Первым делом - самолёты

В начале 1950 ЦРУ сместило акцент на технические способы добывания информации о военно-промышленном потенциале СССР. Особое значение придавалось разработке новых образцов летательных аппаратов и модернизации оборудования для аэрофотосъёмки.

Под руководством главного конструктора корпорации "Локхид" Кларенса Джонсона началось создание самолёта для ведения фото- и электронной разведки исключительно над территорией Советского Союза. Чтобы скрыть его истинное назначение, ему дали несекретное наименование U-2, означавшее "Utility-2"' (вспомогательный), а в документах американского разведсообщества он имел код "Idelist" (идеалист).

Ярым приверженцем идеи создания и использования U-2 в разведакциях против СССР был президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Он считал, что советский ядерный потенциал угрожает США и может однажды привести к повторению Перл Харбора, но с гораздо более трагичными последствиями.

... U-2 - гибрид одноместного истребителя и планера с турбовинтовым двигателем, установленным в задней части фюзеляжа. Его длина 14,6 м, размах крыльев - 29 м, их площадь - 62 кв.м. Титановый корпус покрыт специальной эмалью, которая препятствует обнаружению радарами.

Машины первого поколения имели максимальную скорость в 688 км/час; дальность полёта без дозаправки около 7000 км; практический потолок в 20,4 км. На этой высоте потребление горючего минимально, ввиду слабого сопротивления воздуха.

Аэрофотосъёмка проводилась камерой с 945-мм объективом, способной делать 4000 парных снимков полосы территории шириной в 200км и длиной в 480км.
По свидетельству специалистов, история мировой аэронавтики ещё не знала столь совершенного пилотируемого самолёта-разведчика.

Метеорологическая легенда прикрытия

Когда начались серийные полёты U-2, директору ЦРУ Аллену Даллесу пришлось поломать голову, как зашифровать шпиона перед мировой общественностью. Сохранить появление самолёта в тайне было невозможно: в период лётных испытаний его видели сотни глаз. В итоге было принято решение зарегистрировать U-2 в патентном бюро как гражданский научно-исследовательский планер, приписанный к Национальному агентству США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Вскоре в целях дезинформации в американских и западноевропейских печатных органах в разделе "наука" и "разное" появилось короткое сообщение об успешной фотосъёмке самолётом U-2 урагана над Карибским морем. Всеми своими гранями метеорологическая легенда прикрытия засверкала в мае 1960 года вслед за исчезновением U-2 над территорией СССР. Впрочем, благодаря Киму Филби, уже в 1957 году военно-политическое руководство СССР знало, для чего создан U-2 и чем он занимается в нашем воздушном пространстве.

Полёт в один конец

Впервые U-2 поднялся в воздух 1 августа 1955, а первый полёт над СССР совершил 4 июля 1956. С заданием сфотографировать Москву лётчик справился, после чего облёты нашей территории ЦРУ поставило на поток.

Наши газеты сообщали о единичных пролётах американских самолётов-разведчиков над территорией СССР. Неправда! В 1956-60-х U-2, будто по расписанию, составленному в ЦРУ, летали от Баку до Мурманска и от Владивостока до Калининграда. В ходе 24 облётов американцы отсняли наши ракетные полигоны Капустин Яр, Байконур, Плесецк. Однако войскам ПВО не удавалось наказать воздушных пиратов. Ракеты бесполезно уходили в небо, ибо поражающей способностью обладали только до 18 км, после чего теряли управление из-за разрежённости воздуха. Для наших истребителей U-2 был также недосягаем - его практический потолок на два километра выше.

...9 апреля 1960 U-2 безнаказанно вторгся в наше воздушное пространство и обнаружил вблизи Аральского моря строительство пусковой площадки для межконтинентальных баллистических ракет.

Когда об этом доложили президенту Эйзенхауэру, он приказал совершить контрольный облёт. Крайним сроком проведения операции назначил 1 мая, после чего полёты U-2 над территорией СССР должны быть прекращены. На время. Ибо на 16 мая была запланирована парижская встреча Эйзенхауэра, премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана, французского президента Шарля де Голля и Никиты Хрущёва. Затем должен был состояться беспрецедентный в истории взаимоотношений двух стран визит американского президента в Москву.

