Некоторые публикации зарубежной прессы и закрытые архивы, рассекреченные в последнее время, свидетельствуют: фюрер отнюдь не собирался пасть «смертью героя» на развалинах столицы рейха. Планы бегства он вынашивал буквально до последнего. Однако как это совмещается с официальной версией о том, что Гитлер решил остаться в осажденном Берлине, чтобы разделить участь поверженного рейха? Еще до конечной стадии войны на подземном заводе фирмы «Юнкерс» в Дессау по приказу главы рейха был начат выпуск гигантских шестимоторных самолетов Junkers Ju-390 с дальностью полета свыше 8 тысяч километров. Один из них весной 1945 года даже совершил беспосадочный полет через Северный полюс в Японию. На аэродроме Рехлин к северу от Берлина постоянно ждал команды на взлет Ju-390, готовый к дальнему перелету.

    Как свидетельствует личный пилот Гитлера генерал-лейтенант авиации Ганс Баур (Hans Baur, 1897-1955), он обещал фюреру доставить его, куда тот пожелает, включая Гренландию и Северную Африку. В перечне предлагаемых Бауром районов доставки был даже такой далекий экзотический остров, как Мадагаскар. Трудно сказать, чем он руководствовался, предлагая в качестве маршрута спасения именно Мадагаскар. Ведь остров был тогда французской колонией, а метрополия к тому временем была полностью освобождена. После войны Баур заявил допрашивавшим его советским следователям, что мог эвакуировать фюрера по воздуху вплоть до самого последнего дня.

    В феврале 2004 года бывший штурман морской авиации 93-летний Эрнст Кёниг по настоянию своих друзей решился рассказать журналистам английской «Таймс» о дерзком плане нацистов вывезти своих уцелевших лидеров специальным самолетом в Гренландию. По словам Кёнига, для побега из Берлина собирались использовать огромные морские самолеты BV-222. В то время эта летающая лодка была самой большой в мире.

    Самолет, созданный немецкой фирмой «Блом унд Фосс», имел размах крыльев 46 метров, высоту 10,9 метра. Он мог взять на борт 92 человека с полной боевой выкладкой и лететь со скоростью 343 км/час. В воздухе BV-222 мог продержаться до 33 часов, а дальность его полета доходила до 7000 километров. Всего было построено 13 таких машин. 8 использовались для транспортировки техники в Северную Африку и перевозки раненых, остальные охотились за подводными лодками.

    Однако к началу апреля 1945 года, когда война уже близилась к финишу, на базе в Травемюнде (Travemunde), расположенном на северо-восточном побережье Любекской бухты, оставалось только три самолета. В те дни специалист по навигации гауптман (капитан) Кёниг получил приказ подготовить две летающие лодки к дальнему перелету. В доки Травемюнде доставили запасы, в том числе лыжи, палатки, сани, большое количество продовольствия. Для кого?

    Все стало ясно, когда Кёнигу приказали подготовиться к эвакуации 30 высокопоставленных нацистов, включая адмирала Дёница, которого позднее Гитлер назначил своим преемником. Именно он возглавлял «третий рейх» в его последние дни. Эти и другие нацистские лидеры должны были улететь из Северной Германии. Бывший штурман Кёниг считает, что план бегства высокопоставленных нацистских бонз разработал уже упоминавшийся генерал-лейтенант Баур.

     Правда, Кёниг утверждает, что Гитлер должен был остаться в Берлине. Руководителей рейха планировалось взять на борт в небольшой бухте севернее Киля и высадить в Гренландии, на датской территории. В ночь на 8 апреля 1945 года бомбардировка союзной авиации сорвала первую попытку. Два BV-222 были полностью уничтожены. Но от плана, по словам Кёнига, не отказались. Оставался еще один самолет, его тоже подготовили к дальнему рейсу. Снова были привезены необходимые припасы для погрузки на борт.

