Не так давно, во время представления Федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 гг., глава Минздрава Михаил Зурабов как бы невзначай обронил, что четыре месяца назад усыновил двухлетнего мальчика. Однако новость не произвела ожидаемого эффекта. Председатель комиссии Общественной палаты по здравоохранению знаменитый доктор Рошаль раздраконил творение зурабовских чиновников, которые отпустили будущему России слишком мало денег.

— Представленный проект не решит проблему детской смертности, — заявил Леонид Михайлович. — Для этого требуется в двадцать раз больше вложений, чем предусмотрено. У нас всего 30 процентов детей рождаются здоровыми, а 70 — с различными патологиями. К тому же показатели младенческой смертности министерством занижены вдвое.

После развернувшейся дискуссии программу вернули на доработку.

На фоне этого скандала и новости об усыновлении Зурабовым мальчика другие пассажи из речи министра члены кабинета пропустили мимо ушей. На что, похоже, и был расчет. Ведь, как говаривал незабвенный Штирлиц, запоминается всегда последняя фраза. А между тем глава Минздрава впервые рассказал о механизме выплат «базового материнского капитала» в 250 тысяч рублей, какими президент В.Путин предложил поощрять женщин за рождение второго ребенка. И если бы министры уловили суть новации, вопросов к ее автору было бы еще больше.

Надо ли говорить, что та изюминка президентского Послания Федеральному Собранию вызвала в стране огромный резонанс? Как модно ныне говорить, стала хитом сезона. Я тогда находился в Брянске и видел реакцию родительской общественности. Правда, оценки высказывались не только восторженные.

— Почему с нами-то никто не посоветовался? — спрашивала молодая учительница Наталья Мальцева на собрании, посвященном обсуждению демографической программы президента. — Ведь рожать все-таки нам, а не политикам. Да и можно ли рожать по приказу? И кто сказал, что за эти 250 тысяч молодая семья кинется заводить себе второго малыша? Одного-то выходить при нынешней дороговизне и нашей учительской зарплате — и то проблема.

Реплика симпатичной женщины показалась мне несколько противоречащей общему настрою зала, и я посчитал нужным познакомиться с «возмутительницей спокойствия». На условиях изменения имени и фамилии («зачем мне такая слава?») Наталья Григорьевна (назовем ее так) согласилась поделиться своими сомнениями.

— Многие мои подруги считают: президента подставили. Стимулировать рождаемость, конечно, надо. Вон у нас в Брянске она в два с половиной раза ниже смертности. Но некоторые предложения Владимира Владимировича, по-моему, неэффективны, другие вызывают грустную улыбку из-за их наивности.

Кто же может подставить главу государства? Это, по мнению Натальи Григорьевны, в первую очередь господа М.Зурабов и А.Фурсенко, чьи министерства наверняка принимали участие в подготовке президентских предложений. «Ну, не может Владимир Владимирович все до тонкостей знать и про родовые сертификаты, и про детские пособия, — пояснила собеседница. — А уши обоих министров так и торчат».

Я поинтересовался: в каких же, интересно, абзацах?

— Да хотя бы там, где обещается повышение стоимости родовых сертификатов на 1-2 тысячи рублей. Как они могут стимулировать рождаемость, если предназначены вовсе не матерям, а женским консультациям и роддомам? То есть учреждениям того же министра Зурабова.

Наталья Григорьевна достала из папки «Российскую газету» с испещренным пометками Посланием Федеральному Собранию. Особенно заумным ей кажется то самое сенсационное обещание выплачивать за рождение второго ребенка «материнский капитал» в 250 тысяч рублей. Почему?

Она протянула газету, и я убедился: действительно, наличными счастливая мамаша не получит из этих денег ни гроша. Она лишь вправе либо направить капитал «на решение жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей, либо положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии».

— Смотрите, что получается, — начала загибать пальцы собеседница. — Во-первых, для получения права на использование своего «капитала» матери нужно ждать, когда сыночку или дочурке исполнится три года. А знает ли министр Зурабов, что первый год в жизни ребенка — самый трудный? И что комплект новорожденного стоит не меньше 20 тысяч? А матери государство собирается платить в три раза меньше — 6 тысяч. Сегодня такие цены, что прожиточный минимум малыша до одного года выше, чем призывника. Во-вторых, ничего не говорится про 70-рублевые ежемесячные детские пособия — как на них содержать ребенка до шестнадцати лет?

Переведя дух, женщина продолжила:

— Квартиру на четверых за эти 250 тысяч в нашем Брянске не купишь. Да и нигде в стране. Поэтому матери, родившей второго ребенка, прямо предписывается идти в ипотеку и брать кредит под залог будущего гнездышка, да еще под огромный процент.