***


Согласно плану, капитан ВВС США Фрэнсис Гарри Пауэрс, взлетев 1 мая в Пешаваре (Пакистан) и преодолев 6060 км, - из которых 4670 км над территорией Советского Союза, - должен был через 9 часов приземлиться в Боджё (Норвегия). ЦРУ рассчитывало получить фотоснимки объектов, связанных с технологией запуска межконтинентальных баллистических ракет.

На случай вынужденного приземления на территории СССР Пауэрс имел так называемый пакет для подкупа - неизменный атрибут всех пилотов U-2. В нём находилось 7,5 тысяч рублей; несколько тысяч западногерманских марок, франков и лир; две пары золотых часов и два кольца; пистолет с приспособлением для бесшумного боя и (!) 250 патронов к нему; Л-пилюля - ампула с цианистым калием. Лётчикам вменялось применить её при пленении.

У Пауэрса Л-пилюлей служила игла, пропитанная ядом кураре. Её поместили в полую серебряную монету достоинством в 1 доллар. Монету он прицепил на браслет к часам, но так и не решился ею воспользоваться. В настоящее время монета выставлена в музее КГБ в Москве.

Дипломатический конфуз

Когда 1 мая Пауэрс в назначенное время не прибыл в Норвегию, в ЦРУ заподозрили неладное. В результате анализа радиоперехватов было получено подтверждение, что подразделение войск ПВО, дислоцированное в районе Свердловска, пыталось уничтожить какой-то самолёт. Срочно было созвано совещание Совета национальной безопасности. Прозаседав всю ночь, члены Совета пришли к выводу, что самолёт сбит и пилот погиб.

3 мая представитель госдепартамента в ходе пресс-конференции озвучил обкатанную редакцию легенды прикрытия: "Самолёт U-2 проводивший в районе советско-турецкой границы метеорологические исследования в высоких слоях атмосферы, сбился с пути. Пилот в результате нарушения кислородного снабжения потерял сознание, и неуправляемый самолёт угодил в воздушное пространство СССР. "

В заявлении особо подчёркивалось, что самолёт не принадлежит военно-воздушным силам США, а является собственностью НАСА.

...5 мая в 6.00 население СССР разбудил знакомый голос Юрия Левитана: "Внимание, внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаём заявление Первого секретаря КПСС председателя Совета министров СССР товарища Хрущёва Никиты Сергеевича!" В привычной манере Хрущёв сообщил, что советские ракетчики сбили самолёт-шпион, и осудил "американские агрессивные круги, которые с помощью провокации пытаются сорвать парижскую встречу в верхах".

В ответ США упрямо твердили о научной цели полёта. Заявление сделала дирекция НАСА: "Один из самолётов типа U-2, которые, начиная с 1956 года, занимаются научными исследованиями высоких слоев атмосферы, метеоусловий и направления ветра, пропал без вести во время полёта над территорией Турции в районе озера Ван. За минуту до исчезновения пилот успел сообщить по радио, что испытывает недостаток кислорода ".

6 мая Хрущёв вновь выступил по радио. На этот раз он заявил, что "лётчик живёхонек и не рыпается ". Добавил, что умолчал об этом намеренно, так как в противном случае американцы "снова сочинили бы какую-нибудь басню. "

Вслед за радиообвинениями Хрущёва в Белый дом из Кремля поступило официальное заявление, которое повергло американскую администрацию в шок: "Советское правительство на заседании Верховного Совета СССР сделало заявление, что пилот сбитого самолёта находится в Москве... Гарри Пауэрс дал исчерпывающие показания... В распоряжении советских властей имеются неопровержимые доказательства шпионского характера полёта... "

По единодушному мнению ведущих средств массовой информации США, ещё никогда в истории дипломатии американское правительство не попадало в столь обескураживающий конфуз.

