Немецкий министр иностранных дел Гидо Вестервелле в присутствии министра иностранных дел России Сергея Лаврова кратко проинформировал французских и польских коллег о совместном немецко-русском предложении по поводу «сотрудничества по вопросам безопасности». Предложение возникло в процессе переговоров между немецким канцлером Ангелой Меркель и президентом России Дмитрием Медведевым в начале июня, а также на основе проекта, который Россия представила еще в 2008 году.

На первый взгляд, предложения, разработанные Меркель и Медведевым носят прежде всего структурный характер. Это переводит дискуссии о безопасности конкретных горячих точек с уровня послов на уровень министров. Все это выглядит довольно безобидно, пока мы не рассматриваем три аспекта. Во-первых, предложения по углублению отношений между Россией и Европейским союзом были «на столе» в течение нескольких лет без существенного прогресса. Во-вторых, немцы выступили с этой инициативой в период, когда немецкая внешняя политика находится в состоянии непрерывных изменений. И, в-третьих, решение о включении в эту сделку Франции и Польши показывает, что немцы чрезвычайно чувствительны к геополитическим вопросам.

Пересмотр основных стратегий

Экономический кризис в Европе заставил немцев пересмотреть свои основные стратегические установки. Со времен Второй мировой войны немцы преследуют две основные цели. Первая заключается в поддержании тесных связей с французами - наряду с остальной частью Европы – для устранения угрозы войны. С 1870 года Германия вела три войны с Францией, и ее главная цель теперь - не допустить еще одной. Вторая цель Германии - процветание. Память Германии о Великой депрессии, плюс ее желание избежать милитаризма, сделал ее одержимой экономическим развитием и созданием общества, посвященного собственному процветанию. В создании интегрированной экономической структуры в Европе она видит достижение обеих целей.

Однако, события, происшедшие после финансового кризиса 2008 года поколебали немецкую уверенность в Европейском Союзе как в инструменте достижения процветания. До 2008 года Европа действительно находилась в периоде процветания, позволившего Западной Германии одновременно интегрироваться с Восточной Германией и сохранить долгосрочный экономический рост. Европейский союз казался чудесной машиной, которая автоматически генерирует процветание и политическую стабильность.

После 2008 года это мнение изменилось, и чувство неуверенности усиливается нынешним кризисом в Греции. Для защиты зоны евро и европейской экономики в целом немцы оказались втянутыми в процесс, который они считают следствием греческой расточительности. Это не только привело к существенной оппозиции среди немецкой публики, но и заставило задуматься немецкое правительство. С точки зрения немцев цель Европейского союза заключается в обеспечении немецкого процветания. Если в будущем Германия станет опорой для Европы, - иными словами, будет передавать богатство из Германии в Европу - то обоснование европейской интеграции становится проблематичным.

Немцы, конечно, не готовы отказаться от европейской интеграции, которая дала Германии 65 лет мира. В то же время, они готовы рассмотреть вопрос о корректировке рамок, в которых действует Евросоюз, особенно с экономической точки зрения. Европа, в которой немецкое процветание находится под угрозой из-за трудностей Греции, нуждается в корректировке.

Притяжение России

Исходя из реальных экономических интересов, немцы неизбежно обращаются к России. Россия поставляет в Германию около 40 процентов природного газа. В то же время, Россия нуждается в технологиях и специалистах, чтобы развивать свою экономику и перестать быть просто экспортером сырьевых ресурсов. Кроме того, немцы уже инвестировали средства в тысячи предприятий на территории России. И, наконец, население Германии снижается и может оказаться ниже уровня, необходимого для поддержания экономики, но Германия не хочет увеличения иммиграции из-за опасений социальной нестабильности. Население России также падает, но она до сих пор имеет его излишки по отношению к ее экономическим потребностям и так будет продолжаться еще довольно долгое время. Немецкие инвестиции в России позволяют Германии получить рабочую силу, в которой она нуждается, не прибегая к иммиграции, путем перемещения производственных мощностей на восток, в Россию.

Немцы начали развивать экономические отношения с Россией еще до распада Советского Союза, но греческий кризис заставил их пересмотреть эти отношения. Если Европейский союз становится ловушкой, в которой Германия вынуждена субсидировать другие страны, а развитие автономной экономики невозможно, то потребуется другая стратегия. Она состоит из двух частей. Первая - реструктуризация Европейского союза для защиты Германии от последствий неправильной внутренней политики других стран. Вторая - если Европа идет к длительному периоду стагнации - то Германии, в значительной степени зависящей от экспорта и нуждающейся в рабочей силе, необходимо найти дополнительных партнеров.

В то же время, немецко-русские отношения всегда влияли на безопасность Европы. Между 1871 и 1941 годами было 3 основных игрока в континентальной Европе: Франция, Германия и Россия. Их отношения друг с другом менялись, и каждая смена повышала вероятность войны. В 1871 году Пруссия в союзе с Россией, напала на Францию. В 1914 году французы и русские были в союзе против Германии. В 1940 году, когда Германия была в союзе с Россией, она напала на Францию. Каждый существенный сдвиг отношений внутри этой тройки приводил к одному и тому же результату – войне.

