О судьбе выдающегося первопечатника Ивана Федорова не только чиновники всех рангов, но и поборники сохранения  исторического наследия орденоносные деятели культуры России и Украины говорят много – по случаю тех или иных памятных дат, связанных с его именем. Однако уже сколько раз приходилось убеждаться: событие (как правило, на уровне дежурных чествований) проходит, а вместе с ним улетучивается, почему-то абсолютно не материализуясь, хоть какая-то забота, в которой до сих пор нуждается наш великий общеславянский предок.

     Я вновь напоминаю (а надо бы бить во все колокола!)    об этом на страницах медиапортала  «Хранитель». Первая публикация «Тернистый путь к истине» (http ://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=9747)  обнародована 6 мая 2008 года.  Наше электронное издание, которое читают и в Украине, последовательно рассказывает о жизни и творческом пути нашего славного просветителя, писателя, художника, педагога, об изданных им первых на славянских землях книгах «Апостол», «Букварь», «Псалтырь», «Часослов» и других уникальных произведениях, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

     Как известно, Федоров не замыкался в Московии, где начал печатное дело. В предыдущих материалах повествовалось о его издательской деятельности во Львове, Остроге, на территории нынешней Белоруссии. Будучи скромным подвижником, он в буквальном смысле собирал подаяния на свои труды. Увы, скончался Федоров в нищете 5 декабря 1583 года.

     Место захоронения первопечатника – Онуфриевская церковь во Львове. Но так было лишь до 1975 года. Именно тогда в период раскопок и капитального переустройства территории храма чудом сохранившиеся останки Ивана   Федорова,    его сына, невестки, внука и еще нескольких неведомых современников были попросту кем-то собраны в кучу (!) и положены в простенький сейф Львовского музея искусства древней украинской книги. Там они и находятся уже 34-й год! Что это? Равнодушие, бездушие, кощунство? Думаю, будут уместны и справедливы определения даже похлеще.

     Однако ни в коем случае не надо ни в чем винить музейных работников. Наоборот – спасибо им за хранимые мощи! Выделяемых им из Киева средств (так уж заведено) едва хватает на отопление, освещение помещений и мизерную зарплату.

     – Уже десятки лет мы бомбардируем все властные учреждения и научные заведения, от которых зависят исследовательские работы, – говорит заведующая музеем Лариса Игоревна Спасская. – А в итоге? Имеем кипу бумаг из самых высоких инстанций. Никто вроде бы не отказывает, с пониманием относится к нашим проблемам. Все согласны, что надо идентифицировать останки и по-христиански торжественно похоронить их. Но на этом точка! Вот посмотрите этот документ. При Верховной Раде Украины (куда уж выше!) была создана комиссия по завершению всех исследований и перезахоронению Федорова к 425-летию его смерти, то есть к 5 декабря 2008 года. Прошло немало времени, но результат нулевой, хотя в составе комиссии – сплошь авторитетные в Украине люди. Наверное, их туда чохом вписали?

     Я беседовал на эту больную тему с Генеральным консулом Российской Федерации во Львове Евгением Федоровичем Гузеевым, который, кстати, часто бывает в музее. Он внес в благородное дело свою посильную лепту, профинансировав в прошлом году приезд во Львов старшего научного сотрудника НИИ   и   Музея   антропологии   Московского   государственного университета Дениса Пежемского, который скрупулезно и на высшем  уровне выполнил свою часть работы.

      Мой телефонный разговор с Пежемским, находящимся сейчас на важных археологических раскопках в Великом Новгороде, прояснил лишь одно. «Все, что от меня зависело, завершено, – подчеркнул он, – хотя и в дальнейшем я готов всемерно помочь. Но главное дело теперь – за специалистами другого профиля».

     Да вот беда – оказывается, их в Украине нет, как не имеется и новейшей аппаратуры, использующейся, к примеру, в Германии и Голландии. Почему же не провести переговоры на дипломатическом уровне, не отвезти туда часть останков на анализ? Обещания разного рода в свое время дали Кабинет министров Украины, Министерство иностранных дел России, Львовская областная государственная администрация, однако слова повисли в воздухе. Так кто же из них и когда примется за дело? Ведь загвоздка-то отнюдь не миллионных затратах. Срочно требуется коллектив единомышленников, сплоченный единой целью, а фонды и меценаты не могут не найтись. История нам не простит!

    …Сотрудники Музея искусства древней украинской книги, основные фонды которого составляют труды выдающегося первопечатника, его станки, наборные рамы, шрифты, напомнили мне: в этом году исполнится 435 лет первого издания «Апостола». Скромная дата, мол, конечно, но все же хоть кто-нибудь бы да вспомнил о ней из властей  предержащих, дал толчок завершению исследований. Ау! Неужто пепел подвижников-предков больше не стучит в наши сердца?

 

                                                                              Юрий Кириллов,

корреспондент «Хранителя» в Украине.

                                                                                               г.Львов.