Недавно в аргентинском городе Карагуатай был открыт музей известного революционера Эрнесто Че Гевары. Экспозиция музея размещена в домике, где жили родители Че Гевары, и включает библиотеку, конференц-зал, библиотеку и тематический бар. «Таким образом мы хотим сохранить память о выдающемся революционере XX века, который заложил основы братства аргентинского и кубинского народов», – сказал исполнительный директор министерства туризма Аргентины Уго Сартор.

Выбор места для музея обусловлен тем, что именно в Карагуатае с марта по октябрь 1929 года жили родители Гевары вместе с маленьким Эрнесто. К слову, это не очень ведомо историкам: ведь родился будущий команданте совсем в другом городе, о чем будет сказано ниже. Несмотря на обширные исследования жизненного пути Че и его политического феномена, далеко не все факты, идеи, поступки и сам стиль его короткой, но чрезвычайно насыщенной жизни известны. Реальное, но наполненное мистико-символическим смыслом путешествие молодого Эрнесто на мотоцикле (этот эпизод отражен в фильмах о нем) воплощает его прорыв в историю. В бурную политическую историю «пылающего континента», вобравшую в себя множество событий – от кубинской революции до боливийской трагедии, неординарным участником которых довелось быть Эрнесто Че Геваре.

Рассекреченное досье

Нечто новое мы сегодня можем узнать о Че Геваре из полицейского досье. На его родине, в Аргентине, оно также было рассекречено спустя четыре десятилетия после ухода команданте в Вечность. 18 документов, которые содержатся в досье, проливают свет на отношения властей Аргентины с этим человеком, сообщает газета «Кларин». Документы раскрывают и имена агентов аргентинской секретной службы, следивших за революционером. Кроме того, в досье содержится характеристика Че Гевары от 27 марта 1953 года для поездки в Венесуэлу, Гватемалу, Панаму и Колумбию, а также ряд докладов дипломатических ведомств о личности революционера и последних годах его жизни.

В сентябре 1966 года ЦРУ США запросило у аргентинских спецслужб информацию, связанную с тем периодом, когда Че Гевара проживал в Аргентине, и его дактилоскопические данные, однако их в заведенном в 1947 году досье не оказалось. Отпечатки пальцев Че Гевары были помещены в досье лишь после его смерти 9 октября 1967 года, с ампутированных кистей рук, предъявленных аргентинской делегации властями Боливии. Позднее заспиртованные кисти были переправлены на Кубу...

Кроме того, была раскрыта правда о месте захоронения Че Гевары. 11 октября 1967 года тела Че и шестерых его соратников были захоронены в братской могиле, которую сровняли с землей и залили асфальтом на взлетно-посадочной полосе аэродрома в окрестностях поселка Валье-Гранде.

…Эрнесто Гевара, пятый ребенок в семье, ставший известным всему миру под псевдонимом Че, родился 14 июня 1928 года в аргентинском городке Росарио. Иногда его называют «последним революционером XX века». Его полное имя – Эрнесто Гевара Линч де ла Серна. Отец мальчика, Эрнесто Гевара Линч, был архитектором и владельцем плантации мате, а мать, донья Селия де ла Серна, происходила из рода последнего испанского вице-короля Перу. Эрнесто уже в детстве решил: у каждого мужчины должна быть своя война. Первую войну он объявил астме, из-за которой он практически не посещал школу. Но мальчик занимался дома, очень много читал. Его познания были гораздо шире школьной программы, к тому же он свободно владел французским.

Кстати, именно из-за астмы Эрнесто решил стать врачом. Несмотря на запреты медиков, он упорно занимался футболом и регби. Понимая, что одного упрямства для поединка с астмой мало, начал закалять волю. На парапете моста, на 20-метровой высоте, вставал на руки и держал равновесие.

В конце ноября 1956 года 28-летний Че Гевара вместе с Фиделем Кастро высаживается на Кубе с целью свержения военного режима проамериканского диктатора Батисты. Отряд попадает в засаду. Из 82 бойцов, высадившихся на берег, осталось в живых 12. Среди них и раненный в шею аргентинский врач Эрнесто. Бросив единственный комплект медикаментов, он спасает ящик с боеприпасами − отныне ему надлежит быть солдатом.

Че стал хорошим солдатом и командиром. Именно его Восьмая колонна повстанцев прошла половину острова и открыла второй фронт в горах Эскамбрая. А 1 января 1959 года берут штурмом город Санта-Клара, открыв путь на Гавану. Через два дня колонна Че вступила в кубинскую столицу.

Прозвище Че (друг, товарищ) молодой врач Гевара получил уже после того, как познакомился в Мексике с Фиделем Кастро, готовившим отряд для высадки на Кубу. С тех пор и по сей день Эрнесто Гевара известен во все мире именно как Че Гевара. Борьба с коррумпированными правящими режимами стала делом и смыслом всей его жизни. Бескомпромиссность, с которой Че Гевара вел эту борьбу, не всегда находила понимание даже у его ближайших соратников.

