Трещины империй сочатся слезами. Махатма Ганди

В течение двух веков Индия была источником колоссальных богатств для Англии, опорой английского господства на Востоке, плацдармом для новых колониальных захватов. В 1930 году лорд Ротермир говорил: «Индия – центр Британской империи. Если мы потеряем Индию, империя развалится – сначала экономически, потом – политически».

Массы людей снялись с насиженных мест и в поисках спасения устремились

в другие концы прежде единой страны

Вторая мировая война обескровила великие колониальные державы. Даже Великобритания уже не могла удерживать свои многочисленные колонии, где все активнее проявляли себя освободительные движения. Англичанам требовалось что-то срочно решать и в отношении «самой яркой жемчужины британской короны» – Индии.

В феврале 1947 года премьер-министр Великобритании Клемент Эттли отозвал вице-короля Индии лорда Уэйвелла в Лондон. На его место назначили генерал-губернатора лорда Маунтбеттена, он должен был подготовить передачу колонии под власть индийцев.

Тут возникли трудности. Индия – страна невероятного смешения религий. Наиболее крупная община – индусы. Индуизм – одна из самых консервативных религий мира. Вера во всеобъемлющее верховное божество и бессмертие души сочетаются у индусов с жесткой системой разделения общества на сословия (варны) и более мелкие социальные группы (касты).

Четыре варны – брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, правители), вайшьи (торговцы и ростовщики) и шудры (земледельцы и ремесленники) – раз и навсегда предопределяют положение человека в общине от рождения до смерти.

Вторая по значимости религия Индии – ислам, пришедший в страну в средние века с мусульманским завоеванием. Ислам укрепился и расцвел в Индии, оказав большое влияние на ее культуру.

Третья религиозная община – сикхи, последователи гуру Нанака, который хотел рационализировать индуизм: ввести веру в единого бога, отказаться от идолопоклонства, кастовой системы и других древних обычаев.

А еще в Индии проживают парсы-огнепоклонники, когда-то бежавшие в Индию из Персии, христиане – потомки крещенных индусов и первых колонизаторов Индии, буддисты и множество других религиозных течений и сект.

Так вот в 1947 году сами индийцы никак не могли определиться – быть ли им единой страной или же разделиться на несколько суверенных государств. Ведущая в стране партия Индийский национальный конгресс стояла за свободную единую Индию, а Мусульманская лига, другая влиятельная партия, хотела, чтобы было создано независимое от Индии исламское государство Пакистан («паки» на урду – «чистый», «правоверный»).

В Индии давно уже жили как бы два народа-антагониста: индусы и мусульмане. Вторые были в явном меньшинстве и боялись, что они окажутся в неравном положении, если Индия сохранит территориальную целостность. Споры, дискуссии по этим вопросам быстро выплеснулись на улицы и привели к массовым религиозным столкновениям.

Английская колониальная администрация была напугана разгулом насилия, она поспешила согласиться на создание двух независимых доминионов. По плану последнего вице-короля Индии лорда Маунтбеттена каждый из 550-ти индийских княжеств мог самоопределиться, к какой из двух создаваемых стран он желает присоединиться.

Размежевание княжеств произошло, но насилие не исчезло. Ибо в Индии остались порядка 35 миллионов мусульман, а в Пакистане – не менее 12 миллионов индусов. И тогда с берегов реки Инд, давшей название всему субконтиненту и оказавшейся теперь большей своей частью в Пакистане, хлынули толпы беженцев-индусов. Навстречу им, с берегов другой великой индийской реки Ганга потекли потоки беженцев-мусульман.

Города вновь захлестнули религиозные погромы и резня. В Равалпинди, Амритсаре, Калькутте целые кварталы были разрушены, в руинах лежал красивейший город Лахор. Массы людей снялись с насиженных мест и в поисках спасения устремились в другие концы прежде единой страны. Счет беженцам шел на миллионы. Считается, что тогда погибло более полумиллиона человек, а число пострадавших, потерявших близких, оставшихся без крова достигло 12 миллионов.

Это ад, о котором международному сообществу не хочется вспоминать

Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии – занимает уникальное геополитическое положение вблизи границ СНГ и на стыке пяти государств: Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана.

Этот штат расположен в труднодоступной горной местности: Гималайские горы здесь достигают высоты примерно от 2500 до более чем 8000 метров. Среди гор на высоте 1700 метров над уровнем моря находится знаменитая Кашмирская долина.

