Президентская гонка в США приближается к своему финишу. Несмотря на то, что на этот раз оба соперника идут, что называется, ноздря в ноздрю, особого азарта у избирателей не наблюдается. Дело в том, что, если не обращать внимания на громкую шумиху в прессе, жизнь в Америке мало изменится от того, кто из них победит, как мало она изменилась четыре года назад, после того, как Буша сменил новый президент.
США – одно из наиболее стабильных обществ на земле за последние двести с лишним лет, ее политика задана Конституцией, которая не менялась с момента возникновения страны. За двести лет после принятия Билля о правах в нее внесено всего лишь около пятнадцати поправок. Кроме того, возможности президента влиять на жизнь сильно ограниченны и Конгрессом, и Верховным судом, и самой структурой общества, которая мало зависит от того, кто находится в Белом доме. Президент Америки – это нанятый менеджер, а не пророк или революционер, ищущий новые пути.

Кроме того, исчез эффект новизны, присущий выборам-2008, когда впервые в истории США на место в Белом Доме в ходе праймериз претендовали сразу и женщина, и афроамериканец, хотя и не стандартного происхождения. Теперь, когда Америка имеет в своем активе темнокожего президента, страсти утихли и пришло время осмысления существующих проблем.

Барак Обама, вопреки худшим прогнозам, показал себя вполне состоявшимся президентом, пройдя между Сциллой и Харибдой, то есть сумев выполнить свои обещания, и одновременно, не допустив ухудшения ситуации в экономике. Что бы не говорил на дебатах Митт Ромни, очевидно, что положение в Америке не хуже, чем четыре года назад. Реформа здравоохранения – главное достижение Обамы на президентском посту – не обрушила финансовую систему и не повлияла негативно на экономическую стабилизацию. Поэтому основная задача Обамы заключалась не в том, чтобы доказывать, что он – хороший и достойный президент, а всего лишь в том, чтобы отбивать атаки конкурента, полагаясь на твердое ядро своих сторонников, которое сам Ромни определил в своей знаменитой речи, тайком записанной на пленку и преданной гласности, в 47% населения.

Подавляющее большинство афроамериканцев, испаноязычных и прочих национальных и расовых меньшинств являются твердыми сторонниками Обамы. Также он пользуется твердой поддержкой среди женщин-избирателей. Большинство ведущих СМИ также в той или иной степени сочувствуют ему, равно как и академические круги. Поэтому его позиции казались руководителям его избирательного штаба вполне устоявшимися. Сами действующие лица в команде президента – те же, что и в 2008 году – Дэвид Аксельрод, Джим Мессина и др.

Однако, как теперь выясняется, это было опасным самоуспокоением. Уверенность в том, что на второй срок Обаму изберут "автоматом", сыграла с ними злую шутку. Поэтому уже под завершение избирательного марафона, когда по результатам социологических опросов выяснилось, что рейтинги кандидатов сравнялись, команде Обамы пришлось предпринимать энергичные шаги по активизации кампании. Усложняло ситуацию и то, что первый тур президентских дебатов 3 октября он безнадежно проиграл Митту Ромни. Последний был активен и наступателен, а действующий президент выглядел несколько растерянным под таким напором. Поэтому подготовка ко второму туру велась в форсированном режиме. Этапом на этом пути стали дебаты кандидатов в вице-президенты – Джо Байдена и Пола Райана, когда довольно неожиданно семидесятилетний Байден смог эффектно переиграть 42-летнего соперника.

После такого успешного дебюта своего заместителя, Обама смог почувствовать себя более уверенно, и дебаты 16 октября остались за ним. Если первые дебаты касались в основном экономических и социальных вопросов, то второй тур был сосредоточен на внутриполитических проблемах. Выступления и реплики кандидатов были очень острыми, особенно горячими они стали, когда речь зашла о недавнем нападении на консульство Америки в Ливии и убийстве посла, шокировавшем страну. Обама обвинил Ромни в том, что тот использует эту трагедию в своих электоральных интересах. Повышенная эмоциональность сыграла в пользу Обамы, и он по всем опросам вышел из дебатов победителем.

Третий тур был посвящен внешнеполитическим и оборонным проблемам, и по обыкновению остался за действующим президентом, поскольку все карты были в его руках – трудный период "арабской весны" был пройден весьма успешно, в Ираке война завершена, войны между Израилем и Ираном пока удается избежать, ситуация в отношениях с Россией и в Афганистане не улучшается, но и не ухудшается.

Еще одним необычным шагом стало досрочное голосование Обамы за самого себя в своем родном Чикаго. Он оказался первым президентом, проголосовавшим досрочно. Сделано это было с тем, чтобы поощрить придти на избирательные участки тех его сторонников, которые не смогут это сделать в день всеобщего голосования.

Обама пообещал в течение шести месяцев после своего переизбрания урегулировать проблему с национальным долгом. Кроме того, он получил заявление в свою поддержку от Колина Пауэлла, бывшего госсекретаря при Джордже Буше, который будучи республиканцем, тем не менее, уже второй раз подряд объявляет себя сторонником Обамы.

Ромни, который удачно начал свою кампанию, и даже по некоторым опросам не просто догнал, но и перегнал соперника (47% на 46%, и даже 50% на 47%), проиграв второй и третий тур дебатов, решил компенсировать эти неудачи усиленным посещением штатов, традиционно голосующих за республиканцев, а также массированной телевизионной рекламой. В одном из роликов за него агитирует престарелая звезда Голливуда Клинт Иствуд. По подсчетам аналитиков, у него в запасе 169 миллионов долларов, которые будут истрачены на покупку эфирного времени, в первую очередь, в тех штатах, где имеется значительное число колеблющихся и не определившихся избирателей. Сам он определил их число в 5-7%, и именно за их выбор сейчас идет борьба.

Повторим еще раз, что нынешние выборы – совсем не судьбоносные. Речь идет не о выборе исторического курса, а всего лишь о том или ином варианте политики, различия между которыми видны только при детальном сопоставлении. Отношения России и Америки, несмотря на то, что Ромни выступает в этом смысле как "ястреб", а Обама – как "голубь", также мало изменятся в ту или иную сторону. При последнем какого-то существенного улучшения не произошло, и нет оснований полагать, что победи Ромни, случится ухудшение.