После победы Кубинской революции в 1959 году он активно участвовал в строительстве социализма на Острове Свободы, занимал правительственные посты. В апреле 1965 года Че Гевара заявил о своем решении продолжать участие в революционном движении одной из стран мира и покинул Кубу.

Боливия: кодированный сигнал ЦРУ

В ноябре 1966-го он прибыл в Боливию для организации партизанского движения. Эта миссия вполне отвечала его лозунгу: «Создать два, три, много Вьетнамов». Еще в самом начале знакомства с Фиделем Кастро Че говорил, что после победы революции на Кубе отправится в другие страны. При этом он никогда не считал, что его точка зрения на мировой революционный процесс является единственно верной. В 1960 году в интервью американскому журналу «Look» Гевара сказал: «Нет, я не ортодоксальный марксист: предпочитаю определять себя как революционного прагматика. Мне нравится анализировать факты по мере их появления. Я не сторонник жестких схем». При этом команданте допускал, что «многие падут жертвами ошибок». Но в порыве революционного идеализма он и сам совершал ошибки.

«Не всегда нужно ждать, когда созреют условия для революции. Партизанский очаг может эти условия создать», − говорил Че. Известный советский и российский журналист-международник Хуан Кобо, специализировавшийся на латиноамериканской проблематике, писал: «Он верил, что достаточно поднести спичку вооруженного восстания к накопившемуся пороху народного недовольства, как эта взрывчатка вспыхнет».

Но могли ли неграмотные, отрезанные от цивилизации труднопроходимой сельвой индейцы Боливии в одночасье стать адептами марксизма, тем более радикального? Как, впрочем, и аборигены джунглей Восточной провинции Конго. В этой связи сам Гевара философски заметил: «Участь революционера-авангардиста возвышенна и печальна». Исповедуемый им революционный романтизм был искренен, бескорыстен, но оторван от земной почвы. В конечном итоге это сослужило команданте не лучшую службу. Как ни горько об этом говорить, именно боливийские крестьяне, на поддержку которых он так надеялся, выдали правительственным войскам местонахождение отряда. Но, даже попав в плен, Че Гевара не сказал о своих несостоявшихся соратниках ни одного дурного слова.

Созданный им партизанский отряд в октябре 1967 был обнаружен в джунглях Боливии не без помощи ЦРУ США. Рейнджеры, специально подготовленные американским инструктором Ральфом Шелтоном, окружили и уничтожили большую часть отряда, а его командир попал в плен – раненый в ногу, с разбитой пулей винтовкой. Он прекрасно понимал, что его ждет, но не терял присутствия духа.

Между тем правительство Боливии сразу же передало по радио о том, что революционер скончался от полученных в бою ран. Но все было не так. Феликс Родригес, агент ЦРУ, привез устный приказ: революционера уничтожить. Затем приказ подтвердили по телефону, с помощью закодированного сигнала ЦРУ. Расстрел поручили сержанту Марио Терану. Он «для храбрости» выпил, но рука на знаменитого на весь мир раненого команданте не поднялась – в прямом и в переносном смысле. Дважды сержант покидал комнату, где лежал пленный, так и не решившись на выстрел. После издевательских насмешек сослуживцев Теран наконец навел на Че свой карабин. «Стреляй, трус!», – это были последние слова революционера.

ЦРУ хотело быть уверенным, что убитый – именно команданте, поэтому ради идентификации ему и отрезали кисти рук. Такой вот цивилизованный подход... Тело на вертолете доставили в селение Валье-Гранде. Народ валом повалил туда, чтобы увидеть погибшего, но не сломленного Че. Лишенный жизни, он бы удивительно похожего на Христа. Пораженные крестьяне начали исступленно молиться. Такого поворота событий каратели из ЦРУ и офицеры боливийской армии не ожидали. Тело команданте пришлось срочно захоронить. Долгие годы, как уже отмечалось, место захоронения было засекречено.

Только в 1997 году останки Че и его возлюбленной – разведчицы Тани Бидер – были перевезены на Кубу. Их поместили в специальном склепе в городе Санта-Клара, где команданте некогда сражался с войсками диктатора Батисты. Здесь же установлен монумент со статуей революционера. Внутри горит вечный огонь Памяти. Его отблески отражаются на выбитой в стене звезде. За ней замурован прах Эрнесто Гевары и его бойцов. А у звезды – такая же форма, как на берете Че. Подобный головной убор носили и носят миллионы его почитателей.

Посмертную популярность Че обеспечила единственная фотография, сделанная Альберто Кордой 5 марта 1960 года. Снимок обрел всемирную известность в 1968 г., когда участники студенческих волнений в Париже вместе с лозунгами о своих правах несли портреты Эрнесто Гевары. С тех пор образ несгибаемого бородача в берете стал непременным атрибутом леворадикальной бунтующей молодежи. Его портреты непременно вновь появятся во французской столице, когда там будут отмечать годовщину событий сорокалетней давности. Но это будут уже другие студенты, представители другого поколения. Но с ними – и почитатели команданте, которым сегодня уже за шестьдесят.