В новом романе Александры Марининой «Городской тариф» опера с Петровки,38 — Анастасия Каменская и Юрий Большаков размышляют о природе коррупции в рядах милиции. «…В службе собственной безопасности МВД лежат дела на коррупционеров и пылятся. А почему? — Спрашивает у своего коллеги подполковник Каменская.

— Чего тут думать-то? — говорит Юрий. — Потому что команды «фас» нет. А без команды работать нельзя, можно без головы остаться.

— Ну правильно. — Вторит ему Каменская и развивает свою мысль. — А команды почему нет? Почему ее сверху не дают? Вон на каждом углу кричат о необходимости борьбы с коррупцией, комитет специальный создали, а команду «фас» не дают. Почему? Потому что нет политической воли. Декларации есть, а воли нет. А нет этой воли потому, что деньги, которые внизу берут, наверх уходят. Вот Афоня (бывший начальник отдела МУРа — прим. ред.) взял, на три кучки разделил: себе оставил, ребятам отстегнул и наверх подачку отправил. Наверху поднакопили за полгодика — и еще выше отправили. И дальше по цепочке. И так всюду, Юра. Поэтому наши генералы министер­ские сидят, молчат в тряпочку, дивиденды считают и никаких команд на настоящую борьбу с коррупцией не дают. Ребенку понятно»1

И, надо думать, такие диалоги за последние 15 лет звучали в служебных кабинетах всех государственных и силовых структур России. Причем сыщики Марининой указали лишь на одну причину — отсутствие политической воли у власти. Увы, причин гораздо больше. Здесь и отсутствие надлежащего государственного и общественного контроля. А это произошло не вдруг. Чтобы вершить «Великую криминальную революцию» (по С. Говорухину) в СССР уничтожили Комитет народного, а затем и партийного контроля. Лишив правовой основы общественность в лицее ее главных институтов, удалили с политической арены КПСС, Советы и принялись за профессионалов. Устранили из органов единомышленников Каменской — принципиальных, знающих и верных присяге специалистов. А то, что осталось от правоохранительной системы подпало под череду перманентных модернизаций. В итоге такой «селекционной» работы в органах остались преимущественно карьеристы, соглашатели, бесквартирные да необстрелянная молодежь. Развращенная, к слову сказать, образом жизни «новых русских», которых пиарят СМИ, полухудожественная литература, документальное, игровое кино, эстрада и т.д. А в результате мы имеем то, что имеем.

Позитивные изменения в ситуации, правда, все-таки намечаются. И политическая воля, судя по содержанию последнего президентского послания, есть. И надежда, судя по кадровым перестановкам в Генпрокуратуре РФ, появляется у общественности, жаждущей социальной справедливости и торжества закона. Но, подчеркиваю, это первые шаги.

В официальных сводках МВД РФ (на день написания этих строк) значится, что в январе-апреле текущего года милиция зафиксировала около трети (38,2%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления. Подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел выявлено 93,9 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 48,9%.Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 6,6 млрд. руб.

Подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел выявлено 10,4 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 5,4%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 15,8 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам — 19,1 млрд. руб.

На таком вот социально-экономическом фоне состоялся, как уже анонсировал «Хранитель», круглый стол на тему «Коррупция в России: шансы противодействия». Ведущий, председатель подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции в России Андрей Пржездомский, предваряя выступления коллег отметил, что Общественная палата РФ в ближайшее время выпустит специальные памятки… в помощь гражданину, у которого взятку вымогают, а также чиновнику, которому взятку предлагают. Инициатива эта, может быть, по своему хороша, но уж больно напрашивается сравнение про гору, которая родила мышь…

Впрочем, далее господин Пржездомский оказался более конструктивен в своих предложениях. Он резонно заметил, что оздоровление общества непосредственно связано с «кадровой работой». Мы наблюдаем удручающую картину становления целой индустрии формирования кадрового потенциала власти путем лоббирования, которое сопровождается классическими атрибутами коррупции: взятками и подкупом. О масштабах этой новой «отрасли» остается только догадываться. Последние события служат лишним доказательством того, что отсутствие эффективной системы, позволяющей своевременно поставить заслон на пути проникновения во власть нечистых на руку людей, приводит к снижению ее авторитета. Вместе с тем в органах власти немало инициативных, преданных интересам страны людей. Но система, в которой они оказываются в зависимости от слабых в профессиональном отношении, пренебрегающих нормами морали и права «руководителей», заставляет их затаиться, «не высовываться», что также пагубно сказывается на потенциале госслужбы.

