— Это не чиновники, а черт знает что такое! — гремел с думской трибуны заместитель генпрокурора Владимир Колесников. — В нарушение закона иностранцам в первую очередь предоставляются сведения о детях, которых можно усыновить. При откровенном попустительстве Министерства образования и науки большинство иностранных представительств в 2004-2005 годах продолжали работать, имея просроченную аккредитацию…

Гнев представителя генпрокуратуры не был наигранным. Видимо, Владимир Колесников пришел в Госдуму не просто проинформировать депутатов о борьбе со злоупотреблениями и коррупцией в международном усыновлении. Похоже, он хотел всерьез предупредить кого-то в ведомстве г-на Фурсенко, что дальнейших безобразий слуги закона терпеть не будут.

— Минобрнауки не сподобилось лишить аккредитации хотя бы одно представительство, более того, разрешало аккредитацию без заключения МВД и МИДа. Что это за такая трогательная забота со стороны министерства? — метал громы и молнии представитель Фемиды. — А тем временем иностранными агентствами разработаны и открыто называются таксы на усыновление детей. Порядок цифр — от 15 до 80 тысяч долларов за каждое усыновление. Часть денег, естественно, идет на оплату услуг российских чиновников…

Столь же эмоционально Колесников рассказал депутатам, что генпрокуратура трижды обращалась к премьеру М.Фрадкову с просьбой навести порядок в международном усыновлении, в учете сирот, разработать для них социальные стандарты и принять ряд других мер.

Премьер всякий раз давал соответствующие поручения главе Минобрнауки А.Фурсенко и министру здравоохранения М.Зурабову. И всякий раз генпрокуратура получала отписки от замминистров А.Свинаренко и В.Стародубова. В заключение зам. генпрокурора предупредил:

— Вероятно, кто-то думает, что Генеральная прокуратура не может справиться с министерством и его чиновниками. Поверьте, можем. И я был бы очень счастлив, если бы генеральный прокурор поручил мне эту проблему, и с огромным удовольствием занялся бы ею. Мы и министра заставим отвечать, ведь речь идет не об отношении к документам прокуратуры, а об отношении власти к проблемам самой беззащитной части населения — к будущему страны…

Идея провести «парламентский час» на тему об усыновлении и пригласить представителя генпрокуратуры возникла после того, как в Америке разразился очередной скандал с убийством приемного ребенка из России. Газеты писали о зверской жестокости Ирмы Павлис, до смерти забившей усыновленного русского мальчика Алешу. Убийцу приговорили к 12 годам тюрьмы за «непредумышленное убийство».

Никого не могла оставить равнодушным и смерть 7-летнего Вити Тулимова. Его новые «родители» из Нью-Джерси заперли мальчика в подвале дома, где он замерз. Извергам дали 10 лет за «создание угрозы жизни ребенку».

Недавно на суде в г.Манассас (штат Вирджиния) 33-летняя Пегги Сью Хилт в деталях рассказала, как до смерти забила приемную двухлетнюю дочь Вику Баженову. Оказывается, свежеиспеченную мамашу «вывел из себя плач ребенка». Она бросила малышку на пол, била ее ногами и прыгала по ней. Ожидается, что приговор вынесут 25 мая. Выяснилось при этом, что девчушку хотели взять к себе три русские семьи, но у них почему-то не получилось…

Список жертв иностранного «великодушия» можно продолжать. Только по официальным данным, «усыновители» из США за последние годы забили до смерти 13 русских ребятишек. И о всяком таком случае мать-Россия узнавала из зарубежной прессы.

После каждой подобной драмы разгораются страсти: разрешать международное усыновление или запрещать? Его сторонники, в основном из числа правозащитников, говорят: «А ведь совсем неплохо, если сирота обретет за океаном маму и папу». Противники возражают: Россия уже вышла на второе место в мире по «экспорту» своих детей за рубеж. На первом — Китай. Так что давно пора отдать приоритет в усыновлении российским гражданам, как того и требует закон.

В самом деле, казалось бы, когда население страны из года в год уменьшается на 750-800 тысяч, а наши женщины все чаще отказываются рожать, каждый новорожденный должен быть на счету. Обласкан и взлелеян государством. К примеру, в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и, конечно, просвещенной Европы усыновление сирот иностранцами запрещено. Так в этих государствах борются за сохранение генофонда.

В общем, на эмоциональном и дилетантском уровне спорить можно сколько угодно, но что по этому поводу думают специалисты?

