Задача внедрения системы ГЛОНАСС приобрела актуальность в связи с тем, что «к концу 2010 года, – как заявил на недавней пресс-конференции вице-премьер Сергей Иванов, – ГЛОНАСС будет обеспечивать 100-процентное покрытие Земли». Причём, внедрять будут не только словом, но и силой.

Похоже, в России началась кампания по внедрению и массированной пропаганде среди населения отечественной системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС. За последние два-три месяца состоялось уже несколько круглых столов и пресс-конференций на эту тему. Очередная прошла на днях в газете «Известия».

Вместе с заместителем председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым перед журналистами выступили ещё пятеро высокопоставленных представителей различных структур, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме: генеральный директор и генеральный конструктор Российского НИИ космического приборостроения (ныне ОАО «Российские космические системы»), он же генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Ю.М. Урличич; заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) А.Е. Шилов; директор Департамента программ развития Министерства транспорта РФ (Минтранс) А.К. Семёнов; генеральный директор Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) А.О. Гурко; заместитель начальника Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) В.В. Швецов. Вёл пресс-конференцию главный редактор газеты «Известия» В.Г. Абрамов.

Из истории вопроса

Родоначальниками спутниковой навигации стали американские учёные. В 50-е годы XX века в процессе наблюдений за первым искусственным спутником Земли они заметили, что частота принимаемого от него сигнала меняется в зависимости от того, приближается или отдаляется спутник от Земли. Другими словами, зная свои координаты, можно определить, где находится спутник и с какой скоростью он движется. А значит, предположили учёные, возможно и обратное: зная точное положение спутника, можно определить свои местонахождение и скорость.

Через 20 лет идея была реализована. Первый спутник GPS появился на орбите в 1974-м, 24-й (это минимальное количество аппаратов, необходимое для полноценного функционирования системы) – в 1993-м. Когда же в 2000 году в США были сняты ограничения на точность измерений при бытовом использовании GPS, эта технология стала быстро развиваться и завоёвывать мир.

Советский Союз существенно опоздал с разработкой альтернативной системы. Первый спутник Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), созданный по заказу Министерства обороны СССР, был выведен на орбиту только в 1982 году. Однако уже к 1995 году (всего на два года позже, чем в США) число спутников ГЛОНАСС было доведено до штатного состава. Но затем из-за развала СССР, недостаточного финансирования, а также выработки гарантийного ресурса аппаратов число спутников стало стремительно сокращаться. И к началу XXI века их осталось всего шесть.

В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», в соответствии с которой покрыть всю Землю ГЛОНАСС должна была к началу 2010-го. Несмотря на то, что сроки выполнения отдельных этапов программы несколько раз корректировались, к сентябрю текущего года число аппаратов на орбите достигло 26. Сегодня 21 из них используются по прямому назначению, три временно выведены на техобслуживание и два находятся в резерве.

«В этом году ожидается пуск шести или семи аппаратов, – заявил в своём выступлении заместитель председателя Правительства РФ. – Причём, среди них будет и так называемый «ГЛОНАСС-К», аппарат нового поколения, рассчитанный на работу на орбите в течение десяти лет. Таким образом, к концу 2010 года, ГЛОНАСС будет обеспечивать 100-процентное покрытие Земли, то есть начнёт оправдывать своё название – глобальная». А после перехода группировки на новые спутники «ГЛОНАСС-К» точность нашей навигационной системы перестанет уступать своему основному конкуренту – американской NAVSTAR GPS.

Впрочем, Сергей Иванов во время пресс-конференции не раз повторял, что «мы с GPS не соперники, а союзники». Дело в том, что помимо американской и российской навигационных систем, в мире существует ещё ряд подобных проектов. Евросоюз разрабатывает Galileo, Китай – Compass. «Мы едва успели запрыгнуть на подножку последнего вагона уходящего поезда, но успели! – с удовлетворением констатировал вице-премьер. – На 2018 год назначен старт Европейской системы навигации. Они выделили на это уже 6 млрд евро – больше, чем мы за всё время существования ГЛОНАСС. Но 27 государствам куда сложнее договориться между собой. Кто-то заинтересован в этом проекте больше. Как Франция, например, которая и денег выделяет на него больше всех остальных. Кто-то не заинтересован вообще».

