Эта всенародная катастрофа не только «открыла глаза» мирному советскому обществу на риск профессии подводника Страны Советов, но и приоткрыла занавес таинственности перед молохом огня и воды, главными врагами подводников. Еще тихо, да и то в отдаленных гарнизонах Заполярья и Дальнего Востока говорили о трагедии экипажей, случившихся ранее. А спустя два года, уже после августа 1991-го, почти в открытую стали вспоминать о том, что «Комсомолец» далеко не первая жертва «холодной войны» в океанских просторах.

    Появились работы о гибели экипажей «малюток» на Балтике, о катастрофах на Севере, о первых жертвах подводников в Средиземном, о перипетиях судьбы многострадальной «Хиросимы», она же, К-19 в Атлантике, о гибели «эски» под Владивостоком, и страшной аварии гвардейской К-56, о тайне пропажи лодки в Тихом океане, о мужестве подводников «четыреста двадцать девятой» у Камчатки, о судьбе первенца ракетостроения в Филиппинском море во время Олимпиады-80, о «первом Чернобыле», далее перечень мужества и трагизма был продолжен «Куском» на Севере, а затем и К-152, или «Нерпой» на Тихом океане. 

     Не остались без внимания происшествия на лодках, трагедии которых были не столь масштабными, но, все же были. Причем число погибших, с каждым годом увеличивало и без того скорбный список тех, кого навечно взяло море, но кого мы помнили, просто обязаны помнить.      Да и катастрофы с надводными кораблями и самолетами получили «право на гласность». Имя линкора «Новороссийск» уже в конце 90-х прошлого столетия вышло на страницы печати. Публично говорили о нелепой гибели БПК «Отважный» на Черноморском и такой же, МРК «Муссон» на Тихоокеанском. «Вышел из подполья» непонятный маневр «Сторожевого» на Балтике…

     Еще никто и слухом не слыхивал о большой беде Владивостока в октябре 1950-го.     И если говорить о мужестве, стойкости тех, кто отдал свои жизни на морских фронтах «холодной войны», то, видимо настало время назвать, если не имена, то хотя бы число членов экипажей подводных, надводных и воздушных кораблей флота, отдавших свои жизни во имя защиты священных рубежей.     Только при выполнении задач боевой службы, боевого дежурства и плановых мероприятий погибло в море, над водой и в морских глубинах 2270 моряков и летчиков. 2270 высококлассных специалиста сложили свои головы во имя Отчизны за время выполнения задач под водой, на воде и в воздухе над океанскими просторами. Много это или мало?!    

     Но, говоря об этом, отталкиваясь от даты – 7 апреля 1989-го хочется сказать, что, несмотря на провозглашенный лозунг «никто не забыт и ничто не забыто», остаются еще те события, которые у моих коллег получили нарицательное имя «Белые пятна истории». И, ведь и дата названа не случайно. Если кто-то считает, что «апрельская» календарная цифра «привязана» лишь к экипажу «Комсомольца», то он, мягко выражаясь, немного ошибается. Сорок лет назад 8 апреля 1970 года, в преддверии 100-летия со дня рождения вождя пролетариата в 22 часа 29 минут на АПЛ К-8 произошла беда, стоившая впоследствии жизни кораблю и 52 членам экипажа. Об этой катастрофе сказано, вроде бы, много, но именно о данной трагической дате, почему-то забывают в апреле.

    Гибель одного из первенцев советского атомного подводного флота стало еще одной жертвой «холодной войны». Вот поэтому, на мой взгляд, и стоит вернуться к этой теме, используя известное: «однажды, сорок лет назад»… На конференцию, которая пройдет в режиме вечера памяти, придут не только ветераны ВМФ и историки, но будут также члены семей погибших на К-8 и те немногие, кто остался в живых после той страшной катастрофы, первой катастрофы советской атомной подводной лодки. А также вспомним мы в этот день и о таинственно пропавшей «счастливой щуке», С-117.

http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11604857
ВСЕУКРАИНСКИЙ СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ-МАРИНИСТОВ
г. Киев, тел. 80503114734; 80673212502.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.