...16 мая 1960 года Хрущёв прибыл в Париж, но отказался принять участие в конференции, так как Эйзенхауэр не принёс публичных извинений за пиратский полёт U-2. Разумеется, визит американского президента в Москву был отменён.

Герой поневоле
17 августа 1960 года в Москве в Колонном зале Дома союзов начался судебный процесс над Пауэрсом. Американскую сторону, кроме адвоката, на нём представлял опытный репортёр Си-би-эс Сэм Джафф. Перед отъездом в СССР он, жена пилота и его отец прошли инструктаж в штаб-квартире ЦРУ. На процессе они держались вместе и слышали, как Пауэрс, покидая зал суда, тихо произнёс: "Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолёт, я видел его собственными глазами. " Но лишь один - Джафф - придал значение брошенной мимоходом фразе. Профессиональное чутьё подсказало: за этими словами кроется тайна.

Вернувшись в США, Сэм Джафф начал собственное расследование причин и обстоятельств провала шпионской миссии Пауэрса, однако смерть помешала ему довести дело до конца.

...19 августа был объявлен приговор: 10 лет лишения свободы. Но уже 10 февраля 1962 Пауэрса и ещё двух американских шпионов обменяли в Берлине на нашего разведчика Рудольфа Абеля, находившегося в заключении в США.

По возвращении Пауэрса подвергли изнурительным допросам в ЦРУ. Нашлись руководители Управления, которые требовали возбудить против него уголовное дело за то, что он не применил ядовитую иглу и "болтал много лишнего на суде". И хотя в 1963 ЦРУ наградило Пауэрса медалью, тем не менее, наказание он всё-таки понёс: был досрочно уволен из ВВС. Позднее он устроился пилотом вертолёта в дорожную полицию. 1 мая 1977 погиб при исполнении служебных обязанностей.

...На странное совпадение даты славы и смерти Пауэрса - 1 мая - обратил внимание репортёр "Нью-Йорк Таймс" Майкл Р.Бешлос. Ко времени гибели Пауэрса, он уже несколько лет вёл расследование, начатое в 1960 Сэмом Джаффой. В некрологе, посвящённом Гарри Пауэрсу, Бешлос написал: "Капитан ВВС США Фрэнсис Гарри Пауэрс - человек, напрочь лишённый честолюбия и тщеславия. Он не более, чем хороший пилот, по воле ЦРУ совершивший, как минимум, четыре Поступка:
- спровоцировал скандал планетарного масштаба;
- сорвал встречу глав стран-победительниц во Второй мировой войне;
- способствовал освобождению легендарного советского разведчика;
-упокоился на одном кладбище с президентом Джоном Ф.Кеннеди. Некролог заканчивался вопросом в стиле парадоксов Оскара Уайльда:
"Неужели для того, чтобы попасть в историю, надо упасть с высоты 20
километров?

Откровения через 30 лет

С лёгкой... головы Хрущёва в Советском Союзе укоренилось мнение, что Пауэрса сбила ракета. Питая необъяснимую неприязнь к авиации, Предсовмина утверждал: "При наличии ракет авиация нам не нужна вовсе... А если и нужна, то лишь для парадов и почётных эскортов." Эту, заведомо провальную, идею внедрял в массы и его зять, по совместительству главный редактор газеты "Известия" Алексей Аджубей. В начале 1960 все издания ровнялись на него, "правофлангового" советской прессы, и в угоду политической конъюнктуре культивировали бредовую теорию о превосходстве ракет над самолётами.

Время расставило приоритеты по своим местам, но миф о том, что U-2 поразила ракета, прочно осел на полке истории и в людской памяти. Однако в начале 1990, когда о шпионском скандале и о Гарри Пауэрсе помнили лишь люди старших поколений, в одном московском издании появилась любопытная заметка. Она заканчивалась словами: "На Тамбовщине живёт и здравствует лётчик, прервавший 1 мая 1960 шпионский рейд американского самолёта над СССР."