По словам учительницы, знакомые сотрудницы из банка доходчиво растолковали ей с супругом: за 10 лет в виде процентов за кредит им придется выплатить стоимость почти еще одной квартиры. Вот и выходит, что «материнский капитал» предназначен не столько семьям, которые завели второго малыша, сколько ипотечным банкам. Его цель, как видно, затащить как можно больше людей в ипотеку, которая из-за своей непомерной дороговизны недоступна основной массе населения.

— А что значит «направить эти средства на образование детей», которое по Конституции должно быть бесплатным? — недоумевала учительница. — Выходит, нас ожидает уже и платное среднее образование? Но президент недавно вроде бы высказался против. Значит, авторы этой фразы имеют в виду платное высшее образование, куда нас всех заталкивают? Тогда получается, что счастливая мама сможет воспользоваться своим «капиталом» после рождения второго ребенка лет этак через 17-18, когда ему придет пора поступать в институт. А первого куда — в слесари и грузчики?

Да, прелюбопытная получается картина. В то время как мать, словно рыба об лед, будет биться, поднимая на ноги детей, предназначенный ей капитал полтора десятка лет будут прокручивать банкиры, извлекая для себя огромные прибыли. Что очень похоже на насмешку над простачками, поверившими в перспективу получения 250 тысяч.

Ну, а предложение молодым мамам ухнуть данную сумму в «накопительную часть своей собственной пенсии», по словам учительницы, и вовсе выглядит издевкой. Какое отношение это имеет к демографии? Какая мать в цвете лет будет думать о собственной пенсии, когда надо выводить в люди детей? Какая чудачка отдаст четверть миллиона в Пенсионный фонд без гарантии, что их там, по-президентски говоря, не «стырят»? Пенсионная реформа «по-зурабовски» провалилась. Фонд в долгах, как в шелках, а потому, видимо, кому-то не терпится залатать дыры материнскими деньгами…

После обнародования В.Путиным программы «сбережения нации» прошло уже некоторое время. Страна на тот момент, когда я пишу эти строки, уменьшилась еще на 150 тысяч человек. Напрасно общественность надеялась, что депутаты Госдумы оперативно разработают механизм воплощения президентских установок в жизнь и примут соответствующие законы. Ничего подобного.

М.Зурабов обнародовал на заседании правительства свой механизм выплат «материнского капитала». По его словам, с 1 января 2007 года эти деньги будут поступать на специальные счета в Пенсионном фонде (почему именно в это ведомство, которое раньше возглавлял сам г-н Зурабов, а не в Сбербанк, где они в виде процентов могли бы приносить хоть определенный доход семье?).

— После рождения второго ребенка, — растолковывал коллегам Михаил Юрьевич, — женщина должна предоставить документы в Пенсионный фонд, подтверждающие факт рождения, и 250 тысяч рублей будут зачисляться на ее индивидуальный счет. По истечении трех лет после рождения ребенка женщина сможет использовать эти деньги либо на приобретение жилья, либо на образование ребенка. В случае неиспользования этих денег в установленные сроки, они будут добавлены уже к пенсионному капиталу женщины…

Звоню в Брянск Наталье Григорьевне и прошу высказаться. В ответ слышу прочувствованный монолог:

— Теперь нам с мужем совершенно ясно, к чему вся эта идея со 250 тысячами рублей «материнского капитала». Нам кажется, что группа приближенных к господину Зурабову банкиров вместе с хозяевами Пенсионного фонда искали способ поживиться. Нашли. И решили преподнести его как меру по стимулированию рождаемости…

Вчитайтесь между строк, что сказал Зурабов, попросила Наталья Григорьевна. Ведь получается, что мамашу, родившую второго ребенка, по сути, под угрозой конфискации ее «материнского капитала» возьмут в клещи: или бери в банке кредит под огромные проценты и пускайся в ипотечное строительство, или твои 250 тысяч пропадут в Пенсионном фонде. Ну, а если у молодой семьи квартира уже есть — почему не отдать ей эту сумму наличными?

Кредит же в банке под нынешние 13-14 процентов, напомнила учительница, обернется тем, что за него за 10 лет семье придется выплатить стоимость еще одной квартиры. Вот такая получается «стимуляция рождаемости». Кто же на нее клюнет?

— Как сказал мой муж-офицер, — усмехнулась собеседница на том конце провода, — суть этой «заботы по-зурабовски» можно выразить по-военному: «Роженицы, стройся! В ипотеку шагом — марш!» Жаль, конечно, что так исказили идею президента…

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»