Начало http://psj.ru/saver_national/detail.php?ID=71258

Линии разлома

Империи создаются жестокими и свирепыми завоевателями, достигают расцвета в эпоху ловких и умных администраторов и погибают при изнеженных сибаритах.

Саудовская Аравия – классический пример такой империи. Как и у Германии с её национальной идеей объединения Европы, для клана ас-Саудов идея объединения Аравии под своей дланью является столь же непреложной и тянущейся сквозь века. Нынешнее государство ас-Саудов – третье по счёту. Эдакий аравийский Третий рейх.

Нынешний Третий рейх династии выглядит гораздо более устойчивым и крепким, чем предыдущие два. Более того – существуют причины, цементирующие эту конструкцию – как политические, так и экономические. Однако всё больше признаков того, что стадию ловких и умных администраторов саудиты уже прошли. Наступил третий этап.

В период с 1958 по 1964 год Саудовская Аравия стояла на грани распада – борьба между братьями Саудом и Фейсалом, бунт «свободных» эмиров, раскол правящей семьи на откровенно враждующие кланы однозначно вели страну к краху. Тем не менее, при посредничестве представителей старшего поколения – братьев короля Абд-аль-Азиза – удалось предотвратить распад, и на трон взошел король Фейсал. Именно он сумел заново переформатировать элиту страны, именно при нём помимо представителей правящего клана в узкий круг принимающих решения были введены представители других кланов и семей – вплоть до «разночинцев». Именно он сумел создать экономический интерес, единый для всех знатных семей Саудовской Аравии – что в значительной степени сплотило и сцементировало страну.

Однако сыновья по сути свергнутого короля Сауда – а это крайне многочисленная группа из более чем 40 человек – так и остались враждебны существующему режиму.

Правившие после насильственной смерти Фейсала короли – и в первую очередь, король Фахд, предшественник нынешнего короля Абдаллы – продолжали политику сплочения знатных родов и кланов, используя как традиционный метод введения в семью через брак, так и путем предоставления значимых постов в государстве, не сумели окончательно решить эту задачу. Во многом «окраинные» кланы остались автономны и имеют свои – иногда существенные – противоречия с правящей династией.

В первую очередь следует отметить наследственных правителей Восточной провинции – клан аль-Джилюви. По материнской линии с ними был связан следующий за Фейсалом король Халид, однако после его смерти и прихода короля Фахда влияние клана Джилюви существенно уменьшилось – что вызвало их недовольство.

Проблема в том, что как раз на землях семьи Джилюви находятся крупнейшие месторождения нефти Саудовской Аравии – и клан рассматривает их своей собственностью. Мало того – именно на семье Джилюви лежит проблема умиротворения шиитов, которые заселяют Восточную провинцию Саудовской Аравии. Как раз по противоречиям между семьёй ас-Саудов и кланом Джилюви проходит первая линия разлома Саудовской Аравии. Нельзя сказать, что правящая династия упускает этот момент, но многочисленный клан ас-Саудов слишком многочисленнен (всего он насчитывает по разным оценкам около 10 тысяч представителей мужского пола), чтобы выработать единое мнение по такому непростому вопросу.

Вторая историческая линия разлома Саудовской Аравии проходит во взаимоотношениях между центральной исторической областью Неджд и более чем исторической областью Хиджаз, центром которой являются две главные святыни мусульманского мира – Мекка и Медина. Шариф Мекки Хусейн бен Али был одним из главных противников первого короля нынешней Саудовской Аравии Абд аль-Азиза ибн-Сауда. 700-летнее правление Хашимитов было прервано в 1926 году, когда Абд-аль-Азиз был провозглашен королём Неджда и Хиджаза. И потомки Хашимитов помнят эту историю по сей день. Стоит напомнить, что король Иордании и король Марокко – представители этой уважаемой и практически непререкаемой по авторитету семьи, основателем которой считается дед Пророка Хашим ибн Абд ад-Дар, в которую входил и сам Пророк.

Еще одна глубокая расщелина находится на небольшом участке территории, пограничной с Йеменом. Распад Османской империи привел к созданию на Аравийском полуострове пяти квазигосударств: Асир, Джебель-Шаммар, Хиджаз, Неджд и Йемен. Все они имели претензии друг к другу и на протяжении всего 20 века решали свои проблемы территориального свойства.