Последнее, чего сейчас хочет Берлин –вернуться к этой модели. Вместо этого, он хотел бы интегрировать Россию в европейскую систему безопасности, или, по крайней мере, дать ей достаточную долю в европейской экономической системе, чтобы Россия не стремилась бросить вызов европейской безопасности. Это сразу же скажется на французских отношениях с Россией. Для Парижа партнерство с Германией является основой политики в области безопасности и экономики. Если Германия перейдет к тесным отношениям с Россией, Франция должна рассчитать влияние, которое это на нее окажет. Никогда не было такого времени, когда бы тройственный союз Германии, Франции и России нормально работал, потому что Франция всегда оставалась младшим партнером. Таким образом, для немцев жизненно важно, вместо тройственного союза включить Россию в Европу, и сосредоточить внимание на мерах безопасности, а не на экономических мерах. Тем не менее, немцы должны быть чрезвычайно осторожными в отношениях с Францией.

Еще более деликатным является вопрос о Польше. Эта страна зажата между Россией и Германией. На протяжении своей истории она нередко служила разделителем между ними или же была завоевана одной из них. Тесная связь Германии с Россией неизбежно будет вызывать в Польше старые страхи.

Поэтому, встречи так называемой тройки имеют важное значение для всех. И французы, и поляки, должны понимать, что происходит, как изменятся немецкие обязательства перед Европейским союзом и НАТО.

Точка зрения НАТО

Следует отметить, что происходящее, по словам русских, не представляет угрозы для НАТО. Россия пытается успокоить не только Польшу, но и Соединенные Штаты. Проблема, однако, заключается в следующем: поскольку Германия и Европа сотрудничают в сфере безопасности, то Россия опосредованно будет влиять на НАТО. Если русские выступят против действий НАТО, Германии и другим европейским странам придется столкнуться с выбором между Россией и НАТО.

Если Германия войдет в новые отношения по безопасности с Россией, то как ей строить отношения с США, ведь русские и американцы находятся в натянутых отношениях из-за таких стран, как Грузия? Немцы и русские рассматривают Соединенные Штаты, как источник постоянного давления, вынуждающий их идти на риск в тех областях, где они чувствуют себя некомфортно. Даже когда НАТО не совершает определенных действий, американское давление присутствует постоянно. Немцам и русским сообща будет легче противостоять этому давлению.

Любопытно, что часть немецко-русских переговоров связана с конкретными вопросами безопасности – с Молдовой и Приднестровьем. Молдова находится между Румынией и Украиной, которая примыкает к России, и вернулась в сферу ее влияния. В разное время Молдова была частью как Румынии, так и Украины. Она стала независимой после краха коммунизма, но восточный регион Республики Молдова, Приднестровье, отделился от нее и не без помощи русских. После смены правительства в 2009 году, Молдова позиционирует себя, как прозападное государство, в то время как Приднестровье является прорусским. Россия поддерживает статус Приднестровья, как сепаратистской области (в том числе дислоцированными там войсками), а Молдова настаивает на его возвращении.

В меморандуме Меркель и Медведева особо отмечен этот вопрос. Возможные решения пока не определены, но, когда они будут сформулированы, результат может стать первым указанием на новые немецко-русские отношения. Поляки будут особенно заинтересованы, так как любые действия по молдавскому вопросу будут автоматически влиять на Румынию и Украину. Эти два государства играют ключевую роль в определении положения русских в регионе. Любое решение будет определять отношения между этими тремя странами.

Следует помнить, что немцы не предлагают России никаких сепаратных отношений, а хотят включить ее в систему европейской безопасности. В то же время, следует помнить, что именно немцы выступили с инициативой начать переговоры с русскими и постфактум знакомят другие европейские страны с результатами. Важно также отметить, что они первыми сообщили об этом Франции и Польше. Президент Франции Николя Саркози высказал свое предварительное одобрение 19 июня. Не менее важно, что официально ничего не сообщалось Соединенным Штатам Америки. Не ясно пока, что немцы будут делать, если Франция и Польша не одобрят новые отношения с Россией, что совсем не исключено.

Немцы не хотят ставить под угрозу европейские отношения. В то же время, они пытаются пересмотреть их, сделать их более выгодными для себя. С немецкой точки зрения, новые отношения с Россией будут способствовать достижению этой цели. Но немцам все равно придется объясняться с остальной частью Европы, в частности, по поводу своих финансовых обязательств по отношению к неспокойным экономикам в еврозоне. Они также должны четко определить свои взаимоотношения с НАТО и, что более важно, с Соединенными Штатами.

Как и любая страна, Германия может обладать многим, но не может иметь все. Думать, что удастся объединить Европейский союз, НАТО и Россию в рамках единой системы - это наивно. Немцы не наивны. Они знают, что поляки испугаются, а французы будут чувствовать себя непросто. Если Германия будет уделять основное внимание североевропейской равнине, южные европейцы будут чувствовать себя брошенными. И Соединенные Штаты, наблюдая за сближением Германии и России, будут считать этот развивающийся союз, потенциально имеющий огромную мощь, определенной угрозой их глобальным интересам.

С новыми отношениями немцы хотят изменить европейскую игру. Они двигаются в этом направлении медленно, сохраняя место для отступления, но они двигаются. Будет интересно услышать, что скажут поляки и французы, а также, что скажут по этому поводу американцы, а точнее, администрация президента Обамы.

Этот доклад опубликован с разрешения Stratfor.

www.stratfor.com