Массированные бомбардировки Кёнигсберга английскими самолетами 27 августа 1944 года и повторная совместная бомбардировка в ночь на 30 августа английской и американской авиацией того, что осталось не разрушенным в городе, поколебали веру Гитлера в магию чисел.

   В начале сентября 1944 года бургомистр Кёнигсберга лично доложил фюреру о том, что стало со столицей Восточной Пруссии. В ночных налетах участвовало примерно по 600 - 800 тяжелых бомбардировщиков англосаксов, несших по четыре или восемь зажигательных и фугасных бомб.

   Именно тогда, в Кёнигсберге, задолго до Вьетнама, союзники впервые применили в массовом количестве новейшее средство для уничтожения мирного населения крупных городов – напалмовые зажигательные бомбы. Это были бочки, заполненные загущенным газолином, то есть смесью бензина и керосина. Адская смесь поджигалась фосфорным самовоспламеняющимся запалом.

   Совместное применение обычных фосфорных, магниевых и напалмовых зажигательных бомб создавало такой жар, что сгорало все, а люди испарялись бесследно. А фугасные бомбы по одной, две и четыре тонны пробивали многоэтажные кирпичные дома до самых подвалов, где во время налетов прятались жители, и там взрывались, уничтожая и разрушая все в радиусе сотни метров.

   Американской и английской авиацией на Кёнигсберг было сброшено около 50 тысяч зажигательных бомб различного калибра, более 500 фугасных бомб среднего и тяжелого калибра. Трагической была смерть 200 мальчишек и девчонок, которых привели для спасения в кафедральный собор города, построенный еще в 1333 году. Фугасные бомбы разрушили его перекрытия, а зажигательные бомбы спалили все внутренние деревянные конструкции. Погибли все дети и взрослые, пытавшиеся укрыться в соборе.

   Но непостижимым образом уцелело каменное надгробие, под которым и по сей день лежит почетный гражданин Кёнигсберга известный философ Иммануил Кант. На памятнике не было ни одной отметины от осколков бомб и снарядов. Было чему удивляться...

   Еще больше пострадал сам город. Были разрушены здания всех банков, расположенные в центре города, а также выведен из строя основной жилой фонд. Так, из 350 тысяч жителей города почти 180 тысяч лишились крова. Правда, потери понесли и ВВС англосаксов: 88-миллиметровые зенитные орудия ПВО города сбили 10 бомбардировщиков, а подоспевшие летчики-истребители Берлинской зоны ПВО уничтожили еще 28 самолетов врага. Но потери противника – всего 320 человек и 38 самолетов - ни в какое сравнение не шли против потерь фатерлянда, - по существу, столица Восточной Пруссии была ликвидирована. В ней остались только многочисленные многоэтажные и многокилометровые подземные сооружения и ходы.

   Итак, для Гитлера 13 января 1944 года стало роковым числом. Хотя в то утро он ждал только хороших вестей с Западного фронта. Ждал вопреки тому, что американцы и англичане, оправившись от позора поражения в Арденнах, случившегося в декабре 1944 года, теснили танковые дивизии СС. Но фюрер надеялся на успех «панцерваффен». Ибо знал, что на танковых заводах рейха уже готовятся к отправке на Западный фронт эшелоны с новыми моделями танков «Тигр» и «Пантера». Испытания на полигонах показали, что скорострельные пушки этих машин могут расстрелять любой американский или английский танк с расстояния 2000 метров.

   Ожидал Гитлер 13 января и другой обнадеживающей вести − из Померании. Там, на ракетном полигоне Пенемюнде, штандартенфюрер СС доктор Вернер фон Браун и генерал-лейтенант авиации Вальтер Дорнбергер готовили к запуску гигантскую двухступенчатую ракету по проекту А9/А10 «Америка», способную за один час покрыть расстояние в 4800 километров и причинить сильнейшие разрушения в Нью-Йорке или в ином городе.