Саудовская Аравия и имам Северного Йемена в начале 20 века вели 15-летнюю войну за спорные территории Асир, Джизан и Наджран. В 1934 году был достигнут мир, по которому Королевство за крупные отступные имаму получило на 20 лет право владения этими спорными землями с правом периодического продления заключенного договора. Что характерно, именно в годы пролонгации договора Северный Йемен получал на своей территории серьёзные внутренние проблемы. Именно эти проблемы существенно «смягчали» позицию Йемена и понуждали его к продлению этого договора. В 2004 году президент Йемена Салех окончательно передал Саудовской Аравии право на суверенитет над этой областью – что в самом Йемене воспринято крайне неоднозначно – и в свете сегодняшних событий в Йемене нет ни малейших сомнений, что вопрос о денонсации этого договора в конечном итоге будет поставлен.

Стоит отметить, что в Саудовской Аравии крайне серьёзно относятся к «йеменскому фактору» и чрезвычайно опасаются своего южного воинственного и очень малоуправляемого соседа. Во всяком случае проблема, хотя формально и закрыта, но способна возникнуть в любой момент вновь.

Помимо территориальных разломов, создающих угрозу для целостности Саудовской Аравии, есть еще одна линия этой угрозы. Влияние улемов в годы нефтяного бума существенно уменьшилось – однако один из значимых кланов Королевства, не входящий в правящую семью – семья аль-Шейх, ведущая своё происхождение от основателя ваххабизма аль-Ваххаба, является силой, с которой считается правящая династия. В руках главного муфтия – верховного кади, традиционно назначаемого из числа влиятельнейших представителей клана аш-Шейх, находятся комитеты общественной морали, контролирующие практически всю общественную жизнь Королевства.

И, наконец, еще одна угроза – и далеко не последняя по значению – смена поколений правящей династии. Сыновья основателя Королевства Абд аль-Азиза банально «заканчиваются» - по причине преклонного возраста. И король Абдалла, и наследный принц Наиф – глубокие старцы, разменявшие девятый десяток. Следующее поколение внуков Абд-аль Азиза испытывает с одной стороны внутриклановую борьбу по материнским линиям, с другой стороны – «поддавливается» поколением своих сыновей.

При короле Фахде был создан механизм согласования интересов, однако проблема заключается в том, что непосредственные ключевые решения в правящей семье принимает очень узкая группа, состоящая по разным данным от 40 до 60 человек, причем значительная часть их принадлежит к влиятельной ветви Судейри. Это во многом сужает влияние других ветвей клана по материнским линиям – что, безусловно, создаёт крайне значимую линию разлома уже внутри правящей династии с возможным возвращением её к ситуации 60 годов. Однако сейчас нет братьев короля Абд-аль-Азиза, способных примирить враждующие группировки.

Ближневосточные качели

Развитие ситуации вокруг Сирии показывает, что для агрессоров начинает принципиальное значение играть фактор времени. Уже просто бросается в глаза, что обстановка в стране близка к катастрофе – и в этом смысле усиление давления на Сирию в общем-то, совершенно оправдано. Вероятно, Россия будет оказывать Сирии поддержку, но исключительно на дипломатическом фронте.

Почему для Запада столь принципиально важно раздавить Сирию именно сейчас? Ответ, видимо, лежит в плоскости решения сразу нескольких принципиальных проблем.

Проблема первая и главная на сейчас. Иран. Иран – мощная во всех отношениях индустриально развитая страна с серьезной современной армией. В плюс Ирану вдобавок играет чрезвычайно сложный характер местности, крайне выгодное геостратегическое положение, позволяющее в случае необходимости обрушить мировую экономику даже угрозой перекрытия судоходства через Ормузский пролив, высокий моральный дух как армии, так и значительной части населения. Прямая военная интервенция против Ирана в условиях работы промышленности стран-агрессоров в режиме мирного времени попросту бесперспективна – складские запасы боеприпасов мирного времени невелики для подобной войны. Несколько лет назад Пентагон объявлял о том, что в Иране намечены более 10.000 целей для нанесения ударов.

