Сегодня в здании мэрии Москвы на Новом Арбате состоится торжественный прием Правительством столицы, ветеранов Великой Отечественной войны, Московской зоны ПВО, МПВО, тружеников тыла, воинов Командования специального назначения, посвященный годовщине отражения первого массированного воздушного налета на Москву.

Это было в далеком 1941 году. Вечером, 21 июля, около 20.00 часов с наблюдательных постов, расположенных на линии Рославль-Смоленск, на командный пункт ПВО поступили сообщения, что в сторону Москвы с четырех направлений движутся большие группы немецких бомбардировщиков. Большую роль в получении своевременной объективной информации сыграла первая отечественная радиолокационная станция контроля воздушного пространства РУС-2, развернутая под городом Можайском.

В 22 часа 25 минут противник силами в 200 — 250 самолетов, стартовавших с аэродромов Бреста, Барановичей, Бобруйска и Минска, четырьмя последовательными эшелонами с северо-западного, западного и юго-западного направлений вторгся в воздушное пространство Московской зоны ПВО и на высоте 2 тысячи метров стал приближаться к Москве.

Начался первый массированный налет вражеской авиации на Москву, который длился более пяти часов.

Основной удар на себя приняли первый корпус ПВО, который состоял из полков зенитной артиллерии, прожекторных, аэростатных частей, подразделений войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (командовал им Даниил Журавлев) и шестой корпус, который состоял из 11 авиаполков по 30 самолетов в каждом (командовал Иван Климов).

На Москву было брошено свыше 200 самолетов второго воздушного флота Люфтваффе, которым командовал генерал-фельдмаршал Кессельринг. Только девять самолетов из всей армады прорвались к Москве.

Первый фугас попал в жилой дом номер 64 на Ленинградском шоссе. Последующие взорвались в районе Белорусского вокзала, и попали в эшелон с горючим.

В ходе первого налета штаб Московского округа ПВО чуть не лишился своего начальника: несколько фугасных бомб упали у моста, соединяющего улицу 1905 года с Хорошевским шоссе как раз в тот момент, когда там проезжали председатель исполкома Моссовета Пронин и начштаба Московского округа ПВО Лапиров.

Бомбы сыпались и на Владимирский проезд, сгорели несколько деревянных бараков на окраине. Бомбардировщики, в панике покидавшие московское небо беспорядочно сбрасывали бомбы куда придется. Налет закончился в 3.25 утра 22 июля и продолжался немногим более пяти часов.

Бомбардировщики шли несколькими эшелонами на разной высоте большими и малыми группами. Они выполняли главный приказ - прорваться к центру столицы. Однако этот приказ выполнен не был. В ночь на 22 июля летчики шестого истребительного авиационного корпуса сбили в воздушных боях 12 бомбардировщиков, зенитчики уничтожили 10. Вражеский налет был сорван.

Наступавшая на Москву немецко-фашистская группа армий «Центр» имела в своем составе отборные части бомбардировочной авиации 2-го воздушного флота, насчитывавшие в общей сложности 1600 самолетов, Москву должна была атаковать с воздуха специально созданная для этой цели авиагруппа, составленная из нескольких отборных эскадр немецко-фашистских военно-воздушных сил. Сюда входила 4-я бомбардировочная эскадра «Вевер», сбрасывавшая бомбы на Лондон, Ливерпуль, Бирмингам, Бристоль и другие города Англии; 28-я эскадра, бомбившая Париж и Амстердам; 53-я бомбардировочная эскадра «Легион-Кондор», снискавшая себе мрачную славу истреблением беззащитного населения республиканской Испании, а позже — разбойничьими налетами на мирные города и села Польши, Югославии, Греции. Нашим воздушным противником была и 55-я бомбардировочная эскадра, переброшенная с киевского направления. Численность каждой эскадры достигала 70 самолетов, они действовали в основном с аэродромов Барановичей, а позднее из района Смоленска. К середине июля 1941 года численность вражеской авиации, предназначенной для налетов на Москву, достигала не менее 300 бомбардировщиков одних только новейших типов — ХЕ-111, Ю-88 и Д-215, Более половины их экипажей имели опыт ночных полетов. Экипажи состояли из отборных гитлеровских молодчиков. Каждый четвертый командир экипажа был званием не ниже полковника.

В первом же налете противник понес весьма ощутимые потери, так и не достигнув желаемых целей. Ему не удалось прорваться к центру, вывести из строя промышленные объекты столицы, деморализовать население, сломить волю к сопротивлению защитников города.

Оценку действиям средств ПВО Москвы во время первого массированного налета народный комиссар обороны СССР дал в своем приказе № 241 от 22 июля 1941 года.

В приказе было отмечено, что «благодаря бдительности службы воздушного наблюдения (ВНОС) вражеские самолеты были обнаружены, несмотря на темноту ночи, задолго до появления их над Москвой... Нашими истребителями и зенитчиками сбито, по окончательным данным, 22 самолета противника».

Приказ заканчивался следующими словами:

«За проявленное мужество и умение в отражении налета вражеской авиации объявляю благодарность:

1. Ночным летчикам-истребителям Московской зоны ПВО.

2. Артиллеристам-зенитчикам, прожектористам, аэростатчикам и всему личному составу службы воздушного наблюдения (ВНОС).

3. Личному составу пожарных команд и милиции г. Москвы.

За умелую организацию отражения налета вражеских самолетов на Москву объявляю благодарность: командующему Московской зоной ПВО генерал-майору Громадину, командиру соединения ПВО генерал-майору артиллерии Журавлеву, командиру авиационного соединения полковнику Климову.

Генерал-майору Громадину представить к правительственной награде наиболее отличившихся».

В список представленных к награждению было включено 83 человека. 24 июля Президиум Верховного Совета СССР наградил особо отличившихся летчиков и артиллеристов. В их числе были капитан К.Н.Титаренко, старший лейтенант И.В.Клец, лейтенант С.С.Горшко, лейтенат А.Е.Турукало, младший лейтенант П.А. Мазепин, награжденные орденом Ленина.

Это была первая крупная победа Красной армии в столичном небе.

Всего с июля 1941 по 1943 год фашистская авиация произвела 134 налета на Москву, в которых участвовало около 9 тысяч самолетов. В столице 120 раз объявлялась воздушная тревога. Благодаря стойкости и мастерству ее защитников из общего количества налетавших на столицу бомбардировщиков лишь 243 прорвались к городу. При отражении вражеских налетов на Москву было уничтожено 1 тысяча 392 фашистских самолета. Из них 1 тысячу 75 уничтожили летчики-истребители 6-го истребительного авиационного корпуса, зенитчики - 307.

В битве за Москву впервые в истории военного искусства была проведена противовоздушная операция, в которой с обеих сторон участвовали крупные силы. Москва, в отличие от столиц некоторых других воюющих государств, была надежно защищена от ударов вражеской авиации. Даже в непосредственной близости к фронту она жила полнокровной жизнью, воодушевляя народ на боевые и трудовые подвиги.

Активное участие в защите от бомбардировок приняли сами москвичи. Были вырыты щели, значительно расширена сеть бомбоубежищ. Полуподвалы и нижние этажи домов были дооборудованы разного рода защитными средствами и сооружениями. Многие жители вступили в силы МПВО (Местной противовоздушной обороны).

Героизм и мужество проявили московские пожарные и силы МПВО, которые тушили зажигательные бомбы и очаги пожаров непосредственно под вражеским огнем, в ходе налета, такого героизма не знала ни одна столица мира.

Москва была спасена от уничтожения, сохранены памятники культуры и искусства, жизни миллионов жителей города.