   Однако особый интерес фюрера как руководителя рейха к заботам немецких «сухопутных» ракетчиков объясняется и другим: в Берлине возлагали надежды на применение их достижений в ВМС. Почему?

   Необычные гости на ракетной базе

   В конце 1944 года на ракетной базе Пенемюнде появились необычные в этих местах гости - в черной форме германских подводников. Первыми заметили их постоянные посетители местного казино, где коротали вечера офицеры гестапо и сотрудники полигона. По установившейся в «третьем рейхе» традиции все посетители ресторана, кафе или казино при входе офицера-подводника в форме обязаны были встать и приветствовать его. Если при нем была дама, то следовало поднять тост за ее красоту, здоровье и благополучие.

   Однако прибывшие на ракетную базу подводники были без дам, поэтому скоро началась дружеская беседа офицеров - без формальностей и соблюдения этикета. По словам прибывших, у двух подводных лодок кригсмарине, возвращавшихся из похода к берегам России, в открытом море случились неисправности. Устранить их решили на местном судоремонтном заводе в поселке рыбаков Хернгсдорфе. Потом лодки собираются совершить заход на соседний остров Рюген, чтобы пополнить запасы провианта и горючего. Больше подводники ничего не сказали, хотя были уже достаточно навеселе от усердно подливаемого гестаповцами рома и шнапса.

   Но подводники прибыли на остров Узедом совсем с другой целью. Они выполняли задание по совершенно секретной программе, которую возглавлял создатель «оружия возмездия» Вальтер Дорнбергер. Речь шла о проведении опытно-конструкторских работ по проекту «Лафференце», согласно которому несколько подводных лодок рейха должны стать буксировщиками специальных контейнеров с установленными в них баллистическими ракетами, приспособленными для запуска из-под воды. С военно-технической точки зрения это были бы первые субмарины с ракетным оружием.

   Именно здесь, на ракетном полигоне, в обстановке исключительной секретности немецкие офицеры-подводники должны были освоить технологию транспортировки баллистических ракет в Атлантику, ближе к берегам США, подготовки и проведения пуска ракет в заданное время по утвержденным Гитлером целям.

   Первоначально предполагалось использовать баллистическую ракету по проекту А-4 Фау-2, работавшую на 72-процентном этиловом спирте и жидком кислороде. Из-за применения в качестве окислителя жидкого кислорода дальность подводного перехода была ограничена несколькими сотнями километров. Поэтому рассматривался более рациональный вариант ракеты примерно таких же размеров и дальности действия, но работающей на других компонентах. К тому времени на ракетном исследовательском полигоне были проведены глубокие научные исследования по использованию высокотемпературных компонентов топлива - керосина и азотной кислоты либо смеси четырехокиси азота с азотной кислотой.

   В дальнейшем решили заменить керосин веществом, изобретенным в Германии еще в 1915 году. Это был диметилгидразин. Правда, германские ракетчики столкнулись с очень серьезной проблемой: диметилгидразин оказался таким сильным отравителем, что от него пострадало много солдат и офицеров кайзера Вильгельма еще до того, как было принято решение прекратить работы с этим компонентом. Но через 29 лет диметилгидразин вновь был пущен в дело!

   Еще одним направлением в оснащении подводных лодок ракетным оружием была разработка баллистической ракеты на твердом топливе. За его основу была выбрана гомогенная, то есть однородная смесь перхлората аммония как окислителя и синтетического каучука в качестве горючего.

   Работы по обоим направлениям, как докладывали фюреру, продвигались весьма успешно, и если бы не январское наступление Красной Армии в Восточной Пруссии, то кто знает, чем бы закончились эксперименты по проекту «Лафференце» на полигоне острова Узедом! Добавим, что ракеты на твердом топливе могли буксироваться на дальность нескольких тысяч миль.

