В конце апреля 1945 г.  старший морской начальник военно-морской базы Штеттин (ныне польский город Щецин)  капитан-цур-зее (капитан 1 ранга) В. Кахлер (W. Kahler) отправил кодированный приказ   спецкоманде,  работавшей на объекте особой важности. Он располагался в одной из проток реки Одер (Одра).

Приказ был отдан в преддверии наступления на город советских войск. А секретным объектом, подлежащим вывожу из строя, был … авианосец «Граф Цеппелин» («Graf Zeppelin»). Этот огромный по тем временам (262 м в длину) корабль, считался вершиной немецкой инженерной мысли, – первый и последний подобного рода в военно-морском флоте гитлеровской Германии (кригсмарине)..

Теоретики и практики германского ВВМ прозорливо оценили  роль и значение авианосцев и авианосной авиации в будущей войне. Интерес к проекту авианосца проявил сам фюрер. На протяжении 1934 г. эскизное проектирование корабля велось под началом инженера В. Хеделера (W. Hedeler).

 На торжественную церемонию спуска на воду 8 декабря 1938 г. пожаловал сам фюрер в сопровождении рейхсминистра авиации Г.Геринга. Еще бы:  авианосец был  главной морской надеждой Гитлера: с помощью этого корабля нацистский вождь  рассчитывал добиться господства в северных морях

Первые сообщения о намерении немцев построить свой авианосец вызвали большой интерес у специалистов, ибо в проект были заложены решения, не характерные для зарубежных аналогов. В числе особенностей – броневая палуба со скосами, двухъярусный ангар. Такая схема ангара определялась количеством размещаемых в них самолетов. Корпус корабля – сварной, как уже отмечалось, длиной в четверть километра. Высота борта – 22,2м. Взлетная палуба имела длину 241,0 м, ширину – 30,7 м. Из верхних и нижних ангаров самолеты подавались тремя электрическими лифтами,

Не в пример зарубежным конструкциям, взлет самолетов предусматривался при помощи двух катапульт в носовой части взлетной палубы. Водоизмещение корабля составляло 23 тысяч т, скорость полного хода – 35 узлов, на борту предусматривалось 50-60 самолетов. 16 150-мм орудий авианосца плюс мощное зенитное вооружение – одна из особенностей «Графа Цеппелина». По мощи артиллерийского огня он превосходил  немецкие легкие крейсеры.

Однако проблемой в ходе строительства авианосца оказалось создание палубных самолетов. Геринг заподозрил военно-морского главкома адмирала Рёдера в стремлении заполучить авианосную авиацию и подчинить флоту авиацию морскую Ведь он, рейхсминистр авиации, твердил: «Все, что летает – мое!» Так или иначе, в качестве палубного истребителя был выбран Me-109T, а палубным штурмовиком планировался Junkers- 87C. 5 машин Ju 87C со складывающимися крыльями  прошли испытания в летно-испытательном институте люфтваффе в Травемюнде. Самолеты Fieseler-167 и Arado-195, существовавшие пока в опытных экземплярах, должны были использоваться как разведчики и легкие бомбардировщики-торпедоносцы. Согласно проекту 18 самолетов планировалось разместить в нижнем ангаре авианосца, 25 – в верхнем.

К началу Второй мировой войны   корабль был готов на 85%. Однако в конце апреля 1940 г. главком ВМФ гросс-адмирал Эрих Редер распорядился приостановить достройку авианосца. 150-мм орудия демонтируются и отправляются в Норвегию – для укрепления береговой обороны. Дело в том, что немцы очень опасались десанта западных союзников по антигитлеровской коалиции именно в Норвегии, где базировались крупные соединения подводных сил кригсмарине. К тому же именно Редер был и инициатором и разработчиком плана «Везерюбунг-Норд» – захвата и оккупации Норвегии в апреле сорокового . А  недостроенный авианосец в до весны 1942 простоял в Готенхафене.

…Вечером 13 апреля 1942 г. в ставке фюрера Вольфшанце охранники, рослые солдаты СС, косо поглядывали на прибывших людей в черной (но не в эсэсовской) униформе. Это были   адмиралы и старшие офицеры кригсмарине, прибывшие на важное совещание к фюреру. На нем Гитлеру был представлен   доклад «Об окончании строительства авианосца». Присутствовали начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии (ОКВ) генерал Альфред Йодль, фактически возглавлявший личный штаб Гитлера; представитель главнокомандующего ВМФ в ставке фюрера вице-адмирал Теодор Кранке и адъютант Гитлера фрегатен-капитан (капитан 2 ранга) Карл-Йеско фон Путткамер.

Из стенограммы доклада:

«А. Окончание постройки корпуса и установка машины, возможно будут закончены не ранее лета 1943 г.

В. Общее время, необходимое для завершении авианосца, не зависит от окончания постройки корпуса и машин, а от изменения авиационного оборудования для того, чтобы можно было использовать самолеты, переоборудованные из Ju-87D и Bf-109F. Около двух лет потребовалось на проектирование, строительство и испытание катапульт, необходимых для этих самолетов. Если бы было возможно переоборудовать существующие катапульты, срок сократился бы до шести месяцев. Необходимы также лебедки для тормозных механизмов. Компания, выпускающая эти лебедки, еще не сообщила, когда они могут быть переданы. Поэтому авианосец не может быть закончен ранее зимы 1943/1944 гг.