Зеленые долины и голубые озера, потоки чистейшей горной воды и сосновые леса – все это привлекало в Кашмир паломников и многочисленных туристов из Европы, Азии и Америки. Они наслаждались красотами Кашмирской долины с ее прекрасно обработанными полями и уникальными садами, снежными горными вершинами, высокогорными озерами, известными горными курортами Гималаев.

«Если и есть рай на Земле, то он в Кашмире», - писал один персидский поэт. Ему вторил французский врач Франсуа Бернье, еще в XVII веке назвавший Кашмир «индийским раем». Кашмир называли также «Азиатской Швейцарией», привлекателен он был не только для туристов, ибо здесь расположены несколько святынь, привлекающих паломников со всей Индии.

Стоит добавить также, что древнее княжество Джамму и Кашмир подарило миру кашемировую ткань и кашмирскую бронзу. Здесь, в предгорьях Гималаев, проходила одна из главных дорог Великого шелкового пути, и караванщики несли в Среднюю Азию, а оттуда в Европу рассказы о кашмирских кузнецах и ткачах, коврах и шелках.

Кашмир долгие годы был независимым княжеством. В XIII веке жители «счастливой долины» приняли ислам. Пик расцвета Кашмира, в состав которого в то время входили и Тибет, и Кабул, приходится на рубеж XIV-XV веков.

В 1587 году Кашмир, утратив независимость, стал частью Могольской империи. Два века спустя перешел под афганскую корону. В 1819 году сюда пришли сикхи. И мусульмане стали считаться гражданами второго сорта.

В 1846 году Кашмир был аннексирован англичанами. Индийское меньшинство по-прежнему играло доминирующую роль, а последователи Аллаха так и остались второсортными гражданами. Им категорически запрещалось резать коров, священных для индуистов животных.

В Кашмире часто вспыхивали восстания. И английские колониальные власти решили продать строптивую провинцию индийскому махарадже из княжества Джамму за символическую сумму в 7,5 миллионов индийских рупий (380 тысяч долларов). Так и сложилось в Кашмире к концу второй мировой войны парадоксальная и взрывная ситуация: 77 процентов населения были мусульманами, но правили ими индийские махараджи.

И неудивительно, что в конце XX века Кашмир вновь стал знаменит: он «подарил» миру одно из самых затяжных политических противостояний. Сегодня бывшее княжество, разорванное Индией и Пакистаном, - это ад, о котором международному сообществу не хочется вспоминать.

С 2000 года стали использовать подрывников-смертников, практиковались захват и убийство заложников, вооруженные столкновения и перестрелки вдоль индо-пакистанской границы

В 1947 году самый крупный британский доминион распался на две части – собственно Индию и Пакистан. А Кашмир? Он естественно стал яблоком раздора. По планам англичан те штаты, где доминируют индуисты, должны были перейти к Индии, где мусульмане – к Пакистану. Так, в общем-то, везде и случилось. Везде, кроме Кашмира.

Катастрофа 1947 года не могла не наложить болезненный отпечаток на будущее индо-пакистанских отношений.

К 15 августа 1947 года, на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира индуист Хари Сингх все еще сомневался, в отличие от правителей большинства других княжеств, к какому государству присоединиться – к Индии или Пакистану. Или же вообще добиваться независимости.

Колебания Сингха продолжались, шли многочисленные переговоры, но вот в октябре 1947 года с целью оказания давления на махараджу на территорию княжества из Пакистана вторглись отряды пуштунских племен и так называемые пакистанские добровольцы.

Пакистанцы тогда захватили примерно треть штата. И на этой территории возникло непризнанное государство Азад Кашмир (Свободный Кашмир), территориальное образование, которое имеет такой же статус в мире, как Турецкая республика Кипр, как Нагорный Карабах или Приднестровье.

И только тогда махараджа Кашмира принял наконец волевое решение. Заявил о присоединении княжества Джамму и Кашмир к Индии. Он направил письмо лорду Маунтбеттену, в котором информировал его о вторжении со стороны Пакистана. К письму был приложен подписанный махараджей текст Акта о присоединении княжества к Индии.

Вскоре в Кашмир был направлен индийский воинский контингент, ему удалось остановить наступление пакистанцев. Тогда же Маунтбеттен выразил пожелание правительства Великобритании, чтобы после восстановления законности и порядка в Кашмире и освобождения его территории от внешних сил судьба его «должна быть решена путем волеизъявления его народа».