   ...Затишье на Восточном фронте вызывало в Берлине подозрение. Видимо, русские готовятся к тому, чтобы вновь начать наступление. По данным разведки, они понесли большие потери и сейчас залечивают раны. Но чутье подсказывало вождю рейха: русские могут начать наступление где-то в начале февраля. Главное, чтобы они не сделали это ранее 30 января 1945 года, когда фюрер и вся Германия должны торжественно отметить 12-ю годовщину победы Гитлера на выборах 1933 года. А к этой дате у него есть подарок ненавистным англосаксам. Уже разработан план, по которому 20 подводных лодок новейшего типа и 50 модернизированных субмарин должны выйти в воды Атлантики и вновь начать жестокую борьбу с транспортами американцев. Чтобы показать, кто хозяин в этих суровых водах, которые еще тысячу лет назад стали подвластны кораблям отважных викингов.

   Подводная война и ракета «Америка»

   Начав войну в 1939 году с 50 подлодок, Германия смогла построить 1000 новейших субмарин. Уже в самом начале Второй мировой войны, в сентябре 39-го, десятки торговых судов в Атлантике (общим тоннажем более 150 тысяч тонн) были потоплены немецкими подводниками. Строительство резко увеличилось после начала реализации плана «Барбаросса» – нападения на СССР летом 1941 года. В 1944 − 1945 годах подводные лодки составляли более 75 процентов общей численности боевых кораблей германского кригсмарине.

   Подводные лодки рейха оснащались самонаводящимися на звук и магнитные поля торпедами, средствами подводной радиосвязи на сверхдлинных волнах. С помощью шнорхеля лодки могли идти на дизелях в погруженном положении.

   Благодаря непрерывной работе всех судостроительных верфей на территории рейха, Франции и генерал-губернаторства Польши вместо каждой потопленной германской субмарины в строй становились три новые. Через каждые 13 лет проходила полная модернизация субмарин, сохранившихся после боевых походов к берегам России, Северной и Южной Америки.

   Но главной гордостью фюрера были моряки-подводники. Руководители рейха высоко ценили и отдавали высокие почести рыцарям подводной «волчьей стаи» (кстати, эти «рыцари» безжалостно топили и гражданские суда). В их числе – капитаны субмарин Вольфганг Лют (47 потопленных кораблей), Отто Кречмер (44), Эрих Топп (35), Гюнтер Прин (33), Иоханнес Мор (29) и другие. Все они были награждены рыцарскими крестами (с дубовыми листьями и без оных).

   Когда субмарина U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина потопила английский линкор «Ройал Оук», Гитлер прислал в Вильхельмсхавен свой личный самолет «Кондор». Он доставил подводников в Берлин, где они парадным маршем прошли по улицам столицы «третьего рейха». Гитлер вручал награды лично...

   Именно из-за немецких подлодок западные союзники потеряли торговые суда, доставлявшие в Англию и Россию миллионы тонн ценных грузов, отправили на дно 32 тысячи моряков. Правда, понесли большие потери и сами подводники германского кригсмарине: англосаксы потопили 870 подводных лодок, на которых погибло 27 тысяч матросов и офицеров. Но вместо погибших в строй становились лучшие сыны германского народа, проходя подводную подготовку в лучшей школе подводного флота рейха – на военно-морской базе Пиллау (ныне город Балтийск, Калининградская область). Именно оттуда скрытно, по экипажу, сейчас уезжают на свои базы выпускники школы вместе со своими преподавателями, чтобы совместно преподать урок американцам и англичанам.

   Полученное сообщение о внезапном начале наступления русских на Восточном фронте взбесило Гитлера. Теперь вся надежда была на то, что 30 января 1945 года ему удастся переломить ход истории в свою пользу и добиться победы сначала над американцами и англичанами, а потом вместе с ними − над русскими. Чтобы ускорить приближение победы, фюрер отдал срочное приказание повернуть железнодорожные составы с тяжелыми танками на Восточный фронт. Туда же он отправил снятые с Западного фронта отборные танковые дивизии СС, разгромившие союзников в Арденнах. Правда, Гитлер делал это с большой неохотой. Медлительность потом дорого ему обошлась. Еще в течение нескольких суток после 13 января он верил, что его доблестные танкисты все же пробьются к Антверпену и захватят так необходимые вермахту и люфтваффе сотни тысяч тонн бензина, запасенные союзниками. Но это не случилось и уже не могло случиться.

