Подготовлен документ депутатами трех фракций: «Единая Россия», КПРФ и «Родина». Наш парламентский корреспондент беседует с одним из авторов законопроекта Анатолием Грешневиковым, заместителем председателя думского Комитета по экологии, членом фракции «Родина».
— Позвольте вначале, Анатолий Николаевич, вопрос личного характера. Вы в Государственной Думе ведаете проблемами экологии. Почему вдруг стали соавтором законопроекта, который не имеет прямого отношения к вашим непосредственным занятиям?
— Ошибаетесь. Вопрос, поставленный в документе, о котором разговор, имеет самое прямое отношение и к экологии. Поэтому я и занялся им. Дело в том, что иностранные спецслужбы, в первую очередь Соединенных Штатов Америки, используя деятельность российских экологических организаций, финансируемых из-за рубежа, собирают и закрытую информацию о запасах, состоянии, добыче в России полезных ископаемых. Факты на сей счет у нас неопровержимые.
— Вы хотите сказать, ведут экономическую разведку? Такое утверждение следует, согласитесь, подтвердить фактами.
— Пожалуйста. Поговорим о Каспии. Я подробно изучал проблему Каспийского региона. Под воздействием США, на их средства была разработана так называемая Каспийская Экологическая Программа (КЭП). Итог? Американцы объявили Каспийский регион сферой своих национальных интересов.
— Представляете, где Каспий и где США. Каспий это внутреннее море нескольких прибрежных государств. При чем тут, спрашивается, Соединенные Штаты? А притом, что регион этот чрезвычайно богат природными ресурсами. И сегодня американцы знают тамошнюю ситуацию досконально во всех ее аспектах. А ведь по идее должны были заниматься только оказанием помощи в изучении состояния ситуации в экологическом аспекте. И кто им пособил здесь? Наши чиновники, получающие от США хорошие деньги якобы исключительно на те или иные научные изыскания. За четыре года им перепало от Вашингтона около 20 миллионов долларов.
— Простите, Анатолий Николаевич, а сама Каспийская Экологическая Программа, о которой Вы упомянули, чем конкретно не устраивает вас? В конце концов, деньги давались на ее разработку. Может с ней все в порядке?
— Если бы! Кстати о деньгах. Американцы широко рекламировали «портфель приоритетных инвестиций» в КЭП. А он пуст. Что касается программы, в ней не содержится никаких предложений о сотрудничестве КЭП с прикаспийскими странами в организации контроля над деятельностью нефтяных компаний в Каспийском регионе, равно как не содержится никаких механизмов долгосрочной ответственности компаний за ущерб, наносимый здоровью и жизни людей, уникальному и уязвимому биоразнообразию и природной среде Каспия. Не были предложены и меры, которые бы обеспечили сбалансированное и рациональное использование биологических и нефтяных ресурсов с точки зрения предотвращения экологических катастроф на Каспии. Не рассмотрены и аспекты долговременных негативных инерционных последствий для окружающей среды Каспия от деятельности нефтяных компаний, отсутствуют предложения по определению ответственности за наступление таких последствий.
— В итоге ни один из проектов КЭП не имеет существенного значения для решения проблем региона. Не представляют они интереса и для российской науки и практики, которые занимаются этими проблемами в течение многих десятилетий. Роль России по этим проектам сведена всего лишь к предоставлению нашим конкурентам необходимой им информации, а центр тяжести на формирование организационной структуры Каспийской Экологической Программы перенесен в Тегеран и Баку. Все это дает основания утверждать, что имеет место игнорирование прав России в Каспийском регионе, предусмотренных системой норм российско-персидских договоров 17-20 веков.
— И все же к разведке, тем более преследующей военные цели, все это не имеет, вроде бы, прямого отношения.
— А что скажете, если я сообщу Вам, что по результатам названных экологических исследований НАТО уже составило «Обзор экологических проектов на Каспийском море с целью выработки мер по планированию будущих действий в этом регионе»? А по результатам данного обзора был составлен «План действий НАТО в области исследований и практических работ в регионе Каспийского моря». Так-то вот!
— Возможно, вы скажете, что нет ничего удивительного, что НАТО занимается такого рода планированием; что и наши военные, наверное, тоже прогнозируют различные ситуации в разных районах земного шара. Наверное, планируют. Но зачем же разрешать нашим государственным служащим помогать американцам делать эту работу? Да еще и доллары в открытую за это получать. А мы сегодня разрешаем.
— Кстати, проект КЭПа не единственный в этом отношении. Евросоюз инициировал проект, целью которого является «подготовка рекомендаций по мобилизации и координации внутрироссийских усилий по решению проблем социально-экономического развития и охраны окружающей среды в Волжском бассейне». Представляете, какую интересующую Запад информацию могут там собрать о нас нашими же руками!
— Вернемся, однако, к главной цели нашего интервью. В чем суть подготовленного с вашим участием законопроекта?