С. Самолеты. Можно рассчитывать только на десять переоборудованных истребителей и двадцать два бомбардировщика (включая и разведывательные самолеты). Нет торпедоносцев. Если бы был разработан новый тип палубного самолета, их массовое строительство возможно развернуть не ранее 1946 г. Фюрер считает, что торпедоносцы необходимы в любом случае; это тем более важно, поскольку наши собственные типы самолетов равноценны самолетам противника».

16 апреля фюрер принимает решение возобновить достройку авианосца. Тем более что ревниво относившийся к проекту Геринг  согласился поставить в интересах проекта 10 истребителей и 22 пикирующих бомбардировщика.

В связи «с настоятельной необходимостью авианосцев для германского ВМФ» 15 июня 1942 г. представители кригсмарине   доложили Гитлеру в Бергхофе о проектах вспомогательных авианосцев, переделанных из лайнеров «Europa», «Potsdam» и «Gneisenau». Первый из них был рассчитан 18 бомбардировщиков и 24 истребителей, второй и третий – на 8 и 12 таких же самолетов соответственно. Одновременно был сделан вывод о нерациональности переоборудования тяжелого крейсера «Зейдлиц» (Seydlitz) в авианесущий корабль – несмотря на то, что работы уже были выполнены на 90%.

30 ноября 1942 г. «Graf Zeppelin» благополучно прибыл в Киль, где его поставили в гигантский плавучий док (мне уже в наши дни показывали это место). Однако уже 30 января 1943 Гитлер приказал: достройку прекратить! Гросс-адмирал  Редер назвал это решение «самой дешевой в истории победой Англии на море». 21 апреля 1943 г. «Zeppelin» перевели в Штеттин, где он и простоял до апрельских событий 1945г., с которых мы начали свой рассказ. Самолетов на корабле так и не появилось, как и артвооружения. Но механика и бортовые генераторы действовали – вспомогательный боевой корабль из него можно было сделать. После поражения Германии державы-победительницы разделили доставшиеся им немецкие корабли. В результате жеребьевки «Graf Zeppelin» достался нашей стране и попал в группу «С» – затопленных, поврежденных или недостроенных кораблей. (Всего мы получил 155 боевых кораблей и более 500 вспомогательных). Боевые корабли группы «С» надлежало уничтожить – затопить на большой глубине или разобрать на металлолом.

Летом 1945г. аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняла недостроенный «Граф Цеппелин» с глубины 7 метров. 19 августа авианосец (точнее, его  поврежденный корпус) в качестве боевого трофея зачислили в состав советского ВМФ. Как это предписывалось соглашениями с союзниками, корабль решили уничтожить. Но с максимальной пользой для военно-морского дела: проверить, какое воздействие окажут на бывший немецкий корабль наши боеприпасы. В августе 1947г. его бомбили с воздуха, используя различные типы бомб, причем из ста в цель попали только шесть. Затем расстреливали торпедами с эсминцев и катеров. Конструкция корабля показала высокую живучесть, но его все-таки добили.

К слову,  зарубежные историки, в том числе и немецкие, четкого представления о финале «Графа Цеппелина» не имеют и по сей день. В курортном городке Лабё (Laboe),  что в 20 км от Киля, где находится мемориал немецким морякам, павшим на море, я беседовал на эту тему с заместителем председателя Федерации германских моряков (Deutscher Marinebund) Петером Маттсоном. (Peter Mattson). Он подарил мне выпускаемый Федерцией  журнал Leinen los! со  статьей о «Графе Цеппелине». Для меня как историка это был несомненно ценный подарок, за что я искренне признателен господину Маттсону. Но в статье о финале авианосца сказано очень скупо. Впрочем, зарубежные исследователи и не могли знать всего: подробности потопления «Цеппелина» 60 с лишним лет назад нашими летчиками и моряками были засекречены. Но это уже другая тема.

Возвращаясь же непосредственно к нашей теме, скажем вот о чем. Жаль, но выводы по живучести «Цеппелина» у нас тогда не были использованы. Правда, позднее они все-таки оказались востребованными при разработке новых военно-морских проектов. Но при Н.С. Хрущеве они не были реализованы. А ведь отремонтировав и достроив корабль, его, по мнению экспертов, можно было ввести его в строй – хотя бы как учебный. Такой вариант допускал и адмирал Н.Г. Кузнецов,  к сожалению, находившийся тогда в опале.

В июле 2006 г. польские водолазы обнаружили в Балтийском море фрагменты крупного корабля, который, как считается, принадлежал потопленному в сорок пятом в ходе учебных атак моряков-балтийцев «авианосцу фюрера». Эти фрагменты масс-медиа тут же окрестили «сокровищами рейха». Так или иначе, находка на дне Балтики еще раз дает повод задуматься о цене нашей Победы. Если бы ее не было, то вполне возможно, что гитлеровцы успели бы создать атомную бомбу, реализовать свои планы по ракетному обстрелу восточного побережья Америки и нанести по ней бомбовые удары с авианосцев. Даже несмотря на то, что война уже была на исходе. Ведь не зря Гитлер до последнего надеялся на «чудо-оружие»…