   Сообщения с Восточного фронта свидетельствовали, что русские движутся к сердцу Германии все же медленнее, чем им хотелось бы. Ранняя распутица, болота и мелколесье Восточной Пруссии, храбрость солдат вермахта, фольксштурма, войск СС не позволяли русской пехоте идти в полный рост; правда, русская авиация и артиллерия громила всё и вся.

   Были и хорошие новости: ракета по проекту А9/А10 «Америка» совершила успешный полет, хотя сбилась с курса и взорвалась где-то в водах Атлантики, у берегов Гренландии. Руководители проекта заверили Гитлера, что первые три серийные ракеты уже собираются на подземном заводе вблизи города Кракова и будут готовы к запуску на Америку не позже октября 1945 года.

   Русская водка для немецких подводников

   Хорошую весть сообщил и адмирал Рёдер, побывавший на выпускном балу нескольких экипажей подводников на базе Пиллау, недалеко от Кёнигсберга. Он сообщил, что и выпускники и преподаватели – все только и мечтают отдать свою жизнь за фюрера в боях с ненавистными англосаксами в водах Атлантики, Северного и Норвежского морей.

   Для поддержания боевого духа экипажей, готовящихся к решающей схватке, были сделаны роскошные по тем временам подарки. Так, к столу подавались только изысканные напитки – шампанское, коньяки и вина из Франции и Италии, сардины из Португалии, лосось и форель из Норвегии, копчености из Баварии. Повезло капитанам-цур-зее (1 ранга) – к их столу подали настоящую русскую водку «Столичная», за создание которой в 1943 году Сталин наградил руководство Московского ликеро-водочного завода Сталинской премией третьей степени. Кроме того, по сложившейся традиции, на балы были приглашены хорошенькие фройляйн и фрау из лучших офицерских публичных домов, прошедшие строгий медицинский контроль.

   Конечно, лучшие девушки и дамы доставались руководству и капитанам субмарин – то были дамы из публичных домов, ранее обслуживавших профилактории подводников на Средиземноморском побережье Франции. Несколько уступали им в манере поведения девушки из публичных домов вермахта и люфтваффе Варшавы и Кракова. Но все же самый лучший подарок подводникам сделал рейхсминистр и рейхсмаршал авиации Герман Геринг. Он отрядил дюжину девушек из публичного дома, предназначенного только для генералов, и из госпиталя приморского курортного города Раушен, что в 50 километрах от Кёнигсберга.

   Молодые моряки и морские волки вели себя на балах непринужденно. Казино на берегу залива, в котором проходили балы, считалось самым большим на побережье и самым комфортным местом для прекрасного времяпрепровождения моряков. Здесь можно было расслабиться, погорланить «Хорста Веселя» или послушать и посмотреть великолепную Марику Рёкк – героиню любимого всеми немцами фильма «Фрау моего сердца». Те же, кто уже побывал в боевых походах или повоевал на фронте, дружно пели свои любимые песни «Розамунда» и «Лили Марлен». Всем в тот вечер хотелось забыть, что идет жестокая война, что всех их в открытом море караулит смерть.