— Вначале позвольте сказать еще несколько общих слов. Западные державы, учитывая трудное материальное положение наших специалистов в самых разных сферах жизнедеятельности, платят этим людям, чтобы те разрабатывали для них и по их конкретным указаниям те или иные проекты. Одновременно, используя трудности, которыми наградили Россию либерал-демократы ельцинской поры, Запад финансирует и общественные организации, и иные учреждения, а наши спецы сливают «благодетелям» всю требующуюся информацию. Даже самую закрытую. Больше того, при посредстве выделяемых средств создаются центры влияния Запада, через которые оказывается мощное давление на центральные и региональные органы власти, на широкое общественное мнение. Дошло до того, что под давлением лоббистов Запада стали приниматься политические решения.
— Здесь нужен пример, Анатолий Николаевич.
— Пожалуйста. Так был пролоббирован закон о совместных предприятиях, на основании которого начали осуществляться проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Только сейчас всплывает огромная вредность этих проектов, об этом заговорили все. А вспомните, с какой яростью защищал этот законопроект, при его прохождении через Государственную Думу лидер «Яблока» Григорий Явлинский!
— Так вот, суть нашего законопроекта положить конец этим безобразиям.
— И как на деле этого добиться? Кстати, на кого закон, будь он принят, сможет распространяться? На какие категории работников?
— На лиц, занимающих государственные должности в центре и в регионах, а также на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Мы, авторы законодательной инициативы, предлагаем «в целях обеспечения безопасности государства и для устранения возможного конфликта интересов» установить ограничения на занятие этими должностными лицами научной, преподавательской и иной творческой деятельности, финансируемой за счет средств других государств, международных и зарубежных организаций, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, говорится в проекте, таким должностным лицам запрещено состоять в органах управления, попечительских и наблюдательных советах и любых других органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также структурных подразделений, действующих на территории России. Исключение могут составлять случаи, специально предусмотренные международными договорами или законодательством страны.
— Позвольте два частных вопроса. Первый: вы написали книгу по экологии и издали ее в России. На Западе ваш труд нашли интересным и переиздали. Вам после принятия закона можно будет получить гонорар от западного издателя? Второй: видного столичного чиновника пригласили в Сорбонну или в Кембридж прочитать серию лекций — за деньги, естественно. Может он принять это предложение без опасения, что его за это накажут?
— Если я книгу решил писать сам, писал, что называется, на свои «кровные», никаких грантов для этого из-за границы не получал, заказов оттуда на книгу не было, — почему же не взять полагающийся гонорар? Что касается организуемых иностранными организациями лекций, то тут я солидарен с тем, как оценивает такое дело один из соавторов законопроекта Виктор Иванович Илюхин, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности. Он сказал в беседе с прессой: «Не секрет, что оплата таких лекций — это чаще всего скрытая взятка или подкуп наших чиновников иностранными государствами и спецслужбами, которые таким образом формируют свои группы влияния в России».
— И все же не очень ясно, кому можно будет получать те же гранты из-за границы, на какие цели? Театрам для постановок, музеям для организации выставок, Амурской области для охраны поголовья тигров, а где-то в Якутии на разведение белых журавлей — можно? И как в этих случаях: гранты брать только напрямую от коллег, или и через различные государственные и общественные организации?
— Можно и так, и этак. Хоть на сохранение дальневосточного леопарда, хоть на содержание футбольной команды в Тамбове… К слову, американцы, англичане, японцы дают немалые деньги как раз на сохранение наших тигров, леопардов и журавлей. И мы приветствуем это, пусть дают, но только не тем лицам, кто находится на государственной службе, не на личные их нужды. А все прочие получатели, пожалуйста, могут принимать деньги, но при этом и они должны будут приходовать их самым прозрачным образом, аккуратно отчитываясь перед соответствующими инстанциями, в том числе и налоговыми. И композитору можно будет брать деньги от зарубежных дарителей для поддержания творческой активности его любимой музыкальной группы. Но только чтобы деньги эти он использовал исключительно таким образом, а не передавал какой-либо политической группе. Вот что тут главное.
— Вы предвидите, что вам, я имею в виду соавторов законопроекта, здорово достанется от либеральной оппозиции? Готовы к обвинениям, что посягаете на элементарные свободы человека?
— Готовы! Пусть критикуют. Но должен предупредить: тут и станет ясно, кто из политиков живет за счет подачек со стороны, из-за кордона. Недавно я был за границей и нашел подтверждение, что некоторые наши политические партии получают там деньги.
— Назвать, какие, — не можете?
— Не хочу: по судам затаскают, работать будет некогда.
— А если все-таки кто-то из госслужащих нарушит предлагаемые вами правила, какие карательные меры предусмотрены? Очень суровые?
— Пока слабые. Я надеюсь, что в ходе обсуждения в Думе коллеги усилят их. Меры — я говорю об административных, уголовные не компетенция нашего законодательного акта, — должны быть такими, чтобы госслужащий, узнав о них, сразу расхотел бы получать деньги из-за рубежа.
— Последний вопрос. За рубежом есть законы наподобие того, что подготовили вы с коллегами?
— Прежде чем выносить на рассмотрение Государственной Думы свой законопроект мы, естественно, поинтересовались, какова ситуация в этой области за границей. В Соединенных Штатах, в Великобритании, во Франции… И выяснили, что почти во всех цивилизованных странах существуют специальные законы, запрещающие государственным служащим получать деньги от иностранных организаций. Тем паче от правительственных.
Беседовал Борис Кротков