С 10 сентября 2009 года, то есть с момента обнародования статьи Д.А.Медведева, на kremlin.ru поступило в общей сложности 18657 комментариев. Лидеру согражданами были заданы вопросы, касающиеся права, судебной системы, борьбы с коррупцией (17,37%) из общего числа поступивших. Экономике, технологии и науке посвящены  (29,03%) откликов. О политической системе, реформе госуправления и гражданского общества высказались (19,92%) авторов.
      Следовательно,  этих нештатных корреспондентов с их замечаниями и предложениями, заинтересовавшими руководителя государства, с полным правом можно назвать соавторами не столь распространенного в нашей стране жанра – Послания президента. И, надо думать, что практика совместной подготовки принципиальных документов, затрагивающих судьбы миллионов, сохранится в будущем, о котором президент так много и выразительно говорил 12 ноября в Кремле.
     Ключевое слово Послания – модернизация: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация, – говорил Дмитрий Анатольевич, – и это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».
      И далее: «Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура – все это создано большей частью еще советскими специалистами. Иными словами, это создано не нами, и хотя до сих пор удерживает нашу страну, что называется, на плаву, но стремительно устаревает – и морально, и физически. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».
      Отрадно, что глава государства сделал акцент на науке и развитии страны на основе научно-технического прогресса. Это касается и упомянутых проектов по ядерной энергетике, и отдельное внимание термоядерному синтезу и в целом теме рационального потребления ресурсов. Для реализации этой системной задачи потребуются многие ресурсы, которыми, к слову сказать, Россия не обделена.
       Речь идет в частности о  суперкомпьютерных системах, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных. С их помощью уже в пятилетней перспективе станет возможным проектирование новейших самолетов и космических аппаратов, автомобилей и ядерных реакторов. Ведь сложная техника, не прошедшая суперкомпьютерного моделирования, что называется, не положенная в цифру, через несколько лет просто не будет востребована рынком. А через два года, как утверждал оратор, по  электронным каналам связи будет осуществляться приём квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановка объектов недвижимости на кадастровый учёт и получение библиографической информации из государственных фондов и не менее важных 60 ключевых государственных услуг.
      А вот разделу Послания об образовании, – сфере радикального преобразования социума, я, что называется, аплодировал стоя. Особенно ласкала слух фраза, которая, с высокой степенью вероятности, «уйдет в народ»: «На одной из моих встреч с учителями, – вспоминал Дмитрий Анатольевич,  – ими было правильно замечено: хватит переставлять ударения в словах, надо заняться реальными проблемами, которых в нашей стране достаточно». Смысл этого наблюдения, как мне представляется,  распространяется на все отрасли народного хозяйства.
     Президент при этом предложил преобразовать педагогические вузы «в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Также глава государства высказал идею о привлечении к работе в школах специалистов без профильного образования, но способных «обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников». Он пояснил, что такие специалисты смогут пройти краткосрочные специализированные курсы…
     В очерке «Земля и школа» («Хранитель» от 6 января 2008 года http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=8284)  автор этих строк  фактически говорил о том же:  «Педагог-любитель… Не берусь судить, насколько уместно это определение. Применимо ли оно к людям, вовлеченным в неформальный учебно-педагогический процесс. Наставники мальчишек и девчонок без профильного педагогического образования… Не такое уж редкое явление. Разве что педстаж не идет, на Досках почета в учебных заведениях их портретов нет, но вот в сердцах детей, они прописываются пожизненно»… И далее следовал рассказ о наставниках из Орловской глубинки, которые учат детей ремеслам, востребованным жизнью и рынком.
     Коль скоро в своем Послании президент России опирался на народное мнение, то логично и естественно нашему народу стать соавтором реализации  конструктивных идей, предложенных лидером.


Владимир Давыдов.