   Гитлер с большой надеждой ждал прихода последних дней января 1945 года – 30 и 31. Но развивающийся успех русских в Восточной Пруссии заставил его ускорить вывод экипажей из Пиллау на базы подводного флота в Киле, Бремене, Бременхавене, Вильгемсхафене, Гамбурге, Штеттине, Штральзунде. Делалось это скрытно, по ночам. Но все же в Пиллау оставалось около 4000 выпускников и преподавателей, огромное количество имущества и снаряжения. Пришлось согласиться с предложением командования вывести всех оставшихся одним рейсом гигантского океанского лайнера «Вильгельм Густлов». Первоначально он ходил с богатыми пассажирами в дальние круизы по теплым морям, а в годы войны стал базой отдыха передовиков трудового фронта в тылу. Рейсы длились всего неделю, ударники германского труда могли отдохнуть и даже загореть.

   Через минные поля

   Не знал в то утро Адольф Гитлер, что судьба готовит ему еще один удар, который разобьет его веру в магию числа 13. В то утро 13 января 1945 года на одной из баз подводников Балтийского Краснознаменного флота в узком кругу боевых товарищей отмечал свой 32-й день рождения капитан 3 ранга, командир подводной лодки С-13, ласково называемой самими подводниками «Тринадцатой эской», Александр Иванович Маринеско. Это был опытный командир, успешно проводивший свою субмарину из родных вод Балтики через немецкие минные поля.

   Правда, еще осенью 1941 года отважные подводники и морские пехотинцы Балтфлота совершили дерзкий налет на пост германских ВМС и добыли карты минных полей, где были указаны точные координаты 50 тысяч донных мин. Но одно дело знать, где стоят мины на якорях, по карте, другое – обойти их под водой. Не всем это удавалось. Около трех десятков подводных лодок не вернулись из боевого похода, подорвавшись на минах. Еще дюжина погибла в бою с германскими и финскими кораблями и самолетами противолодочной обороны.

   Но счастливчиком был Александр Маринеско, хотя для суеверных людей это было парадоксом: как могло везти человеку, который родился 13 января 1913 года! Хотя так могли думать все, кто не был посвящен в тайны нумерологии и астрологии, согласно которым такие люди наделены огромными возможностями. В обыденной жизни они спокойны, но в бою они могут нанести противнику невосполнимый урон. Но в Германии люди, посвященные в тайны черной магии и магию чисел, никогда об этом не распространялись. Да и сам Александр Маринеско этого не осознавал, порой удивляясь своей везучести.

   Фюрер торопил с отправкой «Вильгельма Густлова», но она по различным причинам откладывалась. Дело в том, что кроме 3700 подводников на борт лайнера хотели погрузиться сначала тысяча, потом две тысячи пассажиров. Но в итоге погрузились дополнительно 4500 человек из числа функционеров нацистской партии и администрации Восточной Пруссии и Померании, мечтавших поскорее выбраться из кёнигсбергского ада. Поэтому к трапу лайнера они рвались, таща за собой домочадцев, фамильные драгоценности и домашний скарб. Посадка растянулась на двое суток, которые оказались для судна, его пассажиров и подводного флота Германии роковыми.

   Темной ночью 30 января 1945 года гигантский лайнер водоизмещением более 25 тысяч тонн отошел от причала порта Данциг и направился в открытое море. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, особого беспокойства командир эскорта не ощущал: американцы далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за минных полей. Командир эскорта, как и капитан «Густлова», хорошо знал, что за годы войны русские потеряли на Балтике более 40 субмарин, примерно 1400 подводников, потопив десятки германских транспортов с углем, железной рудой и вооружением. Так что лайнер под надежной защитой, и ему ничего не угрожает...

   Расплата

   Но не знали в тот вечер командир эскорта и сам Гитлер, что на дне Данцингской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота С-13. Ее экипаж задыхался от нехватки кислорода, а капитан ждал наступления темноты, чтобы всплыть и дать возможность морякам надышаться чистым морским воздухом.

   Тринадцатая «эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Командир увидел громадное судно в сопровождении кораблей охранения. С-13 незамеченной некоторое время сопровождала лайнер. А затем, заняв выгодную позицию, тремя торпедами отправила его на дно вместе с грузом и пассажирами.

