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский.

— Лицензирование в строительстве необходимо отменить не с 2007 года, а с момента введения технических регламентов, — подвел итог споров Мартин Шаккум.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»