Чтобы гарантированно уничтожить такое количество, необходимо до критически минимального уровня оголить запасы – а пополнять их своевременно так просто не получится – современные ракеты – не патроны Второй мировой, выпускать их миллиардами невозможно. Кроме того - совершенно не факт, что в процессе будут обнаружены и заявлены к уничтожению еще 10, 20 или более тысяч новых целей.

В общем, внешняя агрессия без тотального ядерного холокоста выглядит малоэффективной – но на такой шаг вряд и кто решится - пока столь масштабного применения ядерного орудия не было, и переводить эксперимент сразу в стадию промышленной разработки...

Тем не менее, шанс на сокрушение Ирана существует. Повторение Зеленой революции. В следующем году во второй его половине – президентские выборы. Раскачать ситуацию возможно – и уже, собственно говоря, все признаки подготовки налицо. Но для этого необходимо окончательно заблокировать Иран, лишив его любых союзников – как существующих, так и потенциальных. Именно поэтому затянувшееся уничтожение Сирии становится нетерпимым.

Однако при этом необходимо решить проблему с окончательным окружением и блокированием Ирана. С лишением его любой надежды на помощь извне. Уже видно, как в последние месяцы резко ухудшились отношения Ирана и Азербайджана. Трудно сказать, насколько независим президент Алиев, однако без него столь серьезное ухудшение произойти не может. Остаются еще два значимых для Ирана государства, чья помощь должна быть исключена либо минимизирована – Россия и Китай.

Китай, который находится относительно далеко, вряд ли будет поддерживать Иран иначе, чем дипломатически и оказывать ему ограниченную военно-техническую помощь. Для России выбор игры против Ирана гораздо более болезненнен и вряд ли даже при самом предательском правительстве она так просто согласится сдать Иран. Страшно. Далее – слишком велика вероятность того, что полыхнет уже у нас. И поэтому вместе с операцией против Ирана нужно будет проводить хаотизацию России. Чтобы внутренние проблемы затмили собой внешние.

И так удачно сложилось, что в России уже созданы все условия для этой хаотизации. Есть тщательно разжигаемая ненависть к воровскому режиму, который, кстати, не слишком и обижен на такое определение – а чего там, правда глаза не колет. Есть отмороженные революционеры типа мадам Чириковой, объявившие сбор средств для поддержки сирийских бандитов. Вы погодите – она и нашим бандитам деньги будет собирать – дайте время. Есть предатели в самой власти, есть обстановка кризиса и ожидания оного – в общем, весь букет. И потому, запустив ближе к осени навал на путинскую клику, Запад при любых раскладах останется в выигрыше – не свалит власть в России сразу – ну так окончательно отцепит ее от Ирана.

Третья проблема, которая вынуждает Запад срочно решать все задачи – Саудовская Аравия. Есть все основания предполагать, что страшилка про скорый пик добычи нефти – это не бурная фантазия утопленника-советника Мэтью Симонса, а чистейшая правда. И пик этот наступит в период до 14 – максимум 15 года. Это будет означать, что контроль над ценами на нефть будет утрачен или существенно ослаблен – и валить Россию схлопыванием её бюджета станет гораздо проблематичнее. Поэтому 13 год – год выборов в Иране – должен стать решающим. Он обязан будет пройти под знаком хаотизации в России, нарастания «революционных» настроений в Иране – с последующей интернациональной помощью революционерам по примеру Ливии и Сирии. Ну, а затем необходимо будет вплотную заниматься Россией – так как крушение Ирана и нарастание проблем с добычей нефти пройдет по описанным выше разломам в Саудовской Аравии – и есть очень большой шанс, что последнее сколь-либо устойчивое государство Ближнего Востока превратится в конгломерат враждующих территорий.

Не зря американские теоретики стратегии Большого Ближнего Востока рисовали рисунки, на которых Саудовская Аравия во всех вариантах превращалась в разноцветную картинку разнообразных лоскутков. Есть причины и есть вполне серьёзные основания предполагать такой сценарий.