   Это произошло в 23.09. Тральщики бросились в погоню, утюжа глубинными бомбами бухту во всех направлениях. Лодка стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Потом говорили, что только чудо спасло С-13, которая после окончания атаки скрытно ушла в открытое море. Но только ли чудо? Да, был, и элемент везения, но главное, конечно, – высочайшая выучка экипажа и профессионализм командира. Александр Маринеско сам вставал у борта с трубкой и анализировал разрывы глубинных бомб: ближе – дальше, совсем радом…И соответственно отдавал команды на маневрирование.

   На следующий день берлинское радио сообщило о гибели лайнера «Вильгельм Густлов». Вне себя от ярости Адольф Гитлер кричал, что он занесет имя командира русской подводной лодки, потопившей лайнер, в список врагов рейха и своих личных врагов. А уже 9 февраля та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один крупный немецкий транспорт – «Генерал Штойбен». Все говорили о том, что Маринеско скоро станет Героем Советского Союза, если не сегодня, то завтра, в крайнем случае – послезавтра. Ведь С-13 под его командованием потопила лайнер, с которым, как потом у нас писали, ушли на дно 3700 германских подводников. Тем самым он отомстил за 1400 погибших подводников Балтфлота. Но хотя «эску» наградили орденом Красного Знамени, так случилось, что Александр Маринеско затем стал неугоден многим и попал в опалу. Как же это случилось?

   В ночь под новый, 1945 год подводная лодка С-13 стояла у причальной стенки в одном из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны. Командир лодки и несколько офицеров решили отметить новогодний праздник в ближайшем ресторане.

   Уже в самом начале трапезы все обратили внимание на то, что хозяйка ресторана, красивая молодая финка, не сводит глаз с командира. Это заметил и сам Александр Иванович Маринеско. Сначала он «упрямился», но под воздействием атмосферы новогоднего праздника он поддался чарам северной красавицы и отправился к ней домой. Но буквально за несколько часов до этого она разругалась со своим женихом. Может, на этом бы все и кончилось, но молодой человек обиделся и, узнав, что его пассия предпочла русского морского офицера, заявил об этом в советскую военную комендатуру.

   Рано утром сотрудники военной контрразведки Смерш явились на квартиру молодой соблазнительницы и увели с собой в известном направлении капитана 3 ранга. С этого начались большие неприятности в жизни Александра Ивановича. По словам шифровальщика подводной лодки С-13, смершевцы пытались получить от него «признание» в том, что его командир, капитан 3 ранга Маринеско А.И., якобы передал финской гражданке... секретные коды радиосвязи советских подлодок.

   Но шифровальщик не дрогнул на допросах и не стал наговаривать на своего командира. Более того, он сумел доказать абсурдность обвинений в адрес Маринеско. Да и сама финская героиня скоротечного романа настаивала на том, что ей ничего, кроме любви, не нужно было от русского капитана...

   Тем не менее нашлись завистники и злопыхатели, в том числе среди морских офицеров, которые стали распространять слухи, будто бы ничего геройского Маринеско не совершил, ведь война скоро кончилась. Непоправимым ударом стало для Александра Ивановича решение командования о снятии его с должности командира С-13 и понижении в воинском звании на две ступени. В конце концов героя-офицера уволили в запас.

   Думали ли те люди, кто решал судьбу Маринеско, скольким тысячам американских и английских моряков и пехотинцев экипаж С-13 спас жизни, нанеся непоправимый ущерб гитлеровскому подводному флоту? По большому счету это была действительно атака века. Такое наименование получила она в специальной литературе. И это отнюдь не преувеличение, если проанализировать стратегический аспект потери тысячи подводников (по немецким данным) для «третьего рейха». Ведь на конечном этапе войны Гитлер рассчитывал в какой-то мере изменить ход событий, сделав ставку на активизацию операций своего подводного флота против союзников. Для этого усиленно готовились кадры подводников, проводились испытания новой техники.

