Нет, это было сказано тысячи лет назад шумерским царем Хаммурапи IV! Как видим, проблема молодого поколения очень стара; может, она даже вечна и не решаема в принципе? 2009 год объявлен Президентом РФ Годом молодежи. Это признание того, что судьба  молодого поколения – судьба самого нашего государства. В констатации факта нет ничего нового, но важно, что пришло понимание ответственности власти за судьбу молодежи  и государства.  И если проблема молодежи в принципе решаема, то как?  Обратимся к ближайшему нам ХХ  веку. Когда и где проблемы молодого поколения вставали во весь рост?
      Германия, 20-е годы. Проиграна Первая мировая война, революция, безвластие, экономический хаос, массовая безработица, расцвет криминала, проституции, беспризорщина, наркомания, культурный декаданс, беззаконие. Молодежь полностью дезориентирована. Расцвет тайных обществ, Гитлер предлагает реванш, и молодое поколение идет в военизированные организации. Немецкий национализм стремительно принимает крайние формы – фашизм и милитаризм.
      Франция, 60-е годы. Развал  французской колониальной системы, проиграна война во Вьетнаме и в Алжире, потеряны  колонии в Африке, экономический  и глубокий моральный спад в обществе, рост национализма, тайное военное общество ОАС, покушения на де Голля, культурный хаос, массовые молодежные волнения. Их кульминация – «красный май» 1968 года, студенческие баррикады в Париже, требования коренного переустройства общества, бои с полицией и последующий глубокий   моральный кризис молодежи.
      Италия, 70-е годы: глубокий политический кризис –  правительства меняются чаще, чем месяцы в году, глубокий экономический спад, похищение и убийство премьер-министра Альдо Моро «красными бригадами», расцвет анархизма и терроризма среди молодого поколения, резкое неприятие моральных ценностей.
      США, 70-е годы, недавняя отмена расовой сегрегации болезненно переживается обществом, экономический спад, долгая и кровопролитная война во Вьетнаме приводит к массовым протестам молодежи и массовому отказу от военной службы, кризису доверия к политической системе Америки. Полузабытое ныне молодежное движение «битников» с центральной идеей  «внутренней эмиграции» – ухода молодежи от современной культурной и политической жизни  в изолированные общины – стремительно трансформируется в мощное молодежное протестное движение «хиппи». Под вопрос ставится вся система американских моральных ценностей. Она охватывает всю страну и   вынуждает правительство США прекратить войну во Вьетнаме и  со всей серьезностью обратиться к проблемам молодежи.
      Плоды дестабилизации Россия,  20-е годы. Революция, Гражданская война, разгул бандитизма, беззаконие, экономический хаос, массовая безработица, беспризорщина. Долгое и болезненное создание нового общества. Годы 90-е: новый виток истории – новые испытания. Развал СССР в результате вялой и неудачной попытки «перестройки» привел к вспышкам   национализма,  гражданским войнам и военным конфликтам по периметру границ в бывших республиках, экономическому хаосу, бандитизму, культурной деградации. Молодежь уходит в криминальные структуры, наркоманию, проституцию. Деградация всей системы прежних моральных ценностей грозит уже развалом России. Похожие ситуации  в бывших республиках СССР (Украина, Грузия, Узбекистан, Киргизия).   Как видим, всплески резко оппозиционных, деструктивных и аморальных явлений  в молодежной среде приходятся на моменты политической, экономической и психологической дестабилизации общества. Но  почему именно молодежь оказывается на переднем крае негативных событий, почему именно ею недовольны старшие?     
