Несмотря на огромные потери, резкое уменьшение численности авиации и бронетехники, переход к оборонительным видам вооружений, вермахт пока оставался отлаженной военной машиной. Не прекращались работы над созданием новых видов вооружений стратегического характера: ракет V (Фау), А-4, реактивной авиации, магнитных мин. Общеизвестно, что немцы были близки к созданию атомного оружия, но им не хватило ресурсов и времени для завершения работы.

    В 1945 году в рейхе был создан непревзойденный по тем временам проект новейшей океанской подлодки. Технические решения субмарины-ракетоносца не имели равных в то время: мощные аккумуляторы, торпедные аппараты нового типа, способные запускать несколько торпед и ракет одновременно. Кроме того, лодка обладала высокой скрытностью от средств обнаружения. Массовый выпуск намечался на май 45-го.

    Нельзя не сказать и том, что Германии впервые в мире был создан самолет с турбореактивными двигателями. Первый полет опытного образца самолета Арадо Ar-234 «Блиц» («молния») состоялся 15 июня 1943 года. Он стал первым серийным реактивным самолетом, которые применялись как разведчик, штурмовик-бомбардировщик, дальний бомбардировщик и даже как тяжелый ночной истребитель. Для взлета использовалась стартовая тележка, которая потом сбрасывалась а для посадки – убирающаяся направляющая в виде лыжи.

     Первыми серийными образцами реактивных «Блицев» были разведывательный самолет Аr-234В-1 и бомбардировщик Аr-234В-2. Всего было построено 210 машин обоих типов. Силовая установка этих самолетов состояла из двух турбореактивных двигателей Юнкерс-Юмо 004В, однако на трех из них были установлены двигатели BMW003A-1. Силовая установка Аr-234В-2 – из двух турбореактивных двигателей Юмо 004В-4 с тягой по 860 кг каждый. «Блиц» существенно превосходил по скорости любые самолеты авиации союзников. Его максимальная скорость составляла 750 километров в час на высоте 6000 метров. Практический потолок 11 700 м, взлетный вес 8400 кг, бомбовая нагрузка 1,5 тонны. Размах крыльев составлял 14,4 метров, длина самолета 12,7 м.

   В немногих воздушных боях, в которых использовались «Блицы», они безжалостно уничтожали самолеты противника. Но авиация западных союзников, обладая огромным численным превосходством, буквально выжигала немецкие города и аэродромы. Считается, что 22 «Блица» были уничтожены советской авиацией в апрельских боях за Берлин. Но часть этих самолетов с аэродромов Северной Германии и Дании перелетела в Норвегию. С какой целью?

   Приказ на перелет был отдан из Берлина с целью «продолжения борьбы». Ведь в Норвегии вплоть до конца войны находилась 350-тысячная боеспособная группировка вермахта. Сила немалая, если учесть катастрофические потери немецких войск в Германии от ударов Красной Армии. Кроме того, все ровные участки двухтысячекилометрового норвежского побережья еще в начале сороковых годов были утыканы «зубами Гитлера». Так назывались бетонные надолбы, которые, по замыслу немецких военных инженеров, должны были воспрепятствовать высадке десантов англосаксов. Эти сооружения, кстати, сохранились до наших дней.

    В стране подневольным трудом десятков тысяч русских военнопленных были проложены прекрасные горные дороги, которые и сегодня удивляют своим безупречным состоянием. Они предназначались для оперативной переброски войск в случае вторжения противника. Сам же Гитлер не раз говорил своим приближенным: «Норвегия – это наша последняя надежда».

    Но вернемся к реактивным бомбардировщикам «Блиц». По нашей просьбе историк авиации Ян-Петтер Хельгесен (Jan-Petter Helgessen) из города Ставангер прислал нам письмо, проливающее свет на судьбу, образно говоря, последней эскадрильи агонизировавшего «третьего рейха». Более подробно он пишет об этом в местной газете «Stavangar aftenblad» в одном из майских номеров за 2010 год.

    Итак, 5 мая 1945 года на аэродроме Сула (Sola) под Ставангером приземлились 18 «Блицев», немало озадачив персонал отсутствием пропеллеров и необычным внешним видом. В тот же день один самолетов – разведывательный вариант «Блица» – вылетел с разведмиссией в Англию. Сбить «Арадо»-234 англичане не смогли: он был недосягаемым для британских пилотов из-за невиданной скорости. Это был последний полет немецкого самолета над Туманным Альбионом в годы Второй мировой войны.

     После его возвращения на авиабазу Сула 10 машин остались там на боевом дежурстве. Экипажи все еще ждали важного приказа из Берлина. А 8 самолетов были переведены в резерв на другую авиабазу – Форус, в нескольких милях восточнее Сулы. Но через несколько дней контроль над обеими авиабазами захватили бойцы норвежского Сопротивления и британские парашютисты. Судя по всему, пилоты так и не получили особого приказа из Берлина: рейх к тому времени пал…

     Два «Блица» были отправлены на исследования и испытания в США и Англию. До сих пор один из них находится в коллекции Смитсоновского института в штате Мериленд. Все же остальные реактивные машины были уничтожены. Англичане для этого даже пустили в ход танки. Всего же, по подсчетам господина Хельгесена, после падения гитлеровской Германии в районе Ставангера оказалось около 100 самолетов люфтвафе! Так что упования фюрера на Страну фиордов как на «последнюю надежду» нацистов отнюдь не были пустым звуком.

     Какой же приказ ждали пилоты последней эскадрильи «третьего рейха»? Существует два мнения. Во-первых, «Блицы» были предназначены не только для «продолжения борьбы», но (по крайней мере один или несколько) для обеспечения прикрытия с воздуха эвакуации нацистской верхушки на подводных лодках из портов Германии и – главным образом – Норвегии.

      Во-вторых, такая эвакуация могла быть проведена и самими «Блицами». А доставить на север кого-то из фашистских бонз, в том числе и самого фюрера, можно было на маленьком самолете типа «Шторьх». На нем в последние дни «третьего рейха» под массированным огнем советской артиллерии у рейхсканцелярии сумела приземлиться известная летчица-ас Хана Рейч. Она предложила Гитлеру вывезти его из горящего Берлина на своем «Шторьхе».

     Личный пилот фюрера, генерал-лейтенант авиации Ганс Баур, уверял, что готов был доставить его хоть в Гренландию, хоть на экзотический Мадагаскар. Но тот, по официальной версии, отказался, чтобы «умереть в Берлине». Хотя есть упорные сторонники версии, что в Берлине на закате рейха ушел в мир иной не Гитлер, а один из его двойников. Эта карта якобы была очень четко разыграна. Тот же Баур, ранее уверенный в том, что он простился с настоящим Гитлером, находясь в советском плену, засомневался в этом. Осведомитель, подсаженный в камеру к Бауру, докладывал руководству Лубянки: «Обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор у Баура никаких сомнений не было в этом деле, а сейчас эта уверенность исчезла и он полон сомнений». (Цитата из рассекреченного архивного документа).

     А если бы реальный Гитлер согласился на бегство! На этот случай и были переправлены на две авиабазы в Норвегии реактивные «Блицы». Эти самолеты опередили свое время. Но они же и поставили точку в хронике последних усилий нацистского режима задержать наступившую агонию.

Владимир Рощупкин.