Радио «Свободная Европа»

Много было истрачено чернил в последнее время при оценке предлагаемого нового закона о полиции, а до этого, закона о расширении полномочий Федеральной службы безопасности.

Все эти разговоры и статьи поражают автора, потому что ни одна ветвь власти не пытается решать основные вопросы, не последним из которых является недоверие к власти. Уже давно никто не верит, что нарушения, которые правоохранительные органы России совершили за последние десять лет, произошли из-за плохих законов.

Ранее в этом году на сайте русской версии журнала «Esquire» был приведен совершенно убийственный календарь злоупотреблений со стороны милиции - перечисление (день за днем) нарушений прав человека и других преступлений с мрачным названием «Мы работаем без выходных». При чтении этого списка ясно одно - все эти нарушения являются нарушениями действующего законодательства.

В комментарии для русского издания «Forbes», предприниматель Яна Яковлева попала в самую точку: «Что за спешка с принятием нового закона о милиции или полиции? Разве милиция мучает граждан, потому что закон плох? Нарушает права людей и лишает их свободы, поскольку закон позволяет им? Нет, они просто считают, что имеют право это делать».

После фарса в октябре прошлого года под названием «местные выборы», я писал о роли органов внутренних дел в победе «Единой России» и предсказал, что следует ожидать противодействия общественности. Теперь, как отметил журнал «Time», приближается напряженный политической сезон для правящей элиты. Это второй раунд региональных выборов, запланированный на октябрь, когда нынешняя засуха и пожары еще не сотрутся из памяти общественности:

Практически все национальные голосования в России омрачены обвинениями в оптовом мошенничестве. Даже во время последнего общенационального тура голосования в октябре 2009 года, когда Россия была на грани финансового коллапса, усилилась безработица, закрывались заводы – «Единая Россия» по-прежнему выиграла практически все 7000 региональных выборов, состоявшихся в этот день. «Эта катастрофа потрясла доверие людей к власти на всех уровнях, - говорит аналитик Евгений Волк. - Правящая элита показала, что и дальше собирается манипулировать общественным мнением и продолжать маргинализацию оппозиции. Я не думаю, что могут произойти реальные изменения».

Не нужно быть профессором права, как президент Дмитрий Медведев, чтобы понять - нельзя ожидать, что милиция будет нарушать закон в октябре, а затем, когда новый закон вступит в силу в январе (как объявил Медведев), спокойно станет профессиональной полицией.

Проблема заключается не в праве.

Илья Яшин и бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов, активисты оппозиционного движения «Солидарность», предложили свою реформу милиции. Но они предварили свои усилия некоторыми рассуждения о том, почему нынешнее правительство не может и не будет проводить реальные реформы (Медведев не ответил на критику):

Шаги, предпринятые Д. Медведевым по реформированию МВД фрагментарны и бессистемны. Совершенно очевидно, что президент не имеет ни политической воли, ни желания добраться до корня проблемы - централизованной вертикали правоохранительных органов, которая питается корпоративизмом и круговой порукой, коррупцией и мнимой борьбой с преступностью.

Есть ли шанс, что нынешняя власть сможет навести порядок в правоохранительной системе? Нет.

Министерство внутренних дел заражено всеми смертельными болезнями. Политическая система в России базируется на непрозрачности, коррупции, бюрократии и, самое главное, отсутствии общественного контроля. И именно эти элементы обнаруживаются во всех ее структурных компонентах.

Вертикальная структура Министерства внутренних дел передает командные импульсы вплоть до самого низкого уровня. Сущность этих импульсов проста: выполняй приказы, создавай «приличные» доклады, а в остальном делай то, что считаешь нужным.

Президент, премьер-министр и правящая партия «Единая Россия» в течение последних лет сосредоточили в своих руках неограниченную власть. Они несут полную ответственность за формирование правоохранительной системы. Они ее архитекторы и инженеры. Было бы наивно полагать, что нынешняя власть захочет серьезно и принципиально реформировать МВД.

Если старый закон о милиции не был проблемой, то почему мы должны думать, что новый закон будет решением?

В интервью журналу «Newsweek», Элла Памфилова, которая ушла в отставку 30 июля с должности главы президентского Совета по правам человека, сделала ряд заявлений, которые также ставят под сомнение способность системы реформировать себя.

Говоря о проблеме Химкинского леса, она сказала: «Учитывая, что дело связано с коррупцией на высоком уровне, президент поручил генеральному прокурору провести расследование. Но система не работает, никто не хочет выполнять не выгодные для себя приказы президента».

Говоря о расширении полномочий ФСБ, она сказала: «Нашим главным разочарованием было увидеть, что даже в тех случаях, когда наш Совет находил общий язык с президентом Медведевым, система подводила его, мы не видели результатов принимаемых мер».

И еще Памфилова сказала: «Проблема прав и свобод человека очень глубока в России. Но это только часть гораздо большей проблемы: права и свободы человека не могут быть защищены в стране с незрелыми демократическими институтами».

Новый закон о милиции не сможет это исправить, как бы красиво не были написаны его статьи.

Перевод с англ. Александра ХОЛЕВА

www.rferl.org