Турция находится в положении весьма важной для России страны, ввиду стремления последней к сохранению своего статуса главного поставщика нефти и природного газа в Европу. В этой связи следует особо отметить Анатолию как мост, связующий Европу с нефте- и газоносными регионами Среднего Востока и Средней Азии.

  Отношения России и Турции сейчас хороши как никогда, вследствие чего многие аналитики говорят о возможности выхода двусторонних отношений на уровень стратегического партнерства.

   Однако не следует забывать, что путь от тактического взаимодействия до стратегического партнерства весьма сложен и долог. При рассмотрении же отношений России и Турции с точки зрения их стратегического развития не покидает мысль о возможном перерастании партнерства в соперничество в долгосрочной перспективе. Россия и Турция различны по своему демографическому, экономическому и военному потенциалу, что влияет как на двусторонние отношения, так и на политику стран в регионе.

   Переговорный процесс

   Улучшение российско-турецких отношений, наблюдаемое в последнее время, должно быть, связано с похолоданием в отношениях с Западом – это, в первую очередь, относится к Турции. Односторонняя политика правительства Буша, замедление переговорного процесса с ЕС – эти факторы вкупе способствовали нарушению равновесия в отношениях Турции с Западом.

   Другой причиной укрепления российско-турецких связей является интенсификация экономического сотрудничества – фундаментом российско-турецких отношений является энергетический сектор. Импортируемое из России в Турцию сырье формирует значительную часть энергетического баланса. С точки зрения России Турция является вторым по величине рынком сбыта природного газа, а также важным рынком сбыта нефти.

   Некоторые эксперты свзывают улучшение отношений между Россией и Турцией как результат полагания друг друга евразийскими странами. Расположенные между Востоком и Западом, проводящие традиционную международную политику, демонстрирующие неуверенное поведение по отношению к Западу и обладающие сходным историческим наследством государства рассматривают друг друга как партнеров.

   Конфликтный потенциал

   Однако не следует упускать из виду и конфликтный потенциал двух стран. Особенно он заметен в разнящейся внешней политике России и Турции. В последние годы наиболее ярким примером тому служит политика стран на постсоветском пространстве. Страны демонстрируют различные подходы – в то время как Россия может быть охарактеризована как «жесткая сила», Турция предпочитает применение тактики «мягкой силы» в проведении своей внешней политики.

    Россия рассматривает страны постсоветского пространства как исключительную сферу собственного влияния. В этой связи Россия преследует две фундаментальные цели – препятствуя развитию стран региона с Западом, защищать собственный авторитет, а также удерживая под контролем пути транспортировки сырья, в первую очередь углеводородов, из Средней Азии. Турция неожиданным образом улучшает отношения со странами-соседями, что может быть расценено как результат проведения Анкарой отличной от российской, новой внешней политики, являющейся заслугой главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, провозгласившего целью внешнеполитической деятельности страны «политику отсутствия проблем» и стратегическое улучшение отношений между странами региона.

   Согласно этой внешнеполитической линии, Турция должна достигнуть статуса влиятельного партнера в Черноморском и Среднеазиатском регионах. Если Турция и хочет сближения с Москвой, то, в отличие от нее, не выступает против сближения стран постсоветского пространства с Западом, желая достижения не только статуса члена ЕС, но и регионального лидера.

    Влияние процесса евроинтеграции

    Не забывая о напряжении и сильных политико-экономических связях между Турцией и Западом, следует отметить, что едва ли следует ожидать от Турции проведения антизападной политики. Турция может пойти на союз с Москвой лишь в случае серьезного ухудшения отношений с США и ЕС. Что, в свою очередь, допустимо лишь в случае пренебрежения Западом и особенно ЕС Черноморским, Кавказским и Среднеазиатским регионами.Ухудшение отношений Турции с Западом может привести, в основном, к созданию тактического союза Анкары и Москвы в постсоветском регионе.

   Турция и Россия являются взаимовыгодными партнерами в энергетической сфере не только ввиду стремления Москвы к сохранению за собой статуса основного поставщика топливного сырья на Запад, но и благодаря усилиям, предпринимаемым Турцией для обеспечения прохождения трубопроводов по своей территории. Если подобные усилия Анкары хотя бы частично увенчаются успехом, Турция обретет статус важного энергетического центра. Турция, в этой связи, не раз делала России предложения о сотрудничестве в данной сфере, которые последняя, однако, отвергала, вследствие чего Анкара сделала вывод о существующем конфликте интересов с Москвой по вопросу строительства энергетической инфраструктуры.

   Различия во взглядах

   В этой связи возможность строительства устойчивого российско-турецкого союза не просматривается. Бросается в глаза разница во взглядах стран на принципиальные для них вопросы, что отражается в проводимой ими внешней политике. Анкара стремится к извлечению выгоды из равновесия сил в регионе. Членство же в ЕС очевидно может еще более усилить позицию Турции в регионе. Не следует забывать и о том, что изменение соотношения сил в военной сфере также может сыграть на руку Турции. Многие эксперты, говоря о ядерной программе Ирана, способную спровоцировать гонку вооружений на Среднем Востоке, в результате чего многие страны, включая Турцию, могут начать отстаивать право обладания ядерным оружием в будущем.

   Кроме того, следует обратить внимание на увеличение влияния Китая на среднюю Азию, ЕС и Восточную Европу, вследствие чего возможен пересмотр значения геополитического положения некоторых стран. Таким образом, главным остается вопрос о том, как Россия будет реагировать на снижение ее влияния в странах постсоветсткого пространства. С большой вероятностью можно заключить, что Москва продолжит выбранную ею жесткую линию, ведушую к столкновению интересов с Турцией. Вследствие чего последняя в свою очередь будет вынуждена пересмотреть «мягкую» линию поведения в отношении Москвы.

DemosEuropa – Центр Европейской Стратегии.

Оригинал статьи http://www.demoseuropa.eu/index.php?

Перевод с турецкого Алены Зубковой.