     «Перестройки» без руля и ветрил, провальные  реформы, социальные потрясения – это следствие   амбиций, ошибок, просчетов, манипуляций  взрослых. Именно взрослое поколение сознательно или по недостатку дальновидности и ответственности  разрушают существующую политическую и экономическую структуру общества, нарушают преемственность культурных и моральных ценностей. При этом личная или корпоративная  алчность, амбиции, глупость, безнравственность и недальновидность часто маскируются именно «заботой» о молодых. В результате неподготовленная молодежь, лишенная  усилиями отцов  религиозных и национальных традиций и ясно осознанных, проверенных временем канонов и перспектив выстраивания правильной жизни оказывается либо в черной зоне тотальной разрухи, либо в серой зоне беззакония, безработицы, бескультурья. Выходит, так называемые проблемы молодого поколения – это наши проблемы. Мы, взрослое поколение, их создаем и, следовательно, нам их и решать, А для этого надо выработать ответственную, реалистичную стратегию работы с молодежью в интересах долговременной стабильности российского общества. 
     А как у них? 
     Если обратиться к международному опыту, то  меньше всего молодежных проблем  в исторически наиболее стабильных государствах – Великобритании и Швеции, хотя  стратегии работы с молодежью там достаточно различаются. В Швеции министерство культуры на государственном уровне вырабатывает общие принципы молодежной политики (к примеру, бесплатное общее среднее и высшее образование). Но никаких государственных программ или национальных проектов помощи молодежи оно не финансирует, не вырабатывает и не контролирует!  Вся реальная забота о молодежи традиционно лежит главным образом на низовых структурах – муниципальных и сельских коммунах и неправительственных организациях (НПО). Принцип – как можно ближе к родителям, школам, университетам и частным фондам. Преимущество такой стратегии – полная независимость состояния заботы о молодежи от политической или экономической конъюнктуры в стране. В Великобритании же практически вся забота о молодежи лежит на государстве – оно формирует общую стратегию, вырабатывает общенациональные законы и программы поддержки, а также полностью их финансирует. Главным ответственным органом реализации молодежной политики там является министерство образования. Но финансирование программ ведется через молодежные комитеты, которые есть при каждом государственном органе – от министерств до самых низовых организаций. Это обеспечивает контроль за финансами на всех уровнях. В образовании упор делается не столько на доступность образования (оно практически на всех уровнях платное), а на его качество.   Минимизация безработицы осуществляется не за счет тщательного планирования трудоустройства, как в Швеции, а традиционно для Британии за счет широкого поощрения частной инициативы и создания  молодыми людьми собственного бизнеса, для чего существует широкая сеть центров бесплатного консультирования и содействия. Гражданское воспитание и усвоение национальных ценностей является частью государственной общеобразовательной программы  в начальной и средней школе. Таким образом, обе стратегии считаются наиболее успешными в Европе – при полном совпадении главных целей и несовпадении методов их достижения.
       Своим путем решает вопросы воспитания молодого поколения  Европейский Союз (ЕС). Здесь хотят убить одним выстрелом даже не двух, а трех зайцев и в рамках единой образовательной реформы одновременно обеспечить доступное и качественное образование, снижение безработицы и единый уровень гражданского воспитания. По расчетам Комиссариата ЕС по образованию, если к 2010 году будет достигнут 85%-й уровень   молодежи с высшим образованием, то это позволит одновременно сократить и уровень безработицы среди молодежи, и решить проблему унифицированного гражданского воспитания.  Но отдавая должное сложности и масштабности поставленных целей, ЕС не может похвастаться успехами. Там пока наблюдается практически повсеместное падение грамотности на школьном уровне. Так, в Румынии 60% учащихся почти не умеют читать и писать, в Болгарии – 54%, Греции – 27,7%, Италии – 26%, Испании – 25,7%. Падает грамотность –  растет безработица. В 2008 году среди молодежи в ЕС она достигла 18,7%. Даже в ранее благополучной Австрии эта цифра достигла рекордных 10,5%, что уже послужило причиной волнений в стране. В Германии, Голландии, Ирландии, Португалии  рост безработицы выражается в нарастании аполитичности молодежи.