Как М.Бешлос узнал о публикации и с чьей помощью разыскал Игоря Пентюкова, подполковника авиации в отставке, можно лишь догадываться. Зато доподлинно известно, что из Москвы он привёз аудио- и видеокассеты, которые помогли ему закончить книгу "Мауdау: Eisenhover, Khrushchev and the U-2 Affair", 1993 ("Первомай: Эйзенхауэр, Хрущёв и история с U-2 ", 1993). Расследование, начатое Сэмом Джаффом, через 30 лет завершил Майкл Р.Бешлос. Он разговорил Пауэрса и того, кто 1 мая 1960 "подрезал крылья" самолёту-шпиону.

Свидетельствует Пауэрc (из книги М.Бешлоса)
"...В 5 часов 56 минут я достиг границы (СССР) и, следуя инструкции, выключил радиосвязь, чтобы не быть обнаруженным средствами ПВО. Завершив фотосъёмку в районе Аральского моря, на высоте 68 тыс. футов взял курс на Свердловск.

Примерно в 25-30 милях к юго-востоку от Свердловска снизился до 60 тыс. футов, чтобы сделать серию снимков. Неожиданно надо мной возник русский истребитель. Я отчётливо видел красные звёзды на его крыльях. Через мгновение услышал громкий хлопок, какой бывает в момент преодоления самолётом звукового барьера, и впереди меня вспыхнуло шарообразное пламя. Я понял: это - сопло русского истребителя. Неведомая сила закрутила меня так, что я потерял ориентацию в пространстве, затем бросила самолёт вниз, а меня прижала к приборной доске...

...Я действовал, как робот, пытаясь удержать самолёт в горизонтальной плоскости... В течение нескольких секунд мне это удавалось... Но затем планер перестал мне подчиняться и вошёл в пике... На высоте 30 тыс. футов я понял, что не смогу воспользоваться катапультирующим устройством и привести в действие взрывное устройство, чтобы уничтожить самолёт, как то предписывала инструкция. Я открыл крышку кабины и отстегнул пояс. Центробежной силой меня до половины тела прижало к приборной доске, а вторая половина уже висела снаружи. Оказывается, я забыл отсоединить патрубки кислородной маски, они-то и удерживали меня. Немного погодя я всё же освободился от патрубков. Парашют открылся сразу, как только я покинул кабину. В это время я находился на высоте не более 20 тыс. футов...

...Я рухнул на вспаханное поле. Ноги по колено ушли в разрыхлённую почву. Я осмотрелся. Неподалёку лежали обломки самолёта. В силу конструктивных особенностей он спланировал и приземлился без моей помощи, а при ударе о землю развалился на части. В радиусе 20 ярдов валялись крышка кабины, специальные контейнеры, лопатки компрессорной турбины и просто куски металла, вырванные из корпуса...

...Не успел я прийти в себя, как меня окружили неряшливо одетые мужчины и женщины. В руках у них были топоры и вилы. Я догадался, что это - фермеры.
Они улыбались и хлопали меня по спине. Их восторг сменился агрессией, когда я дважды произнёс: "Iт атеricап!" Мне врезали пару оплеух и, поскольку я не мог самостоятельно передвигаться, волоком потащили меня в полицейский участок..."

Свидетельствует Пентюков (из книги М.Бешлоса)
"...После того, как 9 апреля 1960 американский самолёт-разведчик безнаказанно прошёлся над нашей территорией, командование ПВО страны основательнее подготовилось к его возможному появлению. Шестерых лётчиков - в их числе был и я, командир звена капитан Пентюков, - срочно переучили и посадили на новейшие сверхзвуковые высотные истребители-перехватчики СУ-9, прозванные "сушками".

30 апреля я и Евгений Шейко перегоняли из Красноярска в Барановичи две новые "сушки". На ночлег приземлились на промежуточном аэродроме под Свердловском. Утром передают приказ: "Готовность №-1". Я - в кабину "сушки". В 8 часов 55 минут по московскому времени на связь вышел генерал Вовк из Уральского военного округа и продиктовал приказ командующего ПВО страны маршала авиации Савицкого: "Высотную цель уничтожить любой ценой!"