«В этом году, – заверил генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич, – по надёжностным характеристикам мы сравняемся с американцами и дальше пойдём с ними вровень. Мы наращиваем и орбитальную группировку, и технологии. И надеемся быть вместе с GPS в лидерах этой отрасли». «Другими словами, мы с американцами создадим общие правила игры на этом поле. Остальные должны будут их принять», – совсем уж прямо заявил Сергей Иванов.

Не опередит ли нас Китай в ближайшие годы, задали вопрос представители СМИ? «То есть, не омертвит ли он уже инвестированные нами средства? – уточнил вице-премьер. – Думаю, нет. Лет через 10-15 китайская навигационная система, наверное, действительно, будет широко продаваться и стоить дешевле нашей. Но если она станет принимать только один сигнал – системы Compass, она не будет востребована. Если же это будет совместная с ГЛОНАСС и GPS система, тогда это будет уже совсем другой разговор». К тому же очень много стран, которые не могут позволить себе разработку собственной навигационной системы, уже ангажировались под ГЛОНАСС. Например, Индия с её миллиардным населением, ряд государств Латинской Америки.

Проблемы и достижения

В мире портативные спутниковые навигаторы давно и широко используются в быту. Ими пользуются водители и туристы – для определения своего местонахождения или выбора маршрута, родители – для дополнительного контроля или безопасности ребёнка, владельцы собак или кошек – на случай потери любимца. Нередки случаи оборудования навигаторами даже особо ценных предметов, как то: часы, фотоаппараты. Но до недавнего времени подавляющее большинство аппаратов ориентировалось по американской системе GPS. ГЛОНАСС, мягко говоря, не могла сравниться с американским аналогом ни по точности, ни по стоимости.

В России разработано несколько десятков (около 40) различных навигаторов для МЧС, МВД и прочих силовых структур. Ими с некоторых пор в обязательном порядке оборудуется государственный транспорт, поезда и самолёты. С помощью этих аппаратов, установленных на судах рыболовецких флотилий, можно контролировать перемещение траулеров, а также выявлять тех, кто занимается незаконным ловом рыбы.

Весьма довольны отечественными разработками представители спецслужб. Так, первые электронные браслеты с системой ГЛОНАСС, появившиеся ещё в 2008 году, позволили в несколько раз сократить число побегов из мест заключения. Кстати, эти устройства можно использовать для контроля не только за осуждёнными. Говорят, высокотехнологичные ботинки с GPS-передатчиком пользуются в США большим спросом у ревнивых мужей и жён, поскольку позволяют следить за человеком непосредственно по Интернету.

Однако российские компании, по признанию Сергея Иванова, пока не способны обеспечить массового потребителя удобными и недорогими навигаторами. Сегодняшняя задача разработчиков ГЛОНАСС – увеличить популярность нашей навигационной системы в России и мире. Для чего решено расширить применение этой системы в гражданском секторе, перевести её с профессионального на потребительский рынок. И главное – способствовать распространению так называемого универсального навигатора ГЛОНАСС-GPS, способного принимать сигналы сразу двух систем.

В общей сложности, по словам Сергея Иванова, в программу развития ГЛОНАСС вложено на сегодня уже свыше 60 млрд рублей. «Мы четвёртые в мире по расходам на космос, – сказал вице-премьер. – Наши расходы, грубо говоря, сопоставимы с французскими и китайскими. В два раза меньше, чем у Европейского космического агентства. И, конечно, кратно уступают Соединённым Штатам». Но Россия планирует постепенно наращивать расходы в космической сфере, заверил зампред Правительства РФ. И за последние три-четыре года финансирование этой сферы действительно увеличилось приблизительно вдвое. По истечении в 2011 году срока действия прежней целевой программы ГЛОНАСС будет принята следующая – до конца 2020 года. На неё планируется выделить ещё порядка 60 млрд рублей. При этом на космическую группировку в новой программе будет предусмотрено меньше средств. Большая часть пойдёт на НАПы (наземная аппаратура потребителей), картографию и коммерциализацию ГЛОНАСС.

В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство и ОАО «Российские космические системы». Представители этих организаций рассказали на пресс-конференции о том, что вскоре наша навигационная система получит ещё ряд дополнительных функций. Например, трёхмерные карты, голосовые подсказки поворотов, определение маршрута с учётом номера дома.