       Во Франции, Италии Латвии, Литве недовольство переходит в антиправительственные бунты. Таким образом, опыт ЕС по форсированию унифицированных и комплексных программ воспитания молодежи на данном этапе нельзя назвать положительным. Стратегический ресурс А по какому пути идет работа государства с молодым поколением в России?  Задача молодежной политики – создание условий для развития и реализации способностей и потенциала молодых людей не только в своих собственных интересах, но и в интересах общества и государства. Ибо их успешное развитие зависит от степени социализации  –  вовлечения молодежи в жизнь общества – и создания для этого действенных механизмов. Это Комиссия Совета Федерации по делам молодежи, Комитет по физкультуре, спорту и делам молодежи при Государственной Думе РФ (законодательные органы), Министерство образования и науки (исполнительный орган федерального уровня). В этом же списке – Государственный комитет по делам молодежи при Правительстве РФ (координирующий орган), Государственный Совет по делам молодежи (контрольный орган) и аналогичные органы при парламентах и правительствах  всех субъектов Федерации и автономий вплоть до муниципальных органов.   Все эти структуры руководствуются «Стратегией государственной молодежной политики в РФ на период 2006 – 2016 гг.». 
      В ней сформулированы следующие цели: вовлечение молодежи в общественную практику;  привлечение к решению приоритетных задач: полная компьютеризация обучения; Интернет для всех школ страны; поощрение творческой деятельности молодежи и воспитание молодых предпринимателей; интеграция в общество молодежи, оказавшейся в трудных жизненных условиях (помощь инвалидам, сиротам, заключенным, мигрантам, наркоманам ). Для решения этих задач разработан  ряд федеральных проектов: «Здоровье молодежи» – пропаганда и внедрение здорового образа жизни, поддержка спорта;  «Гражданин России» – укрепление патриотизма, привлечение молодежи к политической и общественной жизни, создание НПО для молодежи; «Молодая семья» – поддержка молодых семей, укрепление семейных традиций, борьба с беспризорностью и безотцовщиной, исправление демографической ситуации и др. Следует  отметить, что по уровню вовлечения государственных структур и широте охвата проблем молодежи российская стратегия (по крайней мере на бумаге) уникальна и не имеет аналогов в Европе или в США. Все это хорошо, но только при условии ее эффективного выполнения! А это ахиллесова пята многих российских программ. Психология многих госчиновников такова, что молодежная политика представляется им чем-то  если не абстрактным, то надуманным: если они что-то и делают, то под давлением «сверху» или лидеров молодежных организаций. К тому же в программных документах  ничего не говорится о том, что курировать молодежные программы, работать с подрастающим поколением должны люди в первую очередь высоконравственные.
      На недавнем заседании президиума Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации» особое внимание было уделено оборонной организации страны РОСТО (ДОСААФ), – структуре, способной, по мнению властей, решать важные задачи в сфере молодежной политики. А ведь ее прежние руководители полностью дискредитировали себя, позволив разбазарить имущество организации. Чему такие люди могли научить молодежь? Известный ученый в области философии образования, социологии молодежи, молодежной политики доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский полагает: общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс. Вдумайтесь в такие тревожные цифры. В 1992 году из 174 стран, по которым ООН рассчитывала «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), Россия занимала 52-место, войдя в число 63 государств с высоким уровнем ИРЧП. Но уже спустя два года Россия скатилась вниз: занимая 119-е место, она практически замыкала перечень государств со средним уровнем развития ИРЧП. Ныне мы уже не первый год  в третьей группе —  стран с низким уровнем ИРЧП.
     ООН отнесла Россию к развивающимся стран, но и в их списке мы далеко не первые. Молодежная политика сегодня должна служить главной цели – возрождению России. Очевидно, положение изменится, когда власть осознает:  эта политика – удел не одного лишь какого-то  «ответственного» госоргана, а высокая миссия всего государства. Она  включает проблемы демографии, здравоохранения, образования, культуры, военной службы, общественных организаций. Причем важно не количество программ и подпрограмм, а гармоничное вхождение молодого поколения в общественную и экономическую жизнь России, сохранение и приумножение традиционных  национальных ценностей: семьи, культуры, моральных  убеждений, идеалов гуманизма. То есть всего того, за что ратует на своих страницах «РФГ» А ответственны за это мы – «родительское» поколение.

Евгении Полуэктов, советник Государственной Думы РФ.