Именно поэтому необходимо срочно и кардинально решать вопрос с неуступчивыми аятоллами - крах королевства ас-Саудов внезапно оставит Иран единственной региональной сверхдержавой. Страной, доказавшей, что в условиях крайне жестких экономических и политических санкций она способна стремительно развиваться, обладать мощной экономикой, современной армией - да собственно, один тот факт, что бюджет Ирана даже больше бюджета России, говорит уже о многом.

Безусловно, все эти построения сугубо умозрительны. Безусловно, это модель, построенная на очень скудном пайке информации. Но есть ряд признаков, которые вынуждают строить такую модель. Они названы выше. Если у кого-то есть иные толкования – можно строить другие модели. Не вопрос.

Тем не менее, сказав «а», нужно пытаться произносить и остальные буквы. Главное – если описанная модель достоверна, то какие действия должна предпринять Россия для расстройства подобных планов? В отношении себя в первую очередь.

Делай что должно, и будь что будет

Если описанная выше модель верна – хотя бы в общих чертах, то возможно определить, какие именно меры противодействия возможны на уровне даже не многоходовой игры, а незатейливо – «в лоб».

Если принять во внимание ключевой фактор – фактор дефицита времени для агрессоров – то главная мера противодействия – максимально затянуть время каждого шага наших противников. Сирия в этом смысле – крайне важный элемент такой тактики (о стратегии в текущих условиях говорить, увы, просто не приходится).

Совершенно очевидно, что ни о каком прямом противодействии планам агрессоров говорить не приходится – тем более о военном. Переводя сирийскую трагедию во внутреннее противостояние, агрессоры делают бессмысленной военную помощь извне. Отдельные точечные акты такой помощи мало повлияют на общую обстановку – а оказывать масштабную консультативную и советническую помощь попросту поздно. Хотя, безусловно, нужно рассчитывать на то, что режим устоит, и все равно пытаться совместно с сирийским руководством создавать антитеррористические структуры, контрпропагандистские, налаживать систему охраны границ, укреплять береговую оборону и систему ПВО страны. При этом нужно отдавать отчет в том, что все эти мероприятия могут оказаться бессмысленными.

Так же малоперспективно координировать свои усилия с работой Ирана на сирийском направлении – возможно, такая работа уже и ведется, но её результаты слишком уж незаметны. Та же проблема – нет времени и главное – есть очень серьезное недоверие между странами и соответствующими структурами. Слишком двусмысленной была – да и остается - политика России в отношении Ирана. Однако тем не менее эта работа должна вестись – и максимально интенсивно.

Наибольший эффект для стабилизации ситуации хотя бы на сегодняшнем очень сложном уровне могла бы оказать встреча ШОС 6-7 июня этого года. Крайне сложно сказать, насколько лидеры ШОС обеспокоены обстановкой вокруг Сирии, еще сложнее понять, какая подготовительная работа по этому вопросу ведется. Однако максимально жесткое и недвусмысленное заявление организации по поводу эскалации последних недель и дней событий в Сирии более чем способно притормозить Запад и монархии Залива. По крайней мере в части истерических воплей «Немедленно бомбить».

Возможно, Запад учитывает эту угрозу своим планам и постарается до саммита раскрутить в направлении необратимости возможность нанесения «ударов возмездия». Если это так – то сейчас должны начать поступать новые известия о «зверствах режима». Кстати, как раз сегодня прошло сообщение о найденных жестоко замученных и расстрелянных гражданских в окрестностях Дейр-аз-Зора – где недавно пропали специалисты-нефтяники.

Так или иначе, но нынешний пропагандистский навал на Сирию необходимо гасить – причем гасить крайне жестко – чего, к сожалению, не наблюдается. Главная задача заключается в выполнении следующих условий: идеально было бы добиться в качестве конечной цели присутствие Башара Асада у власти до проведения в Сирии президентских выборов и избрание консенсусной фигуры. Уже ясно, что Башар Асад таковой фигурой не может являться – оппозиция ни при каких обстоятельствах не пойдет на согласие по ней.

Если этот вариант окажется невозможным – необходимо оказать все возможное влияние на проведение «йеменского варианта» ухода под гарантии Башара Асада с сохранением существующей конфигурации власти – но с новыми фигурами в ней.