К 2011 году с точности данных ГЛОНАСС будет снята секретность, накладываемая на неё силовыми ведомствами. И тогда местоположение морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе людей, можно будет определять с точностью до одного метра. Сергей Иванов сообщил, что Министерству обороны РФ уже дано соответствующие поручение: «Минобороны должно понять очевидное: то, что они закрывают, всеми другими уже давно открыто. Все зарубежные карты отражают всё до метра».

До сих пор ограничения по сканированию территорий, относящихся к секретным объектам, сдерживали и кадастрирование земель. Использование навигационных систем в полной мере не только повысит точность данных при составлении карт, но и, по мнению вице-премьера, «выбьет всю бюрократию в этой сфере и ликвидирует искусственные барьеры».

Чтобы стимулировать распространение ГЛОНАСС на транспорте, производителей автомобилей обяжут оборудовать ею все выпускаемые в стране машины. В настоящее время аппараты системы экстренного реагирования на аварии на дорогах – ЭРА ГЛОНАСС – устанавливаются только на АвтоВАЗе, на автомобилях Priora и Kalina. Заставить и других производителей делать это, по мнению Сергея Иванова, может только нормативный документ. И до конца года, по словам вице-премьера, этот документ появится: «Выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили оборудовались в обязательном порядке навигаторами ГЛОНАСС-GPS. Новое требование коснётся всех компаний, которые собирают автомобили в России».

Покупка автомобиля с встроенной аппаратурой ГЛОНАСС-GPS не станет «обязаловкой», поспешили успокоить журналистов участники пресс-конференции. Но стоимость машины с этой опцией будет отличаться от стоимости такой же, но без указанной опции, всего на каких-то 10-12 тысяч рублей. И покупатель, скорее всего, предпочтёт первую, надеются разработчики ГЛОНАСС.

Кроме того, «с 2012 года Минтранс вводит денежный сбор за проезд по федеральным дорогам любых автомобилей грузоподъёмностью более 12 тонн», – сообщил журналистам Сергей Иванов. И для того, чтобы отслеживать перемещение по дорогам таких автомобилей и организованно взимать пошлину, тоже потребуются специальные устройства на основе системы ГЛОНАСС. Минтранс уже объявил соответствующий конкурс на разработку прибора, который совместит в себе функции таксографа и трекера.

С большой долей вероятности можно предположить, что когда это случится, устанавливать новую аппаратуру на старые автомобили владельцам большегрузов придётся за свой счёт. А кто не захочет, скорее всего, не получит талона о прохождении техосмотра.

Похожие меры будут предприняты и в сфере мобильной связи. Устройства, оснащённые только приёмниками GPS, будут обложены крупными пошлинами. «Это не столько принуждение, сколько мотивация, – объяснил Сергей Иванов. – С техники, использующей как GPS, так и ГЛОНАСС, таможенные пошлины взиматься по-прежнему не будут. Но если в телефоне будет использоваться только аппаратура GPS, размер пошлины составит 25 %».

Всё вышеуказанное должно бы вызывать гордость за страну и удовлетворение её достижениями и успехами. Но вызывает… тревогу. По всем приметам, государство вновь начинает глубоко внедряться в личное пространство человека. Одно дело, когда спутниковая система используется в военных, общегосударственных и общегражданских целях – для получения высокоточного сигнала, возможности всепогодной работы фронтовой авиации, вертолётов и штурмовиков, для экстренного реагирования на дорогах. И совсем другое – когда её применяют для слежки.

Объясняют это необходимостью контроля за использованием горюче-смазочных материалов, борьбой с воровством и приписками. Мол, водители за углом сливают бензин, мусоровозы везут отходы не на сертифицированную свалку, а до ближайшего леса, а медики ездят на машинах скорой помощи не по вызову, а на рынок. Надо пресекать? Надо! Но нельзя же при этом забывать и о презумпции невиновности, и о праве человека на частную жизнь.

Сергей Иванов, отвечая на вопрос журналиста о том, как развитие глобальной навигационной системы согласуется с тайной личной жизни, ответил: «Если не хотите, чтобы за вами следили, элементарно не включайте телефон». Наверное, этим аргументом можно было бы убедить старушку у подъезда. И то лет пять-семь назад. Но сегодня даже школьник знает, что современное космическое оборудование позволяет при желании получить доступ даже к неработающему телефону.

Если же скоро все автомобили, все мобильные телефоны будут в обязательном порядке оборудованы системой космического слежения… Если идут разговоры о том, что подобной аппаратурой можно снабдить даже деньги… Становится по-настоящему не по себе.