Его жертвами стали малолетние югославы и дети других славянских народов
В июле 1942 года из Верхней Крайны и Нижней Штирии (Словения), областей бывшей Югославии, были вывезены в Германию около 600 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Это были дети, чьи отцы за помощь партизанам были расстреляны, а матери отправлены в концентрационные лагеря. О ходе операции, ее исполнители докладывали лично рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Именно по его приказу и была проведена упомянутая эсэсовская акция. Позднее аналогичные акции были проведены и в отношении детей других оккупированных гитлеровцами европейских стране. Но об этом – ниже.
Какая же взаимосвязь существовала между детьми из бывшей Югославии и шефом главного управления имперской безопасности?
Вывоз в пределы рейха сотен тысяч детей, насильственно отнятых от своих семей, был организован в рамках специального проекта «Lebensborn» («Источник жизни»). Он имеет прямое отношение к так называемой организации «Мать и дитя» («Mutter und Kind»), созданной 75 лет назад, в 1934 году. Она давала матерям-одиночкам возможность рожать детей в приютах, где после родов государство брало на себя уход за матерью и ребенком.
«Мать и дитя» была одним из звеньев официальной нацистской демографической политики. Именно эта организация стала предтечей проекта «Лебенсборн», разработанного по приказу Гиммлера в конце 1935 года. Проект был поставлен на службу безумным расовым представлениям Гитлера и Гиммлера. Им предусматривалось создание особо «чистой» «нордической расы» путем селекционного отбора.
Преследовалась и сугубо практическая цель: верхушка «третьего рейха», обеспокоенная низкой рождаемостью и большим числом абортов в Германии, стремилась к эффективному воспроизводству солдат для вермахта. Были созданы специальные заведения, чтобы женщины дарили фюреру именно «арийское потомство». При этом оба родителя должны были полностью соответствовать всем критериям «нордической расы», выдвигаемым расовыми экспертами рейха. Особо поощрялась беременность от членов СС, которые охотно выполняли миссию «осеменителей».
В годы Второй мировой войны (1939 – 1945) важнейшей функцией «Лебенсборна» стала насильственная переправка детей из оккупированных стран в рейх и их онемечивание. С этой целью во исполнение приказа Гиммлера на захваченных территориях искали и отбирали детей с арийской внешностью.
Немецкий историк Фолькер Кооп (Volker Koop) подчеркивает, что в массовом порядке первыми жертвами программы «Лебенсборн» стали польские дети. Ибо Гиммлер и его приспешники стремились «германизировать» Польшу и полностью уничтожить самобытность поляков. Детям давали новые, немецкие имена, а дату рождения в документах ставили произвольно. Местом же рождения писали Познань, так как чаще всего именно в этом городе эмиссары «Лебенсборна» забирали польских детей. Таким образом, происхождение польских малолетних жертв этой программы было полностью скрыто. По данным Варшавы, всего в годы войны в Германию были насильственно вывезены от 150 до 200 тыс. польских детей.
Подобная практика осуществлялась и на оккупированных территориях Белоруссии, Украины Чехии и России. Ведь многие дети в этих славянских странах были голубоглазыми и светловолосыми, то есть отвечали требованиям отбора «способных к онемечиванию». Их изучали на предмет «расовой чистоты», помещали в лагеря и приюты и вывозили в Германию. Там согласно проекту «Лебенсборн» их окончательно онемечивали и нацифицировали в приютах, а затем отдавали в нацистские семьи. Практиковался и другой вариант: детей передавали на военные заводы и в подразделения местной ПВО.
А как же русские дети? По данным исследователей, даже в 1944 году, когда под натиском Красной Армии отступление вермахта на Восточном фронте приняло необратимый характер, айнзацгруппы СС искали «способных к онемечиванию» русских детей, после кровавых расправ СС оставшихся без крова и без родителей.
Особый разговор – о Норвегии. Солдаты и офицеры 400-тысячной оккупационной армии, находившиеся на норвежской территории более 6 лет (апрель 1940-го – май 1945гг.) получили приказ быть «дружелюбными» по отношению к местному населению, в особенности к женщинам. Откуда вдруг такой «гуманизм»? Дело в том, что в потомках викингов Гиммлер и СС усматривали особенную этническую близость к немцам. Так что норвежские женщины, по мнению знатока расовой проблемы Гиммлера, были «подходящим материалом» для воспроизведения «арийских» детей. С 1940 по 1945 годы в домах «лебенсборн» у норвежских матерей от немецких солдат родилось около 12 тысяч детей. Для родов и размещения младенцев было оборудовано девять таких домов.
В этих домах матери рожали анонимно. Тем не менее после войны такие дети, как правило, оказывались на своей родине изгоями. Во время одной из поездок в Норвегию мне рассказала историю, имеющую прямое отношение к данной теме. Одна из солисток знаменитой шведской группы АББА, Фрида Лингстад, – дитя «лебенсборна». Дело в том, что она наполовину норвежка, ее отец – капитан вермахта Алфред Хазе. Она родилась уже в конце войны.
После того как Норвегия в мае 1945 года была освобождена от немецкой оккупации (к слову, последней из европейских стран), 17-летняя мать Фриды, Сини Лингстад, вместе с дочерью вынуждена была переехать в соседнюю Швецию. Там антинемецкие настроения не проявлялись, ибо в годы войны страна остававшейся нейтральной. Сама же Фрида узнала о том, что ее отец был офицером вермахта, достаточно поздно, уже на взлете своей популярности…
В свое время госпоже Сини Лингстад сообщили, что отец ее дочери погиб во время морского перехода в Северном море. Однако, предприняв самостоятельные поиски, Фрида сумела разыскать отца. Но их встреча, мягко говоря, не была теплой. Больше они никогда не встречались…
Судьба Фриды Лингстад сложилась достаточно благополучно. Чего не скажешь о десятках тысяч детей из Белоруссии, Польши, России, Украины, Чехии, Югославии, вывезенных по программе «Лебенсборн» в гитлеровскую Германию. Их заставили забыть родной язык, родителей, родину. Многим из них сегодня уже за семьдесят. Но, как говорят психологи, этим людям по ночам до сих пор снятся сны, где они жили совсем в другой жизни…