Я отвечаю: "Так ведь мой самолёт без боекомплекта (без ракет), как же уничтожать?" В ответ молчание, затем слышу: "Ну что, капитан, обсудим приказ?!"
Другими словами, мне предлагают идти на таран. Шансов выжить - ноль! Понимаю, что имею право отказаться - не война ведь, в конце концов, когда с вилами на танки бросались... Но, с другой стороны, а вдруг этот американец с атомной бомбой на борту? Одна жизнь или сотни тысяч - чувствуешь разницу?!

Мысль придала сил и решительности. Говорю: "Наводите на цель, мать вашу! О жене позаботьтесь - на сносях она!"

На 20 км поднялся играючи. Как смог? А просто! Во-первых, у СУ-9 скорость по тем временам была невиданная, отсюда и динамический потолок мог иногда доходить до 22 км. Во-вторых, налегке шла машина - без ракет. В-третьих, температура воздуха была подходящей... В общем, стал сближаться с американцем... Чтобы протаранить. Смотрю, а это и не самолёт вовсе - планер-тихоход... А скорость у меня ни много ни мало - 550 метров в секунду, что раза в три-четыре больше, чем у него! Ну, я и проскочил над ним. Резко снижаюсь, а попросту, падаю с 20 до 18 км, чтоб атаковать планер снизу... Смотрю, а он стал заваливаться на правый борт и давай бочку крутить, да всё норовит носом клюнуть - сорваться в пике. Вдруг вижу, батюшки-святы, - ракета на меня летит! Наша! Тут вспомнил, что код "свой-чужой" мне утром не сменили... Локаторы меня и приняли за "чужого". Технике, ей-то что? Она - безглазая... Но увернулся, слава тебе, Господи! Потом, уже на земле, узнал, что по мне и по двум МиГам, которых подняли также, как меня, палили целых два ракетных дивизиона! В тех МиГах, кстати, сидели мои однокашники Серёжа Софронов и Самвел Айвазян... Им, как и мне, в суматохе забыли сменить коды... Немудрено, что Серёгу сбили... Да-да, ракетой... И ведь сбили не американский U-2, а наш русский МиГ-15...

Сейчас мы подошли к главному вопросу: кем или чем был сбит U-2? Я - нет, не сбивал! Нечем было - меня пустым выпустили на цель. МиГи не могли достать Пауэрса ракетами - они эффективны лишь на высоте до 18 км... Впрочем, как и ракеты наземного базирования... Те самые, от одной из которых мне удалось увернуться... Так кто же сбил? А никто! Планер после того, как я над ним промчался, угодил в поток выхлопных газов из моего сопла, попал в так называемую реактивную струю. На планере, каким и был американец, из неё не выбраться - движок слабый. А в струе воздушные вихри мчатся со скоростью 180 м/сек, плюс крутящий момент. Это - когда твой самолёт начинает безостановочно крутить бочку, переходя в пике, а ты сделать ничего не можешь, как ни стараешься... Именно это и произошло с американцем... Я тому свидетель - всё происходило на моих глазах... Только вот мои свидетельские показания... почему-то никому не были нужны! Наверно, так решили наверху: "Американский самолёт-шпион сбит ракетным дивизионом под командованием капитана Воронова, за что честь ему и звезду Героя на грудь! Всё - тема закрыта, к ней не возвращаться!"

Только вот, товарищи дорогие, есть одна нестыковочка... Если U-2 поразила ракета, то почему он целёхонький упал на землю?! Почему остался жив пилот?! Ведь в Серёжу Софронова угодила такая же ракета, но где он?! Где его труп?! Нет их... Потому, что и от Серёги, и от его МиГа только дым по ветру рассеялся..."

"...Дело Пауэрса, - отметил в послесловии Майкл Р. Бешлос, - как это обычно случается с делами такого рода, претерпело четыре стадии: шумиху, неразбериху, наказание невиновных и награждение непричастных... "