   В случае же краха нацистского режима роль «спасательного круга», в прямом и в переносном смысле, для главарей и элиты рейха отводилась субмаринам гросс-адмирала Дёница. А самого Карла Дёница фюрер перед уходом в мир иной официально назначил своим преемником. Примечательный факт: одну из лодок рейха англичане потопили … в августе 1945 года у берегов Южной Африки! Что делали лодки рейха уже после войны в далеких южных широтах – это уже тема для отдельного сюжета.

   Но вернемся к судьбе командира С-13. К сожалению, формально отнесся к решению «по делу Маринеско» и нарком ВМФ (впоследствии военно-морской министр и главком) адмирал Н.Г.Кузнецов. Правда, потом он искренне сожалел о своей ошибке. Хотя и с большим опозданием, но флотоводец признал, что «изумительный подвиг А.Маринеско в то время не был оценен по заслугам». (Позднее жизнь сурово обошлась и с самим Николаем Герасимовичем. В 1956 году его необоснованно отстранили от должности и тоже понизили в звании на две ступени – с Адмирала Флота Советского Союза до вице-адмирала).

   А Маринеско? Горькой была послевоенная его жизнь, к которой он так и не нашел себя. Людская зависть и злоба сделали свое черное дело, и он умер в безвестности от тяжелой болезни. Поразительно, но в фундаментальной пятитомной "Истории Великой Отечественной войны" о подвиге подводников С-13 и ее командира сказано всего тремя строками. А в Советской военной энциклопедии (в 8 томах, 1976 г.), и в энциклопедическом словаре (1986 г.) о Маринеско даже не упоминается!

   Однако остались боевые товарищи Александра Ивановича, с которыми он рисковал жизнью в морских походах; были просто честные люди, которые не могли равнодушно взирать на произвол бездушных чиновников с большими звездами на погонах. В конце концов справедливость восторжествовала. 5 мая 1990 года капитан 3 ранга Маринеско Александр Иванович был награжден медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

   О подвиге офицера Маринеско и его экипажа вдохновенно написал писатель-маринист Александр Крон; были поставлены художественные фильмы – в советское время и в 2006 году (правда, последний дочери героя, Татьяне, не понравился: больно уж киношники накрутили).

И если в грохоте и гаме

Чему-то уцелеть дано –

Пусть сбережет скупая память

Полынно-горькое вино.

Пусть дни и годы станут дымом,

Не расплещу вина, доколь

В нем слиты неразъединимо

Тревоги, радости и боль.

   Эти поэтические строки принадлежат моряку-балтийцу Алексею Лебедеву. Лейтенант Лебедев, командир рулевой группы подводной лодки Л-2, погиб 14 ноября 1941 года; его лодка не вернулась из похода. После гибели лодки в память о ее экипаже и о поэте однополчане в блокадном Ленинграде сумели издать книгу его стихов "Огненный вымпел". Давно известно, что поэты обладают обостренным чувством предвосхищения, предвидения событий. Нам кажется, что стихи Алеши Лебедева в чем-то перекликаются со строками биографии Александра Маринеско − полной и героизма и горечи, тревоги, радости и боли.

    В Калининграде в 90-х годах был создан «Комитет Маринеско». Люди, работающие в этой общественной организации, изучают и собирают свидетельства подвига отважного офицера и его экипажа. Направления исследовательской работы пересекли и границы европейских стран.

    Недавно за рубежом появились сообщения о том, что ряд организаций и частных лиц планируют организовать работу по изучению местонахождения «Вильгельма Густлова». На место предполагаемых подводных исследовательских работ пообещал приехать бывший помощник капитана лайнера. Хотя такие работы, как известно, требуют тщательного согласования в международно-юридическом плане.

    Так что поразительная история подвига С-13 и судьба ее командира сегодня, спустя почти шесть десятилетий после окончания войны, тревожит умы и память людей по разные стороны послевоенных границ.

Владимир Васильев,

Владимир Рощупкин.