20 лет назад от рук восставшего народа авторитарный правитель Румынии Николае Чаушеску. Этот скорее был главой жесткого авторитарного режима и держал страну и общество в ежовых рукавицах. По его этого любителя роскоши и комфорта в декабре 1989 года была расстреляна демонстрация в Тмишоаре. Последовавшее за этим восстание смело не только режим. 25 декабря Чаушеску и его жену Елену спешно казнили в пригороде Бухареста.

   В апреле 1998 года в Камбодже умер настоящий монстр, которого не без основания считают одним из самых кровавых правителей ХХ века. – Пол Пот. На его совести гибель двух с лишним миллионов человек. Все последние годы жизни он находился в бегах, в основном скитаясь по джунглям на границе с Таиландом. Мало кто верит, что Пол Пот умер своей смертью. Скорее всего его убрали свои же «верные соратники», вступившие в сговор с властями страны.

   Особый случай – глава военно-диктаторского режима в Чили генерал Аугусто Пиночет, правивший железной рукой 17 лет (1973-1990 гг.). По количеству жертв ему, конечно, до Пол Пота «далеко» − 3 тысячи погибших (по официальным данным), сотни бесследно исчезнувших и 300 тысяч людей, вынужденных бежать из страны. Уже после своей отставки Пиночет был взят под стражу в Лондоне и обвинен в убийствах, в том числе и иностранных граждан. После многомесячного разбирательства бывший чилийский диктатор был освобожден и улетел на родину. Чилийские прокуроры также несколько раз пытались привлечь его к ответственности, но под различными предлогами он умудрялся выходить сухим из воды. До самого своего ухода в мир иной, последовавшего 10 декабря 2006 года на 92-м году жизни…

   Показательная история панамского диктатора генерала Мануэля Норьеги, который также захватил власть в результате военного переворота. США обвинили его во всевозможных международных преступлениях и в результате молниеносной операции американской армии захватили в плен. Но вот в судьбе главы иракского военно-авторитарного режима Хусейна есть особые моменты.

   Казнь в штаб-квартире военной разведки и признание президента

   Три года назад, в предпоследний день 2006 года, иракские телеканалы сообщили новость, которая еще долго оставалась в центре внимания не только региональных, но и мировых СМИ. Диктор сообщил, что рано утром 30 декабря в Багдаде казнен бывший иракский диктатор Саддам Хусейн. Это произошло незадолго до наступления шести часов утра по местному времени. Новые власти страны привели в исполнение смертный приговор, вынесенный 5 ноября. Саддама признали виновным в расправе над жителями шиитской деревни Эль-Дуджейль в 1982 году после неудачного покушения на президента.

   Ряд информационных агентств сообщил, что приговор был приведен в исполнение на территории подразделения военной разведки в шиитском квартале Эль-Казымия на севере Багдада. В то время как в шиитских кварталах отмечали «двойной праздник» (разговение и смерть Саддама), сунниты поминали своего вождя и обещали отомстить за него. В тот же день в Багдаде, несмотря на беспрецедентные меры безопасности, было совершено несколько терактов. Американские войска в Ираке были приведены в полную боевую готовность…

   Саддама казнили в штаб-квартире военной разведки Ирака в Багдаде. Этот комплекс расположен в шиитском квартале Эль-Казымия на севере иракской столицы. Бывший иракский лидер Саддам Хусейн во время казни вел себя с достоинством. Он не пытался оказывать сопротивление и не просил пощады. Единственной предсмертной просьбой бывшего иракского диктатора было передать кому-то находивший в его руках Коран. На лице Саддама не было чувств раскаяния или сожаления. Бывший вождь отказался надеть колпак перед казнью и принять смерть с закутанной головой – ему только повязали вокруг шеи черный платок .

   Казнь президента Ирака Саддама Хусейна стала своеобразной местью действующего в Ираке в настоящее время шиитского руководства семье бывшего иракского лидера, всем его сторонникам, а главное, всем суннитам. Такое мнение выразил известный египетский политолог, эксперт по международным и межарабским отношениям Мухаммед Салям. «Здесь есть очевидный умысел: нынешнее шиитское руководство Ирака решило отомстить этим людям, лишив их самого близкого человека накануне самого главного мусульманского праздника, – сказал Саляма. -–Это несомненно противоречит не только мусульманским, но и общечеловеческим ценностям».

   Египетский политолог также отметил заметную роль, которую сыграло в казни бывшего иракского лидера командование коалиционных сил. «Коалиция, несомненно, координировала казнь и даже настаивала на ее выполнении. Особое удивление вызывает тот факт, что в большинстве стран, входящих в эту коалицию, смертная казнь запрещена, но при этом они активно поддерживали и даже оказывали давление на иракские власти, чтобы те как можно скорее казнили Саддама», - сказал Мухаммед Саляма. Чего после этого стоят призывы США к арабам о соблюдении права и свободы человека!

