Данные Госторгинспекции и других контрольных организаций свидетельствуют: бракованный импорт сегодня составляет 50-80 процентов по многим группам товаров народного потребления.

Отчего так? Да много от чего. Не будем перечислять все то, что заставляет нас, россиян, потреблять, можно сказать, импортные отходы.

Остановлюсь на одной «заковыке» — на внесенной не так давно (по настоянию Минэкономразвития РФ!) в федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» новой статье. Таковая значится под номером 28 и предоставляет право выдавать сертификаты и осуществлять предотгрузочную инспекцию качества поставляемых в Россию товаров иностранным фирмам.

На практике это означает, что мы даем «отмашку» нашим закордонным коллегам действовать исключительно в их собственных интересах и практически бесконтрольно.

Кстати, в 80-е годы подобный эксперимент «проверки» качества импортных товаров за рубежом иностранными фирмами уже ставился. Например, к проверке качества обуви на ряде неблагополучных предприятий Австрии и Италии была подключена международная контрольная организация «Сосьете Женераль де сюрвейянс» (Швейцария). Однако процент брака обуви, поступающей с этих предприятий, не уменьшился, и контракты с ними пришлось расторгнуть.

Сторонники введения предотгрузочной инспекции товаров утверждают: эта мера является одним из эффективных средств борьбы государства против нелегального импорта. Что ж, данное утверждение можно было бы как-то понять и принять, если бы инспекции доверялись какой-либо государственной организации. Но их предлагается проводить силами частных компаний, в том числе иностранных! Выходит, иностранные фирмы будут инспектировать сами себя. Вдобавок все расходы лягут на плечи покупателей товаров. Неужели нашим властям не известно, что опыт подобного рода программ в ряде слаборазвитых стран уже привел к скандалам из-за коррупции?

Да, проблема недополучения бюджетом таможенных платежей весьма остра. По оценке МВФ, она составляет 6 миллиардов американских долларов в год. Но в 2004 году государственный бюджет по линии таможенной службы получил поступлений более одного триллиона рублей. А в 2005 году планируется увеличить эти поступления до 1,3 триллиона рублей — более 10 миллиардов американских долларов. Возникает вопрос: если таможенная служба России способна решать вышеозначенную проблему, то зачем нам нужна предотгрузочная инспекция?

Соглашение Всемирной торговой организации и Генеральное соглашение о тарифах и торговле по предотгрузочной инспекции в 1986 году было принято по инициативе слаборазвитых и развивающихся стран в целях содействия работе их таможенных органов ввиду слабой оснащенности и имевшей место коррупции. Подобными услугами обязательной инспекции пользуются 39 слаборазвитых и развивающихся стран, не имеющих собственной таможенной инфраструктуры.

В общем, приходится констатировать: реализация статьи 28 принесет России очередной экономический, политический и моральный ущерб, приведет к дальнейшему удорожанию стоимости товаров на потребительском рынке, обострит инфляцию в стране, а также расширит поле деятельности для коррупции и мздоимства. И неминуемо возникает вопрос: кому это нужно?

Представляется необходимым срочно переработать статью 28 указанного закона с учетом общенациональных и экономических интересов России. Проверка импортных товаров за рубежом должна проводиться специалистами российских организаций!

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»