— По закону международное усыновление возможно лишь в случаях, когда ребенок болен и ему нужна срочная помощь. Или когда подыскать ему папу и маму в России невозможно, — пояснила зам. председателя Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Нина Останина. — Однако на практике из страны вывозятся в основном здоровые малыши — для этого в детдомах им придумывают несуществующие болезни. Конечно, за взятки. А инвалиды составляют 2-2,5 процента. В итоге за последние два года количество вывезенных иностранцами сирот — в подавляющем большинстве в США — превысило количество тех, кто обрел новую семью на родине. А всего по сравнению с 93-м годом зарубежное усыновление выросло в 4,5 раза, российское же, наоборот, уменьшилось в два раза.

Почему такой дисбаланс? Что, наши люди стали черствее, а американцы сердобольнее? Нет, конечно. Одна из причин — бедность большинства российских семей, когда и одного ребенка поднять трудно. Но главное — полное отсутствие государственной поддержки мам и пап, которые хотели бы взять ребенка из детдома. Нет, им в этом случае начинают платить, но из местного бюджета и… все те же смехотворные 70 рублей ежемесячного пособия.

Вообще, считают депутаты «женского» комитета Госдумы, пора менять всю государственную политику в отношении детей-сирот. Не столько строить детдома, сколько повышать жизненный уровень населения, оказывать помощь молодоженам, особенно жильем, увеличивать детские пособия, активно заниматься устройством сирот в российские семьи.

Действительно, содержание одного ребенка в приюте обходится государству от 10 до 15 тысяч рублей в месяц (если половину не разворуют). Так не лучше ли эти деньги отдавать усыновителям? Подобный опыт уже хорошо зарекомендовал себя в Калужской и Самарской областях.

Но, оказывается, против такой практики активно выступают чиновники Минобразования и науки, в ведении которых находится опека и попечительство.

Передо мной уникальный документ. Это записка от 9 сентября 2005 года председателя думского Комитета по делам женщин, семьи и детей Е.Лаховой на имя зам. руководителя Администрации президента В.Суркова. Вот что она пишет:

«Усыновление российских детей иностранными гражданами (международное усыновление) приобрело за последние 15 лет уродливые формы, пронизано коррупцией и сопровождается большими деньгами. «Цена на ребенка» составляет от 15 до 50 тысяч долларов США.

На территории России практически бесконтрольно «хозяйничают» иностранные агентства по усыновлению. Идет самая настоящая охота на наших детей и жесткое соперничество в этой сфере между агентствами по усыновлению различных стран (в первую очередь между США и европейцами), которые имеют огромные прибыли от усыновления российских детей. По неофициальной информации Госдепартамента США, до 50 миллионов долларов в год.

Все это происходит с попустительства Министерства образования и науки РФ и органов управления образования на местах. Российские чиновники способствуют распространению мнения о том, что «россиянам дети-сироты не нужны и их спасение только в передаче на усыновление в иностранные семьи цивилизованных стран».

При этом контроль за тем, кому мы передаем ребенка на всех стадиях усыновления, практически отсутствует. В результате наши дети попадают в иностранные семьи, где подвергаются физическому и психическому насилию… Дважды (в мае 2004 и сентябре 2005 года) на необходимость усиления государственного контроля за международным усыновлением Государственная Дума обращала внимание Правительства Российской Федерации. Но со стороны Правительства РФ никакой реакции».

Что противопоставить этой вольнице?

— Я считаю, нужно передать вопросы усыновления от Минобрнауки в специально созданный орган, — продолжает Нина Останина. — Во-вторых, необходимо заключать двусторонние государственные соглашения, которые позволили бы депутатам Федерального Собрания следить за судьбой усыновленных иностранцами детей. Кстати, я пыталась подготовить проект постановления Госдумы о введении моратория на усыновление для тех стран, где фиксируются факты насилия и жестокости в отношении наших ребятишек, в частности в США. Но наткнулась на жесткое сопротивление и в Совете Думы, и в МИДе…

Один из ярых противников моратория — министр образования и науки А.Фурсенко.

— Я буду оппонировать его сторонникам, — не раз заявлял он. — Мы должны учитывать интересы детей. Если ребенок не может найти в России себе семью и у него есть возможность получить хорошую и нормальную семью за рубежом, где о нем будут заботиться, то необходимо этому способствовать.

Обратили внимание на аргументы? Депутаты, общественность, генпрокуратура бьются за пресечение коррупции и наведение элементарного порядка в международном усыновлении, за законный приоритет российских семей. А в ответ раздаются сентенции о том, что сиротам-де нужна семья, и неважно, какая она будет — русская или иностранная.

И пока идет эта игра в глухие телефоны, криминальный бизнес на русских сиротах продолжается.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»