   Американские охранники тщательно обыскивали всех, кто присутствовал при казни, отбирая сотовые телефоны. Но каким-то образом высокопоставленным иракцам удалось пронести два мобильника и с их помощью сделать скандальную видеозапись всей этой неприглядной экзекуции. За океаном больше всего были недовольны тем, что весь мир увидел, как достойно вел себя Хусейн и как низко пали его палачи - шииты, не упустившие случая, чтобы сопроводить последние минуты его жизни непристойными оскорблениями. В помещении, где проводилась казнь, воцарился такой хаос, что присутствовавший там главный прокурор уже было собрался распорядиться об ее отмене.

   Тогдашний президент США Джордж Буш назвал факт казни бывшего иракского лидера «важнейшей вехой на пути иракской демократии». Но позднее Буш вынужден был сделать красноречивое признание: казнь Хусейна была похожа на убийство на почве мести.

   Почему они так спешили?

   По мнению большинства международных экспертов, в последнем тайме схватки с американцами Хусейн победил с подавляющим преимуществом. Он смело глядел в глаза своим палачам, чьи лица были закрыты масками, и с презрением спрашивал у них: «Разве так ведут себя настоящие мужчины?». Американцам была на руку казнь Саддама, поскольку они, как уже отмечалось, боялись его последнего слова. Наверняка багдадский вождь сорвал бы маску с Белого дома и рассказал бы о правилах той странной игры, которую он в свое время вел с Багдадом.

   Эксперты не перестают задаваться вопросом: нужна ли была казнь Хусейна? Ведь на фоне всеобщего хаоса, который царит в Ираке, многие соотечественники казненного вождя вспоминают и будут вспоминать его с ностальгией. Да, Хусейн виновен в преступлениях против собственного народа. Но у свершенной «справедливости» горький привкус. Приговор, согласно которому Хусейн был казнен, был вынесен лишь по одному из более чем десятка эпизодов обвинения. «Виновен!» - поспешал сказать суд. И не стал заниматься делом Саддама дальше.

   Так что этот подозрительно скорый суд не дал полную картину правления режима Хусейна. Безусловно, и гибель тысяч иракцев, и война с Ираном и Кувейтом во многом на совести экс-диктатора и осуществлялись либо по его приказам, либо с его молчаливого одобрения. Но в некоторых случаях это была лишь часть большой региональной игры.

   Это, в частности, вскрылось в конце декабря 2006 года в ходе слушаний по делу «Аль-Анфаль». Были оглашены приказы тогдашнего начальника генштаба Ирака Наззара Абдель Карима Фейсала, адресованные командующим 1-м и 5-м корпусами иракской армии. В них иракских офицеров нацеливают на «сотрудничество с турецкой стороной, согласно протоколу о взаимодействии». Детали «протокола» не разглашались. До сих пор официальных подтверждений сотрудничества Анкары с Багдадом в геноциде курдов не было. А если они всплывут? Ведь Турция – ближайший союзник США, и вряд ли Анкара не поставила в известность о своих планах Вашингтон!

   Зарубежные СМИ обращают внимание и на историю о том, как США вольно или невольно молчаливо согласились с нападением Ирака на Кувейт в 1990 году. Ведь Хусейн провел предварительно консультации с послом США в Ираке Эйприл Гласпи. (Об этом мы уже упоминали в нашей книге). Тогда госпожа Гласпи заявила, что США не интересуются пограничными спорами Ирака и Кувейта или, по другой версии, «внутриарабскими делами».

   Пограничный спор, однако, обернулся широкомасштабной агрессией. Для Саддама это стало началом конца. Он стал врагом №1 для Вашингтона, а ведь, казалось бы, американо-иракские отношения накануне кувейтской кампании были на подъеме. Только за несколько месяцев до нападения Ирака на Кувейт Багдад посещала делегация американских сенаторов, которая уверяла иракские власти в благосклонности Вашингтона. Заметим, что было это уже и после гибели шиитов в деревне Эль-Дуджейль, и после применения химического оружия против курдов. Неужели в Вашингтоне не знали об этом?

   Так что ответственность за содеянное Саддам, как и лидер любой страны, мог бы разделить со многими – не только внутри Ирака, но и за его пределами. Но в декабре 2006-го многие тайны вообще ушли с ним в могилу .

   И еще штрих. Буш знал о времени казни бывшего иракского лидера, однако саму казнь проспал. Как сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на пресс-секретаря Белого дома, Буш-младший находился на своем техасском ранчо и его бы обязательно разбудили, случись что-нибудь неожиданное. Но так как казнь Саддама Хусейна прошла «по плану», сон Буша решили не прерывать.

   В век высоких информационных технологий скрыть ничего нельзя, зато все можно исказить. Именно так случилось с Саддамом, который усилиями СМИ превратился из регионального диктатора в воплощение мирового зла, сражаться с которым не только не возбраняется, но и просто необходимо. Потом произошло обратное: американцы, сами того не желая, сделали все, чтобы возвести экс-диктатора в ранг мученика и заставить многих граждан не только Ирака, но и всего мусульманского мира относиться к нему как к герою.