Мысль о референдуме в Кашмире под эгидой ООН была поддержана лидером индусов Джавахарлалом Неру (кстати, его род происходил из Кашмира) и генерал-губернатором Пакистана Мухаммадом Али Джинной. И все же референдум так и не состоялся. Военные действия на территории Кашмира тем временем разрастались, в них были втянуты уже и регулярные войска Пакистана.

Почти 60 лет с различной интенсивностью, то затухая, то вспыхивая с новой силой, тлеет конфликт между Индией и Пакистаном. Территориальный спор относительно штата Джамму и Кашмир стал причиной четырех войн – 1947-1948, 1965, 1971 и 1999 годов.

Очень показательным в мае 1999 года был Каргильский инцидент (север Кашмира) – вторжение войск боевиков с территории Пакистана. Индия была вынуждена вести масштабные боевые действия с использованием авиации и артиллерии. Конфликт длился 74 дня, на участке общей протяженностью в 150 километров.

Каргильский конфликт хотя и завершился победой индийской армии, но стал причиной активизации деятельности группировок террористов в других районах Джамму и Кашмира. Уже с лета 1999 года начала применяться тактика нападений на воинские части, полицейские участки, охраняемые правительственные здания. С 2000 года стали использовать подрывников-смертников, практиковались захваты и убийства заложников, вооруженные столкновения и перестрелки вдоль индо-пакистанской границы.

Дело осложняется еще и тем, что все три спорящих страны – Индия, Пакистан и Китай –

владеют ракетно-ядерным оружием

Позиции противоборствующих сторон в Кашмире непримиримы. В Дели считают эти земли своими и настаивают на безоговорочном возврате всех занятых районов. В Исламабаде же требуют проведения в Кашмире плебисцита, чтобы само население этого штата могло решить свою судьбу.

Все усилия международных посредников примирить враждующие стороны (высказывалась и идея превратить Кашмир в подобие «центральноазиатской Швейцарии», то есть провозгласить его независимость как от Индии, так и от Пакистана), все надежды усадить за стол переговоров «страну Инда» и «страну Ганга» успехом не увенчались.

В Кашмире по-прежнему нет границы между Индией и Пакистаном. Эти территории не имеют официального статуса, нет и единой столицы. К тому же на фоне этих взаимных тяжб, так сказать, под шумок, Китай, граничащий в этом районе Гималаев с Индией и Пакистаном, аннексировал северо-восточные окраины злополучной спорной территории. При этом Пекин даже ухитрился заключить договор о границах с Исламабадом, что, естественно, вызвало негодование в Индии.

В результате территория бывшего княжества Джамму и Кашмир оказалась поделенной между тремя соседними государствами. И ни одно из них не удовлетворено сложившимся статус-кво и каждое продолжает выдвигать территориальные претензии к другим. Индия и Пакистан взаимно претендуют на территорию всего княжества, а Китай – почти на всю территорию индийского штата Аруначал-Прадеш.

Вот еще факты. Территория бывшего княжества Джамму и Кашмир составляет 222 тысячи квадратных километров. При этом около 84 тысяч квадратных километров этой площади находится под юрисдикцией Пакистана, а более 39 тысяч – Китая. В результате Индия фактически контролирует 99 тысяч квадратных километров, включая «камень преткновения» спора, «изумруд, затерявшийся среди жемчужин» - кашмирскую долину со столицей штата Сринагаром.

По данным переписи 2001 года, население индийской части Кашмира составляет 10 миллионов человек, из которых 64% - мусульмане, 32% - хинду, 2,2% - сикхи, а остальные – буддисты, христиане и джайны. Население же «пакистанской» части Кашмира – 4,2 миллиона человек, из них 90,8% - мусульмане.

Кашмирский узел завязывается все туже. Надежды на то, что он как-то будет развязан, убывают. Споры из-за Кашмира чреваты мировой катастрофой. Ведь дело осложняется еще и тем, что все три спорящих страны – Индия, Пакистан и Китай – владеют ракетно-ядерным оружием.

К концу ХХ века Индия и Пакистан сделали свой «ядерный выбор». В середине мая 1998 года Индия осуществила серию ядерных взрывов на полигоне Покхаран, а затем в конце мая того же года Пакистан последовал примеру своего соседа.

Многие аналитики не без оснований считают Южную Азию одним из наиболее взрывоопасных регионов мира. И спор вокруг Кашмира может стать источником нового вооруженного конфликта, способного перерасти в конфликт ядерный.