Россия всегда была заинтересована в стабильных хороших отношениях с Ираном, и поэтому она следит за каждым поворотом в развитии ситуации, касающейся «ядерного» Ирана,  пытаясь приложить максимум  усилий для ее стабилизации. Поскольку решения международного сообщества по этому вопросу могут напрямую повлиять и на ее положение в том числе. В чем же это влияние может проявиться?

   Во-первых, Иран занимает очень привлекательное положение для стран Запада, и если они добьются влияния на страну, то перед ними откроются огромные перспективы из-за геополитического положения Ирана и его ресурсов, и в этом случае Россия будет поставлена в условия крайне жесткой конкуренции. В случае же партнерства России и Ирана, образуется очень мощный альянс, который будет обладать хорошей конкурентоспособностью и сможет добиться значительного влияния, в том числе над странами Европы, поскольку будет контролировать огромный поток ресурсов.

    Во-вторых, создание Ираном ядерного оружия грозит серьезным подрывом региональной и глобальной безопасности. Оно может подтолкнуть остальные страны региона к развитию ядерной техники и привести к гонке вооружений в особо «взрывоопасном» регионе. В этом случае тень иранского "ядерного гриба " закроет все мировое сообщество, и Россию в том числе.

    В-третьих, ситуация вокруг Ирана также связана и с другими вопросами, подрывающими  российскую стратегическую безопасность, среди которых –  намерение развернуть американскую систему ПРО в Восточной Европе, под предлогом «борьбы с угрозой иранских ракет»... Последнее обстоятельство вынудит Россию предпринимать ответные шаги, такие как наращивание и размещение  войск и  ракет вблизи границ Европы. В российских СМИ ежедневно публикуются многочисленные статьи, в которых тщательно отслеживаются все события, связанные с возможностью введения новых санкций против Ирана.

    Но автору этих строк хотелось бы  рассмотреть российско-иранские отношения по этому вопросу с точки зрения третьей стороны, ничуть не менее заинтересованной в решении этого конфликта – а именно, арабских стран,  непосредственных соседей Ирана. Необходимо отметить, что позиция арабских стран во многом совпадает с российской, хотя возможность обретения Ираном ядерного оружия и дестабилизации в регионе их пугает значительно больше. Остановимся, к примеру, на оценке  русско-иранских отношений иракской газетой «Аль-Хаят». Ее корреспондент Раид Джабр, в своей статье «Москва хочет утвердить санкции против Ирана, для того, чтобы предотвратить войну» выделяет три основных элемента, подготавливающих основу для российских действий относительно сложившейся ситуации.

     Во-первых, это тема введения санкций. Автор утверждает, что в последнее время возросла возможность присоединения Москвы к лагерю тех, кто призывает к новым строгим санкциям против Ирана, поскольку она считает, что этот сценарий событий «гораздо лучше, чем ускорять принятие решений в военном направлении». Российские дипломаты начинают осознавать, что перспектива войны не исключена, и что, если они поддержат санкции, то не только предотвратят этим войну, но и дадут Ирану понять, что он «играет с огнем».

    Затем, автор подчеркивает, что Россия разочарована не только тем, что Иран действует вразрез с требованиями  международного сообщества. Ее огорчает, что Тегеран не стремится заключать с Москвой соглашений, подкрепляющих их дальнейшее сотрудничество, несмотря на приложенные российским руководством усилия, направленные на смягчение предыдущих санкций, наложенных на Иран. Джабр говорит о том, что Россия всегда действовала в пользу Ирана, не прислушиваясь к активной информационной кампании, базирующейся на том, что «Иран  – не надежный партнер России», в то время как Иран действительно не считал ее союзником.

     Во-вторых, это вопрос о русском военном экспорте в Иран. В этой связи, автор статьи упоминает о  проекте строительства русской АЭС «Бушер» и о том, что Россия надеется на то, что эти договора откроют дорогу новым подобным проектам. Джабр затрагивает также вопрос о поставке российских ракет в Иран: «Недавно было сделано объявление об отсрочке поставки Ирану современных ракетных систем модели «S-300». Источники, близкие к Кремлю, указывают на то, что Москва получила предупреждения со стороны Израиля о том, что в настоящее время предоставление ракет Ирану означает, что война неизбежна, поскольку это ракеты средней дальности и они очень эффективны для защиты ядерных объектов Ирана. Вместе с ракетами "Тор-М1" (которые Иран получил из России несколько лет назад) они составят мощную оборонительную систему, и уменьшат шансы нанесения серьезного удара по Ирану в критической ситуации.  Однако важно отметить, что период между поставкой иранцам этих ракет, их размещением и эксплуатацией колеблется от двух до трех лет, а это означает, что необходимо принять четкое и быстрое решение, для того чтобы запретить Тегерану размещение ракет и работу на местах в установленные сроки».

    Также автор говорит о том, что Россия не будет препятствовать давлению на Иран, если достигнет определенного успеха на постсоветском пространстве, что подразумевает собой уважение к интересам России в соседних странах. А это  проявляется в международном приветствии недавней победы Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, а также в том, что мировое сообщество молчит по поводу такого важного для России события как подписание соглашения о развертывании крупной российской военной базы в Абхазии, несмотря на отказ Европейского сообщества признать независимость этой республики от Грузии.

     И, наконец, существует вопрос израильского и западного военного экспорта в Грузию, против которого решительно выступает Москва и считает его поощрением Грузии в ее оспаривании российского влияния. В этой связи автор упоминает, что Нетаньяху  во время недавнего визита в Москву, затронул эту тему, заверяя РФ заморозить все виды израильского военного сотрудничества с Грузией.

     А в-третьих, это вопрос: «В какой степени российско-иранский альянс является стратегическим? И здесь автор статьи упоминает о тех положениях, в которых позиции обеих сторон сходятся, а именно: вопрос о разделе Каспийского моря, проблема сепаратизма в кавказском регионе, совместные проекты и прочие вопросы, объединяющие эти два государства. Исходя из этой статьи, заметно, что арабская позиция во многом схожа с российской, по крайней мере, российские действия находят определенное одобрение у соседей Ирана. И это неудивительно, поскольку  в интересах России и  арабских государств предотвращение военного конфликта в регионе.

Перевод с арбского Юлии Харсон.