Наконец, если и этот вариант окажется невозможным – то необходимо удерживать существующий режим максимально возможное время, предоставив Башару Асаду и его окружению личные гарантии неприкосновенности и вывоза его на территорию России в случае краха режима.

Идеально, чтобы на все это было затрачено максимально большее время – до следующего лета минимум. Это серьезно ослабит возможности Запада повлиять на ход проведения президентских выборов в Иране в 2013 году.

Не менее важно предотвратить волнения в России. Причины, безусловно, устранить невозможно, так как кризис, который и вызовет ухудшение ситуации в стране, нам неподвластен. Страна слишком крепко привязана к мировой экономике и слишком слабо защищена от негативных процессов, идущих из неё. Тем не менее, серьезно ослабить прозападную (либо манипулируемую прозападными кликами российской элиты) оппозицию возможно. Кадровые чистки, принятие популистских решений (если нет возможности принять системные), проведение показательных кампаний против одиозных фигур, ответственных за текущее состояние страны – все это способно хотя бы на какое-то время существенно снизить вероятность волнений. Я не питаю иллюзий относительно государственнических позиций современной российской власти – но здесь расчет исключительно на инстинкт самосохранения. На людей они и так не слишком похожи – так хоть пусть животное начало сработает.

Тем не менее, есть шанс – и он, стоит сказать прямо, очень велик – что волнения осенью весьма вероятны. В этом случае любой их исход идёт прямо в интересах Запада – либо обрушение власти, либо очередная ничья между кликами российской элиты неизбежно ослабит внимание и усилия России на крайне опасном ближневосточном направлении.

Единственный выход и единственный сколь-либо приемлемый вариант – в случае обрушения или угрозы обрушения власти должна появиться «третья сила», которая с одной стороны даст отпор белоленточному движению, с другой стороны сумеет навязать власти свои решения. Это кажется утопией – но в ситуации крушения (как было в 91 или 93 годах) устойчивость власти однозначно будет на самом низком уровне – и поэтому такой вариант во многом возможен.

И, наконец, последнее. Россия должна срочно и стремительно искать контакты с вменяемой частью саудовского руководства. Для саудитов не является секретом тот факт, что США в случае крушения Ирана потеряют интерес к Королевству, как своему союзнику. Скорее наоборот – в этом случае они будут максимально способствовать распаду страны, рассчитывая оставить под своим контролем Восточную провинцию, гарантируя контроль над нефтяными полями Гавара.

Вряд ли это понимание греет правящую династию ас-Саудов. В интересах России сохранение баланса сил на Ближнем Востоке, которое гарантировано соперничеством Саудовской Аравии и Ирана. Их взаимные отношения – сугубо их двустороннее дело, однако развал существующей конструкции разрушит весь исламский мир, стремительно его погрузит в нищету, и миллионы беженцев хлынут на территорию Европы, России, Средней Азии – и далее опять в Россию. Временной лаг будет составлять от года до двух после разрушения этих качающихся, но пока устойчивых ближневосточных качелей.

Наш взаимный интерес – в сохранении существующего баланса – и вероятно, что часть саудовской элиты сумеет превозмочь застарелую вражду и оценить перспективы сотрудничества прагматично.

Не менее важно столь же стремительно и срочно контактировать с иранским руководством на тот же предмет. Сепаратно либо в рамках ШОС, либо еще каким-либо образом.

По сути, описанные шаги во многом выглядят логичными и вполне решаемыми – хотя бы частично. Наша задача – не дать Западу и в первую очередь США реализовать до конца стратегию Большого Ближнего Востока, которая конечной целью ставит создание гигантской зоны нестабильности, накрывающей всех возможных конкурентов и что немаловажно – кредиторов Соединенных Штатов. Как и в обе мировых войны, США стремятся реализовать свои планы чужими руками, вступив в войну в самом конце для объявления ультиматума побеждённым.

У нас другие задачи и другие цели. Мы обязаны понимать стратегию противника для того чтобы противостоять ей. И противостоять успешно.

Оригинал материала находится по адресу www.el-murid.livejournal.com,

Перепечатка произведена с разрешения автора.