   Уже идут разговоры о том, что «Саддама не казнили». Книга под таким названием стала бестселлером в Египте. Ее автор, писатель и исследователь Анис ад-Драниди, утверждает, что бывший иракский диктатор жив, как и его сыновья Удей и Кусей. Драниди опровергает заявления коалиции о проведении теста ДНК, якобы подтвердившего, что пленен и казнен был именно Хусейн, и утверждает, что повесили одного из двойников бывшего диктатора. Появилась и другая версия – Саддам умер еще в 1999 году, а его место занял опять-таки двойник. Этим, мол, и объясняется странная слабость и нерешительность диктатора во время войны. Похоже, подобные слухи утихнут не скоро, и это говорит о том, что его будут помнить еще очень долго.

   Прощальное письмо и политическое завещание

   Письма для своей семьи Саддам передал через братьев. А двухстраничное прощальное послание к иракскому народу появилось в Интернете еще за несколько дней до казни. В целом послание выдержано в спокойном ключе. Это, как отмечали психологи, характеризует Хусейна как бесспорно мужественного человека.

   Бывший вождь обращается к иракским шиитам и суннитам, начавшим истреблять друг друга вскоре после оккупации Ирака. В межрелигиозных столкновениях в Ираке Саддам обвиняет США и Иран. В то же время он призывает сограждан «не питать ненависти к оккупантам, поскольку ненависть не позволяет человеку быть справедливым, ослепляет и не дает мыслить». Нужно делать различие между простыми людьми и правителями, поучает автор послания. Саддам завершает его словами: «Мой преданный народ, я прощаюсь с тобой и вверяю душу Всевышнему. Аллах акбар! Да здравствует Ирак и наш великий народ!» .

   И наконец, надо сказать о стихотворном политическом завещании Хусейна. Оно написано в присущем ему цветистом восточном стиле, полно аллитераций и сложных подтекстов. Не всякому текст доступен для полного разумения. Удивительно, что некоторые свои стихотворения Хусейн по-дружески дарил американским солдатам, охранявшим его.

   Знатоки арабского языка интерпретируют завещание как победную песнь, песнь любви вождя к своему народу в момент расставания навек. Подобно речам Хусейна на суде, его стихотворное завещание – разговор с Историей, с будущим. Еще находясь у власти, Саддам говорил своим биографам, что его мало заботит прижизненная слава. Он хотел бы остаться в людской памяти лет, скажем, через пятьсот «гигантом истории». Неспроста Хусейн повелел, чтобы его имя или восьмиконечная звезда, символизирующая его имя согласно арабскому алфавиту, были оттиснуты на каждом десятом кирпиче, из которых слагался восстанавливаемый древнейший дворец Вавилона.

   Невероятно, но факт: любимой книгой Саддама была повесть американца Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»! И это несмотря на абсолютно лишенный цветастости сдержанный, лаконичный стиль автора. Саддам прочел «Старика и море» еще в молодости, кстати, тоже находясь в тюрьме. Повесть Хемингуэя привлекла его своей сквозной идеей – «чело¬века можно сломать, но не победить». Эта мысль звучит и в его поэтическом завещании, фрагмент из которого мы приводим.

   Кровь людская ныне дешева,

   Но нас не поставить на колени

   Никогда...

   Хусейн являлся наиболее сильным иракским лидером в течение последнего полстолетия. Сконцентрировав в своих руках беспрецедентную политическую власть, он в качестве диктатора правил одной из наименее подчиняющихся систем на Ближнем Востоке, трансформировав ее из обычного авторитарного режима страны «третьего мира» в современное государство. Не менее важно то, что он превратил Ирак в регионального военного гиганта, возвышавшегося над соседними странами. Ни один другой вождь в современной иракской истории не смог бы претендовать на подобную роль.

   Парадокс, однако, в том, что не без помощи своих решительных методов и достаточно гибкой тактики Саддам в большей степени стал пленником своих собственных успехов. Каждое восхождение по ступеням власти порождает больше страха потерять ее. В попытке уйти от иранской угрозы он привел страну к экономическому краху, который чуть не привел к падению режима. Борясь с угрозой экономического коллапса после войны с Ираном, он ввергнул страну в еще более сложную обстановку. Захватив Кувейт, он настроил против себя почти весь мир, что не могло не привести к угрозе потери политической власти.

   Политический феномен Хусейна поразителен. Его почитали и ненавидели, уважали и презирали, возносили до неба, а потом, бронзового, сбрасывали с пьедесталов. Но равнодушных не было. В политике на Ближнем Востоке, где десятилетиями не утихают пограничные, этнические, племенные, религиозные конфликты, Хусейн находился на вершине власти более 30 лет и решал – когда хуже, когда лучше – задачи, стоявшие перед страной. Этого можно было достичь благодаря четко отработанному механизму управления.

   И как бы то ни было, при любом к нему отношении Хусейн проявил себя неординарным стратегом и политиком. В арабском мире, и не только, Саддама чтили как национального лидера, сумевшего принять вызов Запада и противостоять гигантской военной мощи США и их союзников. Таким он и вошел в современную политическую историю региона

Владимир Рощупкин.