    Однако спустя две недели Гитлер объявил своим соратника: война проиграна, пусть пилоты сами позаботятся о себе. По словам бывшего летчика, эксперта по немецким морским самолетам Клауса Дитера Бродцига, когда Гитлер покончил с собой в подвале рейхсканцелярии в Берлине, возник план отправить в столицу маленький морской самолет – BV-138, созданный, кстати, все той же фирмой «Блом унд Фосс». Он должен был сесть на берлинское озеро Ванзее и забрать копию завещания фюрера. Полет был совершен 1 мая, на следующий день после самоубийства Гитлера.

     Пилот вылетел из Копенгагена, но не смог сесть на Ванзее из-за обстрела русскими танками. В Травемюнде, оказавшемся в полосе наступления одновременно и британских, и советских войск, готовили к вылету последняя гигантская летающая лодка BV-222. Но 2 мая 1945 года Эрнста Кёнига и его сослуживцев вызвали в штаб базы. Командир подразделения капитан Майерлинг объявил: война кончилась, все работы прекращены. Он раздал пилотам документы и отправил всех по домам. Согласно архивным документам, позднее американцы захватили последний BV-222 и переправить его в Америку.

     История, рассказанная бывшим немецким штурманом, заслуживает доверия, считает известный военный историк из лондонского Военного музея Терри Чармен. Тем более что детали рассказа Эрнста Кёнига вполне согласуются с показаниями, которые сообщили в свое время захваченные в плен высокопоставленные нацисты. «Архитектор Гитлера Альберт Шпеер, – подчеркивает Чармен, – также упоминал о попытке бегства в Гренландию, от которой фюрер отказался». Чармен добавил, что спецподразделение люфтваффе под командованием полковника Вернера Баумбаха (личный пилот Гитлера – Авт.), занимавшееся тайными спецоперациями, использовало в секретных полетах крупнотоннажную летающую лодку BV-222.

     Как свидетельствуют другие источники, Баумбах и его люди также были причастны к разработке плана бегства нацистской верхушки. Так мог ли Гитлер выбраться из бункера имперской канцелярии и покинуть осажденный Берлин? На положительный вывод наталкивает имевший место 29 апреля перелет летчицы Ханны Райч к фюрербункеру под сильным огнем советской артиллерии на маленьком самолете «Шторьх».

     Это был небывалый по дерзости перелёт в самое пекло осажденного Берлина. На последнюю встречу с Гитлером она летела над улицами Берлина буквально на высоте 2-3 метров и сумела приземлиться у имперской канцелярии. К тому же центральная улица Унтер-ден-Линден, ведущая к рейхстагу, была приспособлена для взлета и посадки не только маленьких, но и больших самолетов. На том же «Шторьхе» летчица пролетела до границы с Австрией и там сдалась в плен англоамериканцам. Опыт Ханны Райч свидетельствует: фюрер тоже мог покинуть обреченную столицу рейха на легкомоторном самолете. Ведь для Гитлера близ его последнего пристанища наготове стояла в небольшом подземном бункере группа учебных самолетов «Арадо» Ar-196.

     Второй, более просторный авиабункер, находился в парке имперской канцелярии. В доки Травемюнде доставили запасы, в том числе лыжи, палатки, сани, большое количество продовольствия. Но куда же реально мог взять курс самолет с Гитлером на борту? 16 января 1948 года в передовой статье газеты "Зиг заг", выходящей в Сантьяго, Чили, был опубликован сенсационный материал о том, что 30 - го апреля 1945 года с уцелевшей взлётной полосы аэропорта Темпелхоф в 16:14 вечера взлетел самолёт Arado- 234, пилотируемый Пtтером Бомгартом. На его борту находились Гитлер, Ева Браун, её сестра Гретель и несколько соратников фюрера. Что стоит за этой информацией и насколько она правдоподобна?