Кто-то из мудрых сказал: «Демократия — это процедура». В нормальном обществе должна быть жесткая процедура формирования кадрового потенциала власти, предусматривающая правовые и организационные барьеры от проникновения к заветным рычагам управления людей своекорыстных. Именно в этой области и лежит корень проблемы коррупции.

Как отметили в своих выступлениях Герой Советского Союза Г.Н.Зайцев, депутаты Госдумы РФ: первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции М.И.Гришанков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности В.И.Илюхин, член ЦИК России В.И.Лысенко, старший прокурор Главного управления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции Генеральной прокуратуры России, член подкомиссии М.Л.Турянская, эксперт Госдумы РФ, генерал-лейтенант милиции, член подкомиссии В.Н.Булгаков, путь преодоления коррумпированности российского общества они видят в изменении сознания граждан.

Хороший посыл. Но оно, общественное сознание, жаждет и очень давно перемен в борьбе со злом. Перемен не на словах, а на деле. Риторический вопрос, но он регулярно возникает. Почему депутаты Госдумы отказались узаконить норму о декларации госчиновниками их доходов и доходов членов их семей… Чей интерес опекает депутатская нерешительность? И подобные вопросы в тот день звучали, но…

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с правоохранительными учреждениями протоиерей о.Димитрий (Д.Н.Смирнов) подчеркнул значение нравственного воспитания граждан.

Парламентарии и члены Общественной палаты РФ также предложил воспитывать в обществе антикоррупционный дух и, прежде всего, воспитывать его в представителях журналистской профессии, с тем, чтобы они «воспевали не криминал, а героев, наших комиссаров Каттани, которые, жертвуя здоровьем и семьей, борются с коррупцией». Наряду с этой мерой, подкомиссия выдвинула предложение бороться с коррупцией с помощью административных регламентов.

Так, член Общественной палаты Григорий Томчин подчеркнул, что любое действие государства по отношению к гражданам необходимо рассматривать как услугу гражданам, поэтому порядок предоставления таких услуг должен быть полностью прозрачен. «Гражданин не знает, в каких случаях ему справку чиновник даст, а в каких — нет. Если у него будет перечень отказов, в соответствии с которым чиновник имеет право эту справку не дать, то мы имеем возможность контролировать деятельность любого чиновника» — пояснил он. «Если мы начнем рассматривать такой регламент и передачу обществу избыточных функций государства, это станет действенной борьбой с коррупцией», — добавил Г.Томчин.

Кроме того, члены подкомиссии намереваются проводить антикоррупционный мониторинг кадровой политики государства, а также заняться повышением коррупционной устойчивости российских законов, в частности проведением общественной антикоррупционной экспертизы законодательства. К примеру, депутаты Мосгордумы, по словам А.Пржездомского, уже согласились провести подобный эксперимент с городским Административным кодексом. Старший прокурор Генпрокуратуры Марина Турянская отметила рост преступлений, связанных с коррупцией, профессор Академии управления МВД России Петр Скобликов высказал предложения по выработке идеологии противодействия коррупции.

С интересом восприняли присутствующие выступление президента Российской криминологической ассоциации Азалии Долговой. Член подкомиссии Владимир Булгаков выступил с предложением организации общественных проверок госструктур на предмет коррупционности. Кроме того, члены подкомиссии Общественной палаты РФ намереваются проводить антикоррупционный мониторинг кадровой политики государства, а также заняться повышением коррупционной устойчивости российских законов, в частности проведением общественной антикоррупционной экспертизы законодательства. К примеру, депутаты Мосгордумы, по словам А. Пржездомского, уже согласились провести подобный эксперимент с городским Административным кодексом.

Наш коллега, шеф-редактор журнала «Человек и закон» Анатолий Чембаев выступил с инициативой проведения Всероссийского конкурса «Стоп коррупция» среди журналистов и средств массовой информации. В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты Мария Большакова, Сергей Лазуренко, депутат Госдумы Владимир Мединский. Участникам круглого стола были продемонстрированы сайт подкомиссии, электронная версия базы данных «Реестр коррупционных ниш». В разговоре с главным редактором сетевого журнала «Территория жизни» Д.Е.Галочкиным, представители Общественной палаты подчеркнули , что без гласности и систематического информирования граждан победить коррупцию невозможно. Поэтому информационная поддержка таких влиятельных и компетентных изданий, как «Территория жизни» и «Хранитель» более чем кстати.

На снимке: круглый стол в «Александр Хаусе».



1 Маринина А. Городской тариф. М.: Эксмо, 2006. С. 162-163.