     Как известно, 30 апреля состоялась свадебная церемония Гитлера Евы Браун. Но это, как считают некоторые зарубежные авторы, могли быть и не фюрер и Ева, а их двойники. Не секрет, что у фюрера было несколько двойников. Но самой удачной его копией был некий Густав Веллер. Он был очень похож на Адольфа не только внешне – даже тембр голоса, интонации, жесты – всё совпадало. Когда «супруги Гитлер» уединились за массивными стальными дверями кабинета фюрера. Эсэсовец раздавил во рту «Евы Браун» ампулу с ядом. Затем был убит из пистолета Густав Веллер, одетый в форму Гитлера. Их тела специально оставили в кабинете: пусть все видят, что фюрер и Ева мертвы.

    Тем самым разработчики акции рассчитывали поскорее подтолкнуть к самоубийству Геббельса и его семью. А русские эти останки наверняка опознают. Шеф гестапо Мюллер, разработавший операцию с уходом верхушки «третьего рейха», реализовал ее до конца…

     Версии o смерти Гитлера буквально захватили воображение глав государств, руководителей спецслужб, высших офицеров СCCР, США, Англии и других стран. Непостижимо, однако, то, что на государственном уровне никто и никогда так и не сделал официального заявления о смерти Гитлера, Бормана, Мюллера. Это не сделано и по сей день. А тогда и сам Сталин не верил поступавшим ему сообщениям о самоубийстве нацистского вождя.

     Принимая 1 мая 1945 года советника президента Трумэна по национальной безопасности Гарри Хопкинса, будущего госсекретаря США, генералиссимус доверительно сказал: у него, Сталина, есть достоверные сведения о том, что поздней ночью 30 апреля Борман улетел из Берлина на маленьком самолете. Его сопровождали двое мужчин, один и которых был тяжело ранен, и женщина. В Гамбурге Борман поднялся на борт огромной подлодки и отбыл из Германии. Гарри Хопкинс на это никак не отреагировал, но обещал проверить по своим каналам. Они встречались ещё несколько раз, но вразумительного ответа Сталин так и не получил.

    Маршал  Г.К. Жуков, доложивший Сталину, что Гитлер мёртв, буквально через месяц с небольшим почему-то изменил своё мнение. Газета "Правда" 10 июня 1945 года опубликовала отчет о пресс - конференции маршала Г.К. Жукова. Александр Верт (1901-69), известнейший английский журналист и публицист, в войны корреспондент ряда английских газет и Би-Би-Си в СССР, поинтересовался мнением маршала о судьбе Гитлера. Жуков ответил: "Обстановка очень загадочная.

    Из найденных нами дневников адъютантов немецкого главнокомандующего известно, что за два дня до падения Берлина Гитлер женился на киноактрисе Еве Браун. Опознанного трупа Гитлера мы не нашли. Сказать что-либо утвердительно о судьбе Гитлера я не могу. В самую последнюю минуту он мог улететь из Берлина, так как взлётные дорожки позволяли это сделать". Был ли тогда Георгий Константинович искренен? Судя по всему, да.

     Опознанного со 100-процентной гарантией трупа Гитлера его люди и люди Берии так и не нашли. Бывшая переводчица отдела контрразведки «Смерш» 3-й ударной армии Елена Ржевсая (Каган) в своих воспоминаниях, изданных в 1961 году, упоминает об особой судебно - медицинской примете, а точнее – о физиологическом недостатке Гитлера, зафиксированном при вскрытия. Прямо этот изъян она не назвала, но уже тогда это не было секретом. Имелся в виду крипторхизм – отсутствие левого яичка. Однако в сохранившейся медицинской карте участника Первой мировой войны ефрейтор Адольфв Гитлера, дважды кавалера  Железного Креста, дважды лечившегося в госпиталях, об особой примете Гитлера ничего не говорилось. Уж кто-кто и германские врачи и в строгой призывной комиссии, и во время курса лечения это обязательно зафиксировали бы.

     Теперь о Еве Браун. Она всегда тщательно следила за своим здоровьем и внешностью. За зубами – не в последнюю очередь. Из своих 24 зубов запломбированы были только три. А у найденной смершевцами Евы Браун своих зубов было лишь 11, да и то в плохом состоянии. Тела подменили? Возможно, возможно… На Потсдамской конференции в 1945 году президент Трумэн спросил Сталина, действительно ли Гитлер мертв. Сталин ответил отрицательно.

     А бывший госсекретарь США Джимми Бирнс в своей книге «Говорю правду» пишет: «После одного из многочисленных совещаний Большой Четверки в Потсдаме американская сторона давала обед. Неожиданно Сталин поднялся со стула, подошел ко мне и очень доброжелательно сказал, что хочет выпить со мной. Под хрустальный звон наших бокалов я задал ему вопрос: "Маршал Сталин, что Вы думаете о самоубийстве Гитлера?"  Сталин ответил, что он жив. Убежал или в Испанию, или в Аргентину». В 1952 году крупный американский государственный и военный деятель генерал армии Дуайт Эйзенхауэр (1890–1969), без пяти минут 34-й президент США (20 января 1953 – 20 января 1961гг.) высказался по этой проблеме следующим образом: «Мы были не способны раскопать ни одного грамма материального свидетельства смерти Гитлера. Много людей полагают, что Гитлер сбежал из Берлина». А теперь сопоставим слова Сталина с теми фактами, которые стали известны уже в наши дни. Взятые в отдельности, они еще не служат аргументами или контраргументами, но в совокупности создают определенную картину. Или, по крайней мере, основу для серьезных размышлений.

     26 апреля личный пилот фюрера Вернер Баумбах, согласно приказу, вылетел в Барселону, имея на борту очередных двойников Гитлера и Евы Браун, нескольких эсэсовцев и дипломата из МИД «третьего рейха». Баумбах, судя по всему, совершал отвлекающий маневр. Тем временем Петер Бомгарт, пилот другого самолета, другого самолета с высокопоставленными нацистами на борту, пытался запутать возможных преследователей более сложным маршрутом. Он трижды менял направление полёта, прежде чем приземлился в аэропорту Тондерн (Дания). В тот день, 26 апреля, страна еще находилась под немецкой оккупацией. Там, как утверждает немецкий автор Алекс Фельдман, пассажиров ожидал новейший реактивный самолёт Messerschmitt Ме-332, специально оборудованный для эвакуации фюрера «в случае неблагоприятного исхода войны».

     Самолет благополучно миновал опаснейший участок через пролив Скагеррак, небо над которым беспрерывно барражировали истребители и торпедоносцы ВВС западных союзников. Но немецкий Messerschmitt-332 был недосягаем для их винтомоторной авиации и зенитной артиллерии. Через час на замаскированном аэродроме близ базы немецких подлодок в норвежском портовом городе Кристиансанд приземлился  невиданный доселе самолёт. По трапу спустились несколько пассажиров с закрытыми лицами.  У рубки на палубе одной из тридцати лодок из так называемого личного конвоя фюрера их ожидал капитан и боротые мряки в черных кожаных куртках. Гитлер, и его спутники, пишет Фельдман, разместились в специальном автономном отсеке для первых лиц рейха. При необходимости отсек, словно космический корабль будущего, мог отстыковаться от лодки и самостоятельно продолжить движение. Вскоре лодка на малом ходу покинула базу и погрузилась в свинцовые воды Северного моря. 

     После 18-дневного опасного переходя к Южной Америке субмарина из конвоя фюрера всплыла у берегов южной Аргентины. Прибывших, по словам Алекса Фельдмана, встречали руководители тайной организации ODESSA, занимавшейся переправкой нацистских партийных функционеров и эсэсовцев – генерал фон Аллен и штурмбанфюрер СС Швенд. Он контролировал все средства, поступавшие на тайные счета нацистов в Южной Америке. К слову, здесь немецкие колонисты приобрели около ста гектаров земли. Как тут не вспомнить слова гросс-адмирала Дёница, сказанные в 1943 году: «Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость». Прибывшие сели в поджидавшие их немецкие машины. Бросался в глаза роскошный «Майбах», на котором предпочитал ездить в фатерланде один из пассажиров… 

      А что говорят об этом латиноамериканские исследователи? Известный аргентинский публицист Абель Басти (Abel Basti, род. в 1956 году), прославившийся сенсационными исследованиями по истории нацизма, утверждает что Адольф Гитлер и Ева Браун после мая 1945 года долгие годы скрывались в Аргентине. В книге «Гитлер в Аргентине», вышедшей в свет в конце августа 2006 года, в канун очередной годовщины начала и окончания Второй мировой войны, Басти приводит свидетельства очевидцев, якобы встречавшихся с фюрером в различных точках страны. 

     Автор цитирует секретный документ ФБР, подтверждающий эту версию. Гитлер и сопровождающие его лица – всего не более 7 человек – высадились с немецкой подводной лодки в маленькой бухте Калета-де-лос-Лорос (южная провинция Рио-Негро) между июлем и августом 1945 года, пишет Абель Басти. Лодку, перевозившую главу «третьего рейха» Еву Браун и остальных, эскортировали две другие субмарины. После высадки на берег все три подлодки были затоплены. В годы Второй мировой войны немецкие субмарины не только заходили в аргентинские территориальные воды (впрочем, для специалистов это не является секретом), но и не раз причаливали к берегам Патагонии. При этом Аргентина и не пыталась вступать в борьбу с германским флотом. При помощи специальной аппаратуры было обнаружено, что до сих пор в вышеупомянутом районе патагонского побережья на глубине 30 метров покоятся три германские подводные лодки, занесенные слоем песка. Однако об их затоплении не упоминается ни в одном из архивов штаба ВМС и министерства обороны!

       Далее, утверждает Басти, Гитлер и Ева Браун отправились по маршруту, ранее проложенному по провинциям Кордоба, Буэнос-Айрес, Мендоса и Ла-Риоха Мартином Борманом, Йозефом Менгеле и Адольфом Эйхманом. В частности, они надолго задержались в поместье, принадлежавшем предпринимателю Хорхе Антонио (Jorge Antonio), одному из доверенных лиц аргентинского диктатора Хуана Перона. В селении Ла Фальда (провинции Кордоба) в доме Вальтера и Иды Эйкхорн (Walter, Ida Eicchorn), бывших финансовых агентов рейха в Южной Америке, долгие годы работала служанкой Каталина Гамеро (Catalina Gamero). Она до сих пор пребывает в здравом уме и твердой памяти. Сеньора Каталина рассказала Басти, как в 1949 году она прислуживала Гитлеру у Эйкхорнов. Кузен – так они в целях конспирации называли фюрера.

      «Кузен» перезванивался с супругами Эйкхорн до 1964 года, вплоть до кончины Иды. По словам Басти, якобы сохранилась даже переписка тех лет между супругами Эйкхорн и «Кузеном» и их совместные фотографии. Казалось бы, это козырь, который хорошо бы лег на стол, за которым сеньор Басти работал над своей книгой. Но каких-либо писем или хотя бы выдержек из них автор в своей книге не приводит. Поэтому гораздо большего внимания заслуживает приведенное Абелем Басти донесение агента ФБР, который работал садовником у Эйкхорнов. Суть донесения агента – после мая 1945 года супруги начали интенсивную подготовку к приему Гитлера. А в середине 60-х годов прошлого века Гитлер, по версии Басти, перебрался в соседний Парагвай под крыло диктатора Альфредо Стресснера, известного своим преклонением перед главой «третьего рейха» и пронанацистским «новым порядком». Там он якобы и умер в 1964 году.

       То есть если версия Басти и соответствует действительности, фюрер в любом случае уже почил в бозе… И каково бы ни было твое мнение, читатель, о приведенных выше фактах или версиях, символично то, что именно в далеком Латиноамериканском в ХХ веке пышным цветом расцвели правоавторитарные диктаторские режимы, подобные пероновскому в Аргентине, сомосовскому в Никарагуа, стресснерскому в Парагвае, пиночетовскому в Чили. В ряде этих стран доживают свой век последние из «коричневых могикан» – последователей нацизма, пригретых после войны местными каудильо, то есть фюрерами в латиноамериканском